ФИЛЬМЫ | ИМЕНА | НОВОСТИ | СТАТЬИ | БИБЛИОТЕКА | ГЛАВНАЯ
Библиотека

Михаил Ямпольский. Память Тиресия
Исследование известного культуролога Михаила Ямпольского посвящено интертекстуальности в кинематографе. Проблема решается на примерах фильмов Гриффита, Эйзенштейна, Бунюэля и Браунинга, причем собственно кинематографом свои теории Ямпольский не исчерпывает, заходя на территории других искусств - литературы, живописи и т.д. А таинственное название книги сам автор объясняет следующим образом: "Среди пророков, которым боги сохранили память после смерти, есть один особенно примечательный - это Тиресий. Будучи юношей, он случайно увидел купающуюся в ключе Ипокрены богиню Афину и из-за этого был ослеплен, но одновременно и наделен даром провидения. Позже, бродя по склонам Килленской горы, он случайно увидел спаривающихся змей и на годы превратился в женщину. Этот двуполый слепец был выбран богами, чтобы вечно нести в себе неугасающую память. Слепой Тиресий встречает Одиссея в Аиде, узнает его и пророчествует ему о будущем. Рядом с провидцем странник обнаруживает свою мать, которая видит, но не узнает сына. Слепота оказывается более зрячей, потому что хранит во тьме сознания образы прошлого. Узнавание - это сопоставление видимого со знаемым, с тем, что уже было. Лишенная памяти мать "не видит" сына. Беспамятное зрение слепо… Зрячесть, зрение, видение, смотрение - все эти понятия связаны со зрелищем. Многие тексты культура представляет нам в виде движущихся изображений. Кинематограф в XX веке становится воплощением этого стремления культуры к наращиванию зрелищного. Но история, рассказанная Гомером, напоминает нам о том, что видеть и не помнить означает не понимать. Память Тиресия оказывается лучшим зрителем…"

Зигфрид Кракауэр
"От Калигари до Гитлера.
Психологическая история немецкого кино"

Знаменитое исследование крупнейшего теоретика и историка кино Зигфрида Кракауэра посвящено, пожалуй, самому продуктивному периоду в немецком кино - 10-30-м годам ХХ века. Начиная с т.н. архаичного периода, Кракауэр прослеживает судьбу одной из самых интересных мировых кинематографий периода зарождения и становления киноискусства. В книге анализируются фильмы Мурнау, Пабста, Вегенера, Ланга, помимо того, вы найдете в ней богатейший исторический материал. Впрочем, по заявлению самого Кракауэра, его "вовсе не интересует немецкое кино как таковое. Эта книга должна обогатить наши представления о догитлеровской Германии". Действительно, это один из интереснейших психологических портретов нации и страны, выполненный с помощью кино. Книга впервые была опубликована в 1947 году. Русская публикация - М., "Искусство", 1977

Содержание:
Введение | Архаический период | Послевоенный период | Время стабилизации | Догитлеровский период | Комментарии

Франсуа Трюффо. Кинематограф по Хичкоку
Книга снята с сайта по требованию правообладателя.

Сергей Добротворский. Кино на ощупь
Книга снята с сайта по просьбе журнала "Сеанс".

 © Алексей Дубинский. Все права защищены. 2003-2005 пишите мне