Дневник кино
  

США - Франция, 2000, 108 мин.

триллер / драма

Режиссер: Кэтрин Биглоу

Продюсеры: Джанет Янг, Сигурьон Сигватссон, Шон Уиммер, Э. Китман Хо

Сценаристы: Элис Арлен, Кристофер Кайл

По роману Аниты Шреве

Оператор: Эдриан Биддл

Композитор: Дэвид Хиршфелдер

В ролях: Шон Пенн, Кэтрин МакКормак, Сара Полли, Элизабет Херли, Джош Лукас, Кьяран Хиндс, Ульрих Томсен, Андерс В. Бертельсен, Кэтрин Картлидж, Ричард Донат, Джозеф Раттен, Джон Уэлф, Вайнесса Шоу, Адам Карри, Джон МакЛарен, Рита Квист, Ян Тор Кристофферсен, Кэтрин Келлнер, Карл Джулиуссон, Питер Кобболд, Р. Д. Колл, Скоби, Мердок МакДоналд, Мишель Майе

Вес воды

Weight of Water, The

Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10
Награды
Постеры

Алексей Дубинский
9 апреля 2003

По сути дела, Кэтрин Биглоу, заработавшая славу уникального голливудского постановщика, делающего ставку на жесткие, совершенно "мужские" истории (Вороненая сталь, На гребне волны, Странные дни), в своей новой ленте пошла против самой себя. От нее, видимо, ждали очередного "сурового" фильма, она же сделала ленту, весьма далекую от этих жанров, тем самым поставив себя под удар. Вес воды практически никому не понравился, словно режиссеру вообще отказано в праве выходить за рамки собственных жанровых предпочтений и зрительских о нем представлений.

Вес воды основан на сенсационном романе Аниты Шреве, которая размешала свою фантазию с реально происшедшими более ста лет назад трагическими событиями, и из подобной книги действительно торчат петли типичного дамского рукоделия. Но вот ругать за это Биглоу в высшей степени глупо - у нее-то фильм получился выразительным, лишенным присущим многим постановкам безликости, очень сочным и с запоминающимися актерскими работами (в особенности, Сары Полли, Кэтрин МакКормак и Шона Пенна).

Это не детектив, ибо разгадку давнего преступления Джин Джейнс выясняет, откопав в каком-то архиве признания настоящего убийцы (зритель может понять, кто он, с самого начала), а при желании она могла бы сделать это, не отправляясь на остров. Это, к тому же, весьма и весьма условный триллер, поскольку драматическая развязка вытекает в нем не из цепочки шокирующих, держащих в напряжении моментов, а из размеренного, спокойного и продуманного действия. Биглоу словно демонстративно отбрасывает в сторону то, что у нее так здорово получалось, меняя любимые жанры на неизведанную пока психодраму.

Биглоу уверенно чередует события более вековой давности с современной историей, скупыми, но точными деталями сопоставляя двух главных героинь - Марен и Джин. Марен Хонтведт отправляется в Америку с нелюбимым мужем, но вместо обетованной земли получает угрюмый, неприветливый островок, словно ставший ее темницей. Она молчалива, трудолюбива и обладает прекрасной выдержкой ("я знала, что если однажды расплачусь, уже не смогу остановиться"). Вечно промозглая погода, неприветливый остров, происхождение Марен (холодная норвежка) - все символизирует невозмутимую оболочку, где теснятся, давят друг друга чувства и эмоции, буйству которых позавидовал бы самый горячий сластолюбец. Так же и Джин - она давно уже привыкла держать при себе свои чувства, не давая им выход наружу. Выплеск диких, уже неконтролируемых страстей произойдет синхронно, и Биглоу мастерски монтирует два кульминационных пика, зарифмовывая шторм, в который попадает яхта Джейнсов, с жестокими убийствами, которые совершает истинный виновник происшедшего на Сматтиноус.

Генеалогически Вес воды восходит к тонкой драме Романа Поланского Нож в воде, блестящему образцу "историй на яхте". Есть, видимо, какая-то внутренняя закономерность, что любая подобная увеселительная прогулка не может ничем хорошим закончиться. И чем дальше уходишь в море, тем ближе к роковой черте. Ведь море - вечное эротическое начало, а если воспользоваться образом героя фильма, поэта Томаса Джейнса, то "Вес воды" - о той невероятной власти плоти, которой подвержен каждый человек, вступивший в пору половой зрелости. В ленте соблазну плоти подвержен практически каждый герой, и практически каждый не может избежать его. Можно грубо сказать, что все беды "от секса", а если быть точнее - многовековое плотское влечение обеих полов друг к другу, даже если в это оказываются вовлечены взрослые люди с богатым жизненным опытом, способно разрушать и уничтожать чужие судьбы. Человеческая плоть - мощная деструктивная сила, и Вес воды - прекрасное предостережение нашим неосторожным страстям и желаниям. Парадоксально, но едва ли не каждая предыдущая лента Биглоу рассказывала практически о том же самом.