Дневник кино
  

США - Великобритания, 2005, 110 мин.

фантастика / комедия

Режиссер: Гарт Дженнингс

Продюсеры: Гэри Барбер, Роджер Бирнбаум, Джонатан Гликман, Ник Голдсмит, Джэй Роач

Сценаристы: Дуглас Адамс, Кэри Керкпатрик

По роману Дугласа Адамса

Оператор: Игорь Джаду-Лилло

Композиторы: Джоби Тэлбот, Берни Лидон

В ролях: Мартин Фриман, Зуи Дешанел, Мос Деф, Ричард Гриффитс, Стивен Фрай, Уорвик Дэвис, Анна Чэнселлор, Хелен Миррен, Джон Малкович, Билл Найи, Алан Рикман, Сэм Рокуэлл, Келли МакДоналд, Саймон Джонс, Билл Бэйли, Сью Эллиот, Доминик Джексон, Томас Леннон, Марк Лонгхерст, Йан МакНис, Стив Пембертон, Марк Гэтисс, Рис Шерсмит, Джек Стэнли, Марк Уилсон

Автостопом по Галактике

Hitchhiker's Guide to the Galaxy, The

Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10
Награды
Постеры

Алексей Дубинский
24 июня 2005

Проголливудский старт в космос из британской глубинки с двумя зайцами на борту получился смешным, именно что по-голливудски незатейливым (словно вопреки причудливой фантазии создателя автостопщиков), поверхностным, но убедительным.

Неудивительно, что фильм вызвал раздражение не только у многих поклонников Адамса, но и вообще у фанов научной фантастики и Звездных войн в частности: если и был первоисточник зубастой сатирой на бюрократические ценности современного мира, то его экранизация больше кажется язвительной профанацией жанра. Уж слишком очевидно напрашиваются аналогии с эпопеей Лукаса – фильм вышел в год заключительного Эпизода III и в пику разветвленным, многоуровневым лукасовским фантазиям представляет Вселенную одной большой абсурдистской клоакой. В этом видится явное упрощение, вообще свойственное любой сатире, – очень удобно представить мир скопищем идиотов, управляемых главным идиотом, – в такое верится сразу и окончательно.

Но фильм, являясь такой вот своеобразной сатирой, легко при этом избегает другого жанрового определения, обычно сопряженного с фантастической сатирой, – он слишком явно не антиутопия. Да, бюрократическая махина на Земле сносит домик Артура Дента, и та же махина, уже в галактических размерах, сносит Землю – в обеих случаях исключительно для строительства дороги. Но это не кафкианский кошмар и не оруэлловский; это больше напоминает Монти Пайтонов или развеселый ужас из земекисовского Кролика Роджера, где безумная мультяшка тоже пыталась сравнять Мультград с землей и провести вдоль него ненужную магистраль.

Потом выясняется, что Вселенная – такой большой пространственный конструктор с миллионом запасных деталек, и межгалактическая инженерия отстраивает снесенные планеты с точностью до миллиметра. Противники фильма видят в этом потворство банальным хэппи-эндам, но почему бы не представить финальный поворот логическим завершением общего идиотического настроя ленты? А еще это облегченный такой вариант знаменитого «вечного возращения» – без философских закидонов и умствований.

Не знаю, где в английском эквивалент русской идиоме «ткнуть пальцем в небо» (жест профессионального космического хичхайкера!), но для оценки фильма точно можно воспользоваться любимым выражением американских обозревателей кино, более чем здесь подходящим, – two thumbs up!