Дневник кино
  

Франция, 1998, 85 мин.

комедия

Режиссер: Франсуа Озон

Продюсеры: Оливье Дельбос, Марк Миссоннье

Сценарист: Франсуа Озон

Оператор: Йорик Ле Сокс

Композитор: Эрик Нево

В ролях: Адриен де Ван, Марина де Ван, Антуан Фишер, Стефани Ридо, Жюль-Эммануэль Эйюм Дидо, Эвелин Дендри, Франсуа Мартюре, Люсия Санчез, Жан Душе

Крысятник

Sitcom

Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10
Постеры

Алексей Дубинский
12 марта 2003

Молодой французский режиссёр Франсуа Озон, с места в карьер вошедший в кино, полюбовно разбирается в своей первой ленте с мифом стопроцентной французской семьи (на манер стопроцентных американцев). За фасадом идиллической картинки с мирно ужинающей семейкой скрывается неплохой наборчик отборнейших извращений: инцест, мазохизм, гомо- и педофилия, мастурбация и прочие прелести потаённых страстей. Развлекаясь подобным образом, Озон себе в предшественники выбирает Пазолини и Бунюэля; перед нами словно Теорема, переложенная языком Скромного обаяния буржуазии. Начиная с потрясающей сцены (папаша приходит домой, его встречают с криками "С днем рожденья тебя!", а он открывает по семейке огонь), он сразу задаёт тон всему повествованию — злому, шокирующему и, кстати, крайне весёлому.

Оригинальное Sitcom — не просто привычная комедия ситуаций (положений). Ситком — это и популярные телевизионные шоу для всей семьи, где обычно проповедуются высоконравственные ценности, поданные под толстым-толстым слоем дешёвых комедийных ситуаций и диалогов, сопровождаемых неизменным закадровым смехом, столь же обезличенно-идиотским, как и сами ситуации с диалогами. Озон намеренно стилизует действие под сериальное шоу, выстраивая декорации на манер зализанных, слащавеньких телевизионных домиков и квартир, и даже удивительно, как он ещё умудряется избежать соблазна дать зрительский смех за кадром. При этом ни о каких нравах не может идти речи: Озон выделывает со своими плоскими и безликими героями то, что обычно делает ребёнок с набором солдатиков, выстраивая их по собственному разумению и заставляя двигаться по нужному ему маршруту. Вот и Озон накручивает одну невероятную (казалось бы) ситуацию за другой, словно некий автор ситкома, уже и не знающий, чем бы таким удивить зрителей.

Занятно, что идеи и сюжеты того ниспровергательного, антибуржуазного кинематографа, за которые мастера кино не раз подвергались обструкции в 60-70-х, сегодня, напротив, оказались ко двору, только приветствуются, а сами фильмы становятся призёрами самых престижнейших кинофестивалей. Вот и схожее с Крысятником тематически Счастье Тодда Солондца привело в том же году в восторг интеллектуалов обоих полушарий. Препарированию и выявлению скелетов в шкафу буржуазная семья на полном серьёзе подверглась у датчанина Томаса Винтерберга в Торжестве. А в Голливуде комплект "Оскаров" получила Красота по-американски Сэма Мендеса. И нужно сказать, что в этом ряду Крысятником Озона определённо выделяется в лучшую сторону, потому что явно не заставляет зрителя напрягаться по поводу глубокого осмысления весёлого действа. Что если бы не было этой крысы?