Дневник кино
  

Австралия, 1975, 107 мин.

драма / фантазия

Режиссер: Питер Уир

Продюсеры: Хэл МакЭлрой, Джим МакЭлрой

Сценарист: Клифф Грин

По роману Джоан Линдсей

Оператор: Расселл Бойд

Композитор: Брюс Смитон

В ролях: Рейчел Робертс, Вивьен Грэй, Хелен Морс, Кирсти Чайлд, Тони Лльюэлин-Джонс, Джекки Уивер, Фрэнк Ганнелл, Анна-Луиза Лэмберт, Кэрен Робсон, Джейн Вэллис, Кристин Шулер, Маргарет Нелсон, Ингрид Мэйсон, Дженни Ловелл, Джанет Мюррей, Уин Робертс, Кэй Тэйлор, Гарри МакДоналд, Мартин Вон, Джон Фейган, Питер Коллингвуд, Ольга Дикки, Доминик Гард, Джон Джэрретт, Вивьенн Грэйвс, Анджела Бенчини, Мелинда Кардуэлл, Аннабел Пауэри, Аманда Уайт, Линди О'Коннелл, Верити Смит, Дебора Маллинс, Сью Джеймисон, Бернадетт Бенчини, Барбара Ллойд, Фэйт Клейниг

Пикник у Висячей скалы

Picnic at Hanging Rock

Оценка 10 из 10Оценка 10 из 10Оценка 10 из 10Оценка 10 из 10Оценка 10 из 10Оценка 10 из 10Оценка 10 из 10Оценка 10 из 10Оценка 10 из 10Оценка 10 из 10
Постеры

Алексей Дубинский
19 декабря 2003

В довольно ровном, интересном творчестве режиссера Питера Уира Пикник остается лучшей его лентой, подлинным прорывом, до уровня которого он не поднялся даже в самых значительных работах. Помимо своей изысканной, тончайшей красоты фильм является одним из значительных примеров постижения категории пространства - как в метафизическом, так и кинематографическом смысле. Что случилось у Висячей скалы неважно уже потому, что загадка будоражит и доводит до исступления многих героев, особенно смельчаков, рискнувших пуститься в собственные поиски, а мисс Эпплъярд она под конец сводит с ума; но сам Уир, располагая реальными фактами, даже не стремится выдумывать собственные версии происшедшего, заставляя нас теряться в догадках. Напротив, таинственная история позволяет ему сыграть в увлекательнейшую из кинематографических игр - провести зрителя по самому простому пути, превратив прямую дорогу в бесконечный петляющий ребус. Какое-то время мы действительно следуем за пропавшими девушками теми же извилистыми скалистыми поворотами, не подозревая, что уже вместе с ними оказались в расставленной режиссером ловушке. В какой момент случается нечто, кардинально перекраивающее пространство, когда обманывает нас режиссер, вынуждая поверить в мистическое, призрачное исчезновение, составляет неотъемлемую часть загадки не столько реально случившейся три четверти века назад, сколько загадки подлинного режиссерского мастерства.

Но тем, кто виртуозным играм в кино предпочитает подтексты и смыслы, лента предлагает дополнительные удовольствие выстраивать свои концепции о столкновении человеческого сознания с неподвластными ему гранями бытия. Перед самым исчезновением часы останавливаются ровно в полдень, а небо заволакивает красное облако - пространство словно напряглось и приготовилось к броску. Садовник объясняет своему недалекому помощнику, увлеченно разгадывающему головоломку Эпплъярда, что природа преподносит сюрпризы на каждом шагу, сталкивает нас с такими формами жизни, о которых мы не знали и понаслышке. Если уж иные растения способны двигаться, то почему этого не могут скалы; что если физически девушки никуда не пропадали, однако Висячая скала причудливо, но и незаметно человеческому глазу перестроила саму себя, раз и навсегда заключив в объятиях бедные, трепетные сердца? Если в природе существует незримое поразительное движение не только живых форм, то кино - единственное из искусств, способное вообразить это плавное, ускользающее от взора течение максимально зримо, на высочайшем поэтическом уровне.