Дневник кино
  

США, 2006, 167 мин.

триллер / драма

Режиссер: Роберт Де Ниро

Продюсеры: Роберт Де Ниро, Джеймс Дж. Робинсон, Джейн Розенталь, Фрэнсис Форд Коппола

Сценарист: Эрик Рот

Оператор: Роберт Ричардсон

Композиторы: Брюс Фаулер, Марсело Зарвос

В ролях: Мэтт Дэймон, Анджелина Джоли, Алек Болдуин, Тэмми Блэнчард, Билли Крадап, Роберт Де Ниро, Кир Даллеа, Майкл Гэмбон, Мартина Гедек, Уильям Херт, Тимоти Хаттон, Марк Иванир, Гэбриэл Мэхт, Ли Пэйс, Джо Пеши, Эдди Редмэйн, Джон Сешнс, Олег Штефанко, Джон Туртурро, Елена Шмуленсон, Джек Мартин, Энн-Мари Кассон, Роберт Бермудес Корделл, Дэвид Кромметт

Ложное искушение

Good Shepherd, The

Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10
Постеры

Алексей Дубинский
28 февраля 2007

Де Ниро, задумавший вскрыть подноготную одной из главных мировых разведок еще десять лет назад, в 90-х наверняка и думать не думал свой фильм снимать в а-хронологическом формате. Но сегодня, похоже, поведать эпос длиною в три десятка лет линейным «толстовским» языком не представляется возможным – почему и кто так решил, концов не сыщешь, но актер-гений, второй раз севший в режиссерское кресло, у времени не просто вывихнул колено, но раздробил все кости и сложил в ином порядке. Сделал это, чего греха таить, технично, но механистически, что зачастую выглядит подражанием лучшим образцам. Однако, как случается в лентах такого рода, причудливая игра со временем рождает не только интересные ассоциативные связи эпох, но выставляет главного героя в необычном свете.

Эдвард Белл, умница и вообще талантливый мистер, профессиональный организатор заговоров и спецотделов, появляется перед нами в 1961-м, потом ныряет в далекий 1939-й, чтобы время от времени вновь всплывать на поверхности шестидесятых, – и при этом не меняется никак. К ужасу или к удивлению, человек не просто не стареет – он словно и не взрослеет, оставаясь в том же состоянии, когда по заданию агента ФБР пошел на первое дело. Гримеры едва не каждого актера так или иначе отмечают в его переходе из одного возраста в другой; даже фальшивые, излишние круги под глазами Анджелины Джоли призваны скрыть природную молодость актрисы, из которой томящаяся в одиночестве домохозяйка примерно такая же, как из Лары Крофт – боярыня Морозова. Нет только очевидных превращений самого Эдварда – мы их не видим, то ли не желаем видеть в облике замкнутого, малословного и малосимпатичного человека. И чем ближе к финалу, тем меньше мы понимаем, кто перед нами. (Чья это заслуга – сценариста или Мэтта Дэймона, который со своей бесцветной внешностью идеально вписался в роль? сними Де Ниро ДиКаприо, случился бы тот же результат?)

Что любит Эдвард, что чувствует, что переживает – загадки не просто отгородившегося от всех мужчины, нет, ответ в другом – Эдвард не любит, не чувствует и, похоже, создает только видимость переживаний; его привязанность к сыну представлена по касательной – его невесту-шпионку он уничтожает не из любви к нему, а в интересах страны. Кто-то, дорвавшись до власти, гребет под себя, кто-то спивается или заканчивает полным циником, кто-то завидует и страдает – все в фильме по-своему меняются, перетекая из одного состояния в другое; сам Де Ниро играет генерала Салливана, искреннего патриота, физически разваливающегося на глазах. Не меняется и не перетекает только Эдвард, хорошо смазанный и функционирующий винтик.

Служение родине Эдвард доводит до нонсенса, он стерилизует понятие, удаляет из него любые признаки человеческого (включая пресловутый патриотизм), превращая в полную абстракцию, будто делает редкое открытие – чем абстрактней идея, чем более она бесплотная, тем лучше и четче работает механизм. В финале он даже не сходит с ума от непосильного груза тайн, от которого сломался бы любой нормальный человек; как может сломаться от тайн тот, кто из них одних и состоит (в шесть лет Эдвард выкрал посмертное письмо застрелившегося отца, но распечатал его, разменяв шестой десяток). Эдвард - человек-функция, человек без свойств, уникальное порождение уже не Бога, а того начала, что давно уже прописалось на земле, узурпировав полномочия демиурга. Можно сказать, Эдвард продал душу, если бы она у него была, а можно – что проиграл себя, если бы это его хоть как-то задевало. Похоже, Де Ниро искренне верит, что бесперебойную систему способны выстроить только те, что ставят на кон все – и не ломаются. Потому что нечему ломаться. Потому что нет ничего на кону. Вы уже видели в кино таких героев?