Дневник кино
  

США - Чехия, 2005, 118 мин.

фантазия / комедия / триллер

Режиссер: Терри Гиллиам

Продюсеры: Дэниэл Бобкер, Чарлз Ровен

Сценарист: Эрен Крюгер

Оператор: Ньютон Томас Сигел

Композитор: Дарио Марианелли

В ролях: Мэтт Дэймон, Хит Леджер, Джонатан Прайс, Лена Хеди, Моника Беллуччи, Петер Стормаре, Петр Ратимеч, Барбара Лукезова, Анна Раст, Джереми Робсон, Радим Калвода, Мартин Хоффман, Йозеф Пепа Нос, Гарри Гиллиам, Мирослав Таборски, Роджер Эштон-Гриффитс, Марика Сара Прохазкова, Маккензи Крук, Ричард Ридингс, Алена Якобова, Рудольф Пеллар, Дана Доналова, Петра Доналова, Ханус Бор, Ота Филип, Одри Хэмм, Анника Марджан, Лукаш Бех, Карел Количек, Джулиан Блеч, Брюс МакЮэн, Мартин Кэван, Ева Рейтерерова, Дениза Вокуркова, Мартин Светлик, Ян Ангер, Лаура Гринвуд, Франтишек Велечки, Якуб Зиндулка, Милан Гаргула, Драгомира Фиалкова, Людек Элиас, Яна Радойчикова, Томаш Ханак, Дениза Малиновска, Йозеф Вайнар, Петр Врсек, Бара Рудлова, Андреа Милачкова, Андреа Сочуркова, Даниэла Кубичкова, Вероника Лулова, Вера Узелакова, Симона Вчалова, Жюли Венхауэрова, Дебора Хайд, Вацлав Чалупа, Иржи Крейцир, Камила Брудерова

Братья Гримм

Brothers Grimm, The

Оценка 5 из 10Оценка 5 из 10Оценка 5 из 10Оценка 5 из 10Оценка 5 из 10Оценка 5 из 10Оценка 5 из 10Оценка 5 из 10Оценка 5 из 10Оценка 5 из 10
Награды
Постеры

Алексей Дубинский
13 октября 2005

Новый фильм Терри Гиллиама вызвал вздох разочарования у критиков и стойких поклонников режиссера. Являясь профессионально и даже искусно сделанным летним развлечением, лента неплохо передает визуальный тип мышления одного из лучших современных постановщиков, но отказывает нам в главном – оригинальном саркастически-абсурдистском взгляде на мир, которым прославился создатель Бразилии и Барона Мюнхаузена. Действительно, Братья Гримм полны облегченных нравоучительных прописей, которых полон любой американский блокбастер, и Гиллиам, кажется, не пытается противостоять голливудским правилам и увлеченно «играет в пространство» - создает увлекательный мир страшного леса, с любовью стилизует старину и жонглирует сюжетами и мотивами немецких сказочников. В жанровом табели фильм близок Сонной лощине Бертона, но стоит рангом ниже – хотя бы потому, что от Гиллиама ждешь иного. Чудесная задумка, выставляющая братьев ловкими мошенниками, этакими Мюнхаузенами наоборот (в отличие от легендарного барона, который бескорыстно фонтанировал байками собственного производства, фольклористы Гримм ради заработка умело пользуются чужими сказками), могла привести к блистательной фикции о мире тотальных выдумок, эпохе суеверий и мифического сознания, бледнеющей и сдающейся под натиском нахально наступающего язвительного рационализма. Ведь еще в Священном Граале и Джабберуоки Гиллиам с «монти пайтонами» увлеченно пародировал и развеивал популярные мифы – точнее, шаблоны современного восприятия исторических и мифологических событий. Но коварные выдумщики, которые сами творят собственную мифологию, оборачиваются двумя славными парнями с по-голливудски правильным набором комических и драматических черт, а фикция оборачивается сказкой. В самом жанре волшебной сказки ничего плохого нет, и сам фильм как сказка вполне работает. Однако не дело режиссеру, чей стиль органично вписывается в жанр антиутопии и больше напоминает затянувшуюся галлюцинацию с размытыми границами и очертаниями, делать историю с прямолинейными чудесами, превращениями, ведьмами и чудовищами. В этом смысле «черный» фантазер Бертон больше сказочник, нежели Гиллиам, фантазер саркастический, который это кино снимал не столько по велению души, сколько как профессиональный знаток ремесла.