
Великобритания - Германия - Ирландия, 2000, 105 мин.
Режиссер: Пол МакГуиган
Продюсеры: Джонатан Кавендиш, Норма Хейман
Сценарист: Джонни Фергюсон
Оператор: Питер Сова
Композитор: Джон Дэнкуорт
В ролях: Малколм МакДауэлл, Дэвид Тьюлис, Пол Беттани, Саффрон Барроуз, Кеннет Крэнэм, Джейми Форман, Эдди Марсан, Эндрю Линкольн, Дуг Аллен, Разак Адоти, Кэван Клеркин, Дэвид Кеннеди, Джонни Харрис, Антон Валенси, Алекс МакСуини, Мартин Уимбуш, Бинки Бэйкер, Мартин Ред, Джонни Гулд, Дон МакКоркиндэйл, Ральф Коллинс, Чарлз Андерсон, Артур Найтингейл, Джек Пирс, Эмма Гриффитс Мэлин, Гэри МакКормак, Шон Чэмпан, Кэролайн Пегг, Дэйв Улд, Надин Леонард, Джо МакИннес
Гангстер №1
Gangster №1











Алексей Дубинский
29 ноября 2003
Поразительная лента, в которой зрителей с толку может сбить только откровенно броское, рассчитанное на коммерческий успех название. Потому что, несмотря на впечатляющие сцены насилия и мрачный юмор (действие открывается скабрезной, но смешной шуткой), фильм далек от стандартов криминальных саг о гангстерах - как от классических образцов, вроде Лица со шрамом или Крестного отца, так и от стебных, издевательских вывертов в стиле Тарантино. На самом деле, фильм оказывается отличным исследованием образа вечной шестерки, человека, переживающего сложное, противоречивое чувство любви-ненависти к своему другу или покровителю. Наверное, нечто схожее обуревало поступками талантливого мистера Рипли, влюбленного в Дики Гринлифа, или же Максом, видевшим соперника в своем друге Нудлзе из Однажды в Америке (кстати, едва ли не первом значительном фильме, который оказался больше, чем простое гангстерское кино).
Когда 55-й (он намеренно обезличен, то есть, лишен имени) смотрит на Фредди Мейса, в нем борются сразу два чувства - желание молиться на этого человека и с отчаянием ему завидовать. Тонкий вкус Фредди, его стиль, его уверенность - все это кружит голову 55-му, сводит его с ума, вырастает до гигантских размеров в его больном, бредовом сознании. Он пытается обладать своим кумиром, но, осознавая невозможность подобного, уничтожает его, занимая его место. Здесь и происходит главная трагедия. Внезапно завистник осознает, что недостаточно одеваться, как кумир, прикалывать к лацканам пиджаков такие же дорогие булавки, жить в его доме, наконец, полностью обладать его властью. Что-то несоизмеримо большее ускользает от 55-го. Ведь несмотря на внешнюю привлекательную крутизну, Фредди способен любить и тонко чувствовать, а спустя много лет ему удается даже стать совсем другим человеком. Эпигону не дано осознать тайну этого легкого дыхания, что приводит его к духовному и физическому краху. Пол Беттани и Малколм МакДауэлл (кстати, единственные в фильме, кому вдвоем пришлось прослеживать судьбу одного героя в течение тридцати лет) вместе создают образ душевной опустошенности такой небывалой силы, что фильм со столь непритязательным названием легко может проходить по разряду искусства.