
Режиссер: Питер Уир
Продюсеры: Питер Уир, Сэмюэл Голдвин-мл., Дункан Хендерсон, Джон Бэрд Манулис
Сценаристы: Питер Уир, Джон Колли
По роману Патрика О'Брайана
Оператор: Расселл Бойд
Композиторы: Айва Дэвис, Кристофер Гордон, Ричард Тоньетти
В ролях: Расселл Кроу, Пол Беттани, Джеймс Д'Арси, Эдвард Вудалл, Крис Ларкин, Макс Пиркис, Джек Рэндалл, Макс Бенитц, Ли Инглби, Ричард Пэйтс, Роберт Пью, Ричард МакКэйб, Йан Мерсер, Тони Долан, Дэвид Трелфолл, Билли Бойд, Брайан Дик, Джозеф Морган, Джордж Иннес, Уильям Мэннеринг, Патрик Галлагер, Алекс Палмер, Марк Льюис Джонс, Джон ДеСантис, Усмане Тиам, Тьерри Сегалл, Айдан Блэк
Хозяин морей: На краю земли
Master and Commander: The Far Side of the World











Алексей Дубинский
29 ноября 2003
Очевидно, что Хозяин морей - один из лучших американских фильмов 2003 года. Прекрасная морская сага о долге и преданности, любви к родине без иронии, противостоянию суеверному внутреннему страху и виртуозному умению держать курс по ветру. Экипаж "Великолепного" - исключительно цельные, искренние натуры, каждый честен перед собой и другими - от юнги и боцмана до капитана и врача. На протяжении почти двух с половиной часов вы не найдете ни одного мерзавца и подлеца (не считать же таковыми врагов англичан, тоже смелых бойцов?), и все драматическое повествование от начала до конца вступает в откровенную конфронтацию с поточной голливудской продукцией, выстроенной на жесткой, обязательной схватке полярных характеров, позитива и негатива, Добра и Зла. Давно ли вы смотрели приключенческий фильм, где нет героев и злодеев?
Фильм за фильмом бывший австралийский режиссер Питер Уир создает уникальные галереи портретов, лишенных типовых жанровых черт. Драматизм его историй располагается в координатах личных человеческих трагедий. Хозяин морей так и строится - как чередование одной яркой драмы с другой, еще более яркой. Юнга теряет руку в бою, молодой офицер уверен, что проклят, и кончает с собой, доктор Мэтьюрин получает случайное ранение - все эти фрагменты, составляющие основу фильма, обрамлены двумя важными, но вряд ли главными событиями - поражением "Внезапного" в начале и его безукоризненной победой в конце. Внутри же - то удивительное свойство настоящих фильмов держать зрительское напряжение на высочайшем уровне воссозданием повседневной рутины, картинами тривиального быта; лишь умелый художник подбирает верно те краски, что рождают немалый восторг: на экране - ничего, а смотришь - не оторвешься.
Можно сделать, конечно, скидку на то, что корабельное пространство эффектно, а батальные сцены натуралистичны благодаря лишь ухищрениям, ставшим прерогативой исключительно современного "компьютерного" кино. Но вот что идет от подлинного, во все времена ценного и избежавшего девальвации мастерства, так это создание старомодной атмосферы, где что ни ситуация - так столкновение нравов. На периферии ситуаций таких - море; указать лишь для примера на одну - где моряки чуют собственного Иону на борту и не могут подавить мистический ужас. Однако главный конфликт в другом. Капитан Обри, возможно, прямолинейный и нередко узколобый, но отважный и блестящий моряк, фрегатом движет от одного сражения к другому, предсказывая будущее лишь до момента, когда закончится бой. Наукософски настроенный доктор Мэтьюрин воспринимает плавание "Внезапного" как способ расширить и пространство, и время. Их жаркий спор, красной нитью пролегающий через весь поход, суть определение эпохи - что победит: желание раздвинуть границы не только имперских владений, но и знаний о мире, или консервативное кружение на месте. Баклан подождет, уверяет Обри доктора, полфильма гоняющегося за необычной птицей, и режиссер иронично, возможно, даже легковесно, росчерком пера в финале ставит многоточие, словно несерьезное пиццикато, сыгранное на скрипке капитаном-дилетантом. Историю вы знаете, подмигивает Уир, сами разберетесь, кто здесь прав и за кем будущее, а наш рассказ закончен. Благо покойный Патрик О'Брайан, тот, по роману которого снят фильм, пару декалогов о Джеке Обри накатал, так что от зрителей зависит, появится ли продолжение.