
Режиссер: Ридли Скотт
Продюсеры: Шон Бэйли, Тед Гриффин, Джек Рапке, Ридли Скотт, Стив Старки
Сценаристы: Николас Гриффин, Тед Гриффин
По роману Эрика Гарсиа
Оператор: Джон Мэтисон
Композитор: Ханс Циммер
В ролях: Николас Кейдж, Сэм Рокуэлл, Элисон Ломан, Брюс МакГилл, Брюс Олтман, Стив Остин, Дженни О'Хара, Бет Грант, Шейла Келли, Фрэн Кранц, Тим Келлехер, Найджел Гиббс, Билл Сэйто, Тим Макулан, Стоуни Уэстморлэнд, Линн Энн Леверидж, Джаннина Фасио, Соня Эдди, Майкл Клоссин, Ким Кэссиди, Пол Хаббард, Монна Михаэлл, Деннис Андерсон, Марко Кирис, Джерри Хок, Джим Зулевич, Рэмзи Малоки, Энди Шеррилл, Кэйт Стил, Адам Кларк, Дэниэл Виллареал, Марко Ассанте, Мелора Уолтерс
Великолепная афера
Matchstick Men











Алексей Дубинский
20 октября 2003
В очередной раз Ридли Скотт поражает своим талантом к мимикрии. От фильма к фильму, как хамелеон, он меняет стили и жанры, начисто избавляет себя от накатывающихся приступов "авторства" и не стесняется браться за то, чего не делал раньше. Как всякому талантливому ремесленнику, Скотту все равно, что снимать, будь то боевик, фантастика, триллер или исторический эпос. В том-то и состоит его мастерство, что в каждом жанре он сумеет отыскать золотую середину, точку опоры, которая позволит удержаться на весу его конструкции.
Новый фильм (на сей раз трагикомедия - терра инкогнита для Скотта) способен ловко выскользнуть из тесных объятий зашкаливающих - в плюс или в минус - оценочных суждений, как и оригинальное название Люди-спички без потерь для смысла легко меняется на безликий русский вариант Великолепная афера. Восторженные поклонники фильма видят в нем вершины актерского мастерства, хотя ни в игре Кейджа или Рокуэлла, ни в сюжетном построении нет чего-то сверхоригинального. А наши критики почему-то ополчились на ленту за ее очевидное якобы морализаторство, хотя любые формы дидактики Скотта как художника не интересуют (не верите? - пересмотрите Ганнибала). Уж если на то пошло, Рой, простивший за все, что с ним сделали, взамен получил намного больше - Анджела, по сути, его превратила в другого человека, избавила от комплексов и фобий, вернула уверенность в себе, в конце концов, подарила новую жизнь, очищенную от всякой шелухи. Тогда в чем же мораль фильма? Ведь не в том, что нужно устраивать великолепные аферы, дабы излечить человека от его депрессий. Великолепная афера, скорее, о способности человека меняться, пользуясь предложенными жизненными обстоятельствами. Довольно свежий мотив для Скотта - практически все другие его герои оставались неизменны.