Дневник кино
  

США - Исландия, 2001, 102 мин.

драма / комедия / фантазия

Режиссер: Хэл Хартли

Продюсеры: Фридрик Тор Фридрихсон, Хэл Хартли, Сесилия Кэйт Рок

Сценарист: Хэл Хартли

Оператор: Майкл Спиллер

Композитор: Хэл Хартли

В ролях: Сара Полли, Роберт Джон Берк, Джули Кристи, Хелен Миррен, Бальтазар Кормакур, Илен Бергельсон, Гудрун Мария Бьарнадоттир, Бесси Бьярнасон, Хельги Бьорнсон, Стэйси Доусон, Мария Эллингсен, Энтони Джангранд, Эрика Гимпелё, Билл Сэйдж

Монстр

No Such Thing

Оценка 5 из 10Оценка 5 из 10Оценка 5 из 10Оценка 5 из 10Оценка 5 из 10Оценка 5 из 10Оценка 5 из 10Оценка 5 из 10Оценка 5 из 10Оценка 5 из 10
Награды
Постеры

Алексей Дубинский
1 июня 2003

Помимо прославленного "независимого" Хэла Хартли над Монстром трудились также Фрэнсис Форд Коппола в качестве исполнительного продюсера и самый знаменитый исландский режиссер Фридрик Тор Фридриксон - в качестве продюсера. Другой популярный исландец Бальтазар Кормакур исполняет роль эксцентричного ученого Мэтта Арто, единственного человека, способного убить монстра. В ролях, кроме него, задействованы Сара Полли, Хелен Миррен и Джули Кристи - не самые последние имена в актерской гильдии. Загримированный Роберт Джон Берк напоминает Жана Марэ у Кокто, напрямую отсылая нас к Красавице и чудовищу. Тем не менее, всего великолепия этого человеческого материала оказалось недостаточно, чтобы создать по-настоящему удачное кино. Многие критики отмечали, что Хартли взялся за несвойственный себе жанр сатиры, а воплотить задуманное решил как раз в свойственной себе манере задумчивого, слегка отстраненного лирического стихотворения. Такая задумчивость над судьбой мира, уже не способного ни пугаться, ни восхищаться чем-то неожиданным, а лишь превращать его в сводку телевизионных новостей, достаточно быстро надоедает. Тут одно из двух - либо ты злой, либо задумчивый. Хартли, впрочем, поначалу честно пытается играть в сатиру: пока Беатрис добирается до аэропорта, она попадает в пробки из-за террористов и забастовок, перед вылетом становится свидетельницей перестрелки, маршрут ее рейса меняют самым издевательским образом и в довершение она еще попадает в авиакатастрофу, оказываясь единственным выжившим пассажиром.

Но дальше такого сгустка сатирических ударов не наблюдается. Любовно снятые исландские скалы для режиссера едва ли не важней самой истории. Чем к финалу ближе, тем сатира становится более аморфной, расплывчатой. Удачна лишь Хелен Миррен в роли цепкого босса отдела теленовостей, ее игра выше всяких карикатур, и героиня предстает едва ли не персонифицированным злым гением информационного мира. В принципе, подобной же метафизики Хартли не чужд в изображении монстра, но здесь получается намного слабее. Монстр, как выясняется, существует со времен зарождения человечества, но ни в его суждениях, ни в суждениях ученого Арто не вырастает интересный образ загадочного мистического существа; монстр - это всего лишь актер в маске. Хартли хотел побольней уязвить мир, но уязвил лишь самого себя.