
Режиссер: М. Найт Шьямалан
Продюсеры: Сэм Мерсер, Скотт Рудин, М. Найт Шьямалан
Сценарист: М. Найт Шьямалан
Оператор: Роджер Дикинс
Композитор: Джеймс Ньютон Ховард
В ролях: Хоакин Феникс, Эдриан Броди, Брайс Даллас Ховард, Уильям Херт, Сигурни Уивер, Брендан Глисон, Черри Джонс, Селия Уэстон, Джон Кристофер Джонс, Фрэнк Коллинсон, Джейн Аткинсон, Джуди Грир, Фрэн Кранц, Майкл Питт, Джесси Эйзенберг, Зэк Уолл, Уиллем Зуур, Лиз Стобер, Джон Раск, Чарли Хофхаймер, Скотт Сауэрс, Джордан Берт, Джейн Лоу, Тим Мойер, Джой Анайа, Кевин Фостер
Таинственный лес
Village, The











Алексей Дубинский
1 октября 2004
В Америке Таинственный лес - это все-таки Деревня, и различие принципиально. Как всегда, Шьямалан точен в указании источника зла, и от смены пространств многое меняется концептуально – в русском названии слышен триллер, в американском – метафизическая притча. И вновь режиссер в финале переворачивает с ног на голову смысл фильма, однако на сей раз в своих обманках заходит так далеко, как никогда не заходил. Ведь при всей неожиданности его финалов, он был честен со зрителем – и мертвецы были настоящими (Шестое чувство), и пришельцы (Знаки), и даже супермены (Неуязвимый). Неудивительно, что разгадка Леса так разозлила многих критиков. Например, Роджер Эберт, разразившись гневной рецензией, заявил, что критикам стоит воздержаться от спойлеров – не потому, что будет испорчен просмотр, а потому что никто смотреть не станет.
Мне же, ранее с трудом воспринимавшим феномен Шьямалана, буквально от противного кажется, что режиссер наконец-то освободил себя от мистико-фантастической шелухи и сделал, возможно, лучший фильм в своей карьере. Ведь почему неглупая история деревни, замкнувшейся в самой себе, обязательно должна казаться неудачным фокусом зарвавшегося иллюзиониста, которому уже и показать-то нечего? Неожиданным финалом лента не исчерпывается; эта неожиданность открывает горизонт для новых смыслов, тех, что Шьямалан заложил с самого начала. Потому что жители Ковингтона, сбежавшие однажды от городского зла, не способны без остатка раствориться в собственном добре и благости, а потому вынуждены восстанавливать нарушенный мировой порядок, извечный паритет между добром и злом, где одно не существует без другого – и наоборот. Есть и особый смысл в том, что истинная сущность ковингтонских чудищ открывается не бунтующему Люциусу, умному, серьезному и способному намного больше своих сверстников; нет, она открывается безумцу Ною и слепой Айви.
Отсюда я буду утверждать, что Деревня (именно так!) – удача, тем более, для американского кино, где чуть больше разума, чуть больше смысла – и получается не блокбастер, а фильм М. Найта Шьямалана.