Дневник кино
  

США, 1957, 92 мин.

вестерн / драма

Режиссер: Делмер Дэйвс

Продюсер: Дэвид Хейлвейл

Сценарист: Хэлстед Уэллс

По рассказу Элмора Леонарда

Оператор: Чарлз Лоутон-мл.

Композиторы: Джордж Данинг, Нед Вашингтон

В ролях: Гленн Форд, Ван Хефлин, Фелиция Фарр, Леора Дана, Генри Джонс, Ричард Джэкел, Роберт Эмхардт, Шеридан Коумрэйт, Джордж Митчелл, Роберт Элленстейн, Форд Рэйни, Дороти Адамс, Вуди Чэмблисс, Барри Кертис, Ричард Девон, Фрэнк Хэгни, Джерри Хартлбен, Гай Уилкерсон

В 3:10 на Юму

3:10 to Yuma

Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10
Постеры

Алексей Дубинский
25 декабря 2003

Скромный, наверняка не претендовавший в год создания на место в пантеоне классики, этот фильм Делмера Дэйвса пытается открыть психологическое измерение в жанре вестерна, преодолевая его сложившиеся и даже закостеневшие стандарты. Нередко в описаниях Юмы критики отсылают к шедевру Фреда Циннемана Ровно в полдень, хотя сложнее найти для него более полярный фильм, чем этот. Речь даже не о внешних сюжетных оппозициях (здесь - простой фермер, там - шериф; здесь - покадровое присутствие зла, там - мучительное его ожидание; и т. д.), сколько о явном внутреннем противовесе на уровне главных характеров. Циннеман исследовал чувства человека, брошенного окружающими на произвол судьбы и в одиночку противостоящего натиску врага. У Дэйвса единый конфликт поделен на двух героев, и, к удивлению зрителей, основной упор сделан на грабителя Уэйда, нежели на его оппонента. Все-таки Хефлин играет Эванса изначально положительным, не колеблющимся в своих действиях и просто захваченным силой обстоятельств; в его позиции нет и грамма сомнения, а потому она вполне предсказуема. Герой Форда намного интересней - вкрадчивый, жизнерадостный, уверенный в победе убийца весь фильм преподносит сюрпризы, словно разрываясь между маргинальной своей сутью и благородством души.

Впервые Уэйда мы видим в момент ограбления кареты, когда для разрешения ситуации он спокойно убивает своего человека, а следом отдает приказ отправить застреленного им кучера в родной город. Противоречивость его поступков проявляется и дальше. Он готовит новый налет, но с риском для себя временно остается один. Соблазняет местную трактирщицу, но его поведение больше напоминает учтивого джентльмена. Позже, в своих отношениях с Эвансом пытается примирить стремление к свободе с тем нарастающим уважением, которое он испытывает к человеку, держащему его под прицелом. Форд, в других вестернах нередко игравший протагонистов, уверенно здесь усложняет традиционный образ злодея; делает он этого поступательно и доказательно, так что развязка драматической поездки на Юму кажется закономерным итогом мастерского построения не столько сюжетного действия, сколько убедительных психологических портретов; не сомневаюсь, при этом, что для некоторых финал станет полной неожиданностью.