Дневник кино
  

актриса, режиссер, продюсер

родилась
23 января 1928, Париж, Франция

IMDb

Жанна Моро

Jeanne Moreau

Статья

Александр Минаев
24 августа 2005

ОСТРОВ МОРО

Первые кинороли и первые отзывы о них, не предвещали блестящего будущего двадцатилетней актрисе, успевшей несмотря на молодость добиться значительного успеха на театральной сцене.

Она станет явлением мира cinema лишь через десять лет после своего экранного дебюта. С тех пор и до наших дней за Жанной Моро прочно закрепилась слава одной из самых крупных актрис мирового кино. Моро – это загадка женственности, это шарм естественной красоты, это скандал, это чувственность и полное пренебрежение условностями.

Жанна Моро родилась 23 января 1928 года. Ее мать, английская балерина, танцевала на сцене "Фоли Бержер", но оставила сцену по настоянию мужа, хозяина небольшой парижской гостиницы. В детстве и дочь мечтала о карьере балерины, но потом увлеклась театром. Отец снова попытался проявить характер – строго запретил девушке думать о сцене. Но ему пришлось смириться с упрямством дочери – с 15-ти лет Жанна посещала курсы актерского мастерства Дени Динеса, затем училась в Консерватории на отделении драматического искусства, а уже в 19 приняла участие в Авиньонском театральном фестивале. Сценический дебют был настолько успешным, что Моро получила приглашение войти в состав "Комеди Франсэз". В этом театре Моро дебютировала в спектакле по произведению И. Тургенева (Месяц в деревне). Третий театральный сезон она встретила уже знаменитой. За четыре года работы в "Комеди Франсез" молодая актриса без всякой ученической робости сыграла немало ролей классического репертуара. Перед Жанной Моро открывалась блестящая перспектива, но она внезапно перешла из "Дома Мольера (как иногда называют КФ) в национальный Народный Театр к прославленному Жану Виллару, чтобы играть на одной сцене с Жераром Филиппом. Его, Филиппа, и американскую актрису Бэтт Дэйвис Моро назовет своими кумирами в профессии.

В 48-м Моро выходит замуж за актера и режиссера Жана-Луи Ришара, а через год рожает сына Жерома. С 1948 по 1954 год Моро играла почти в трех десятках пьес на сценах различных театров, в 48-м же состоялся и экранный дебют.

Кинематограф, конечно, не мог остаться равнодушным к красоте и таланту Жанны Моро хотя поначалу он не находит достойного места для нетипичной и слишком самостоятельной молодой актрисе. Моро появляется в десятке картин где ее партнерами выступали такие звезды как Жан Габен и Жан Марэ. Из ряда лент раннего периода можно выделить лишь криминальный шедевр Жана Беккера Не тронь добычу по роману корифея полицейского жанра Альбера Симонена.

Очаровательно серьезная, самобытная, немногословная, невозмутимая и загадочно красивая актриса привлекла к себе внимание молодых мастеров "новой волны". В 1957 году один из представителей этого направления – режиссер Луи Маль, предложил Жанне роль Флоранс в своей первой картине Лифт на эшафот и затем в Любовниках. Оба фильма становятся трамплином в карьере Жанны Моро. В Опасных связях Роже Вадима она снимается с Жераром Филипом, в Модерато кантабиле с Жан-Полем Бельмондо (за эту роль Жанна получила Приз на МКФ в Канне), в картине Ночь ее партнером был Марчелло Мастроянни. По меткому замечанию одного из критиков, Моро играет драму личности масштаба античной трагедии в окружении скучной буржуазности. После работы у Франсуа Трюффо в его шедевре - Жюль и Джим на Моро обратили внимание режиссеры мирового кино. Говорят, Лукино Висконти предлагал ей роль Нади в своей картине Рокко и его братья, но Жанна отказалась.

Даже без имени великого итальянца список мастеров, работавших с Моро, впечатляет, чтобы не сказать больше. Ее снимали – Микеланджело Антониони, Джозеф Лоузи, Луис Бунюэль, Орсон Уэллс, назвавший Жанну лучшей исполнительницей в истории кино. Именно Уэллс вдохновил Моро испытать себя в режиссуре, и в 76-м актриса заканчивает наполненный автобиографическими деталями фильм Свет.

В середине 70-х уже новое поколение французских режиссеров- в лице Бертрана Блие и Андре Тешине находит в Жанне "свою" актрису... Некоторое время Моро проводит в Голливуде – она живет в Беверли Хиллз и вместе с писательницей Генриеттой Елинек готовит свою вторую режиссерскую работу – картину Подросток. В 1980-м актриса возвращается в Европу – играет в театре и снимается в нескольких заметных ролях в фильмах Лоузи и Фассбиндера, считавшего Жанну Моро абсолютным воплощением Женственности.

Райнер Вернер Фассбиндер был не одинок в таком отношении к Жанне Моро. Верная своей привычке действовать, повинуясь порывам, акриса тянет за собой шлейф любовных скандалов – после развода с Ришаром, Жанна была женой и музой Луи Маля, которого ненадолго (всего на 2 года) сменил голливудский режиссер Уильям Фридкин. Ей приписывают более чем дружеские отношения с Пьером Карденом, считавшимся неисправимым геем. Жанна Моро была причиной шумного развода английского режиссера Тони Ричардсона с Ванессой Редгрейв. Как то звезда призналась: "Моя сила – всего лишь в полнейшем отсутствии кокетства, в честности и сильнейшем желании непременно заполучить то, что хочу".

В 80-х все крупные роли сыграны в театре, а кинематограф благополучно замещают другие виды деятельности – Моро актриса ведет циклы телепередач о живописи, снимает телефильм об американской актрисе Лилиан Гиш, записывает музыкальные диски, председательствует во многих фестивальных жюри, дает курсы драматического искусства. Правительство удостаивает ее Ордена Почетного Легиона, а в 92-м Жанне Моро вручают премию Сезар - за лучшую женскую роль в Старой даме, гулявшей в море.

Что ж, время идет...