Дневник кино
  

США, 2003, 125 мин.

драма

Режиссер: Алехандро Гонзалес Иньярриту

Продюсеры: Роберт Салерно, Алехандро Гонзалес Иньярриту

Сценарист: Гильермо Арриага

Оператор: Родриго Прието

Композитор: Густаво Сантаолалла

В ролях: Шон Пенн, Беницио Дель Торо, Наоми Уоттс, Дэнни Хьюстон, Карли Наон, Клэйр Пэкис, Ник Николс, Шарлотт Гейнсбур, Джон Рубинстайн, Клеа ДюВалл, Эдди Марсан, Лойд Кейт Сэлтер, Антеф Э. Харрис, Мелисса Лео, Марк Томас Мюссо, Тереза Дельгадо, Трент Ди, Тони Вон, Пол Калдерон, Денис О'Хэйр, Анастасия Херин, Карло Албан, Хаи Куан Тран, Энни Корли, Шэрон Бишоп, Джерри Чипман, Том Ирвин, Роберто Медина, Арита Траан, Родни Ингл, Кэтрин Дент, Кевин Х. Чэпман, Лайза Санчес

21 грамм

21 Grams

Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10
Постеры

Алексей Дубинский
24 марта 2004

Прием нелинейного повествования, который предлагает мексиканец Иннариту в своей второй полнометражной ленте (первая - Сука-любовь), очевиден настолько, что эта его очевидность на нет сводит ту сложность в восприятии фильма, которая наверняка возникла бы, маскируй режиссер свои намерения поизощренней. На самом деле ничего сложного: понимание правил игры приходит сразу же, когда видишь первый отчетливый прыжок во времени. Просто Иньярриту идет чуть дальше Тарантино, обожающего тасовать хронологию своих новелл. В 21 грамме прозрачное зеркало фабулы расколото на множество кусочков и затем склеено в самом прихотливом порядке; зеркало от этого своих качеств не потеряло и в нем увидеть можно все то же, что и в неразбитой стекляшке. Но при этом - нечто большее.

Иньярриту не случайно заставляет нас практически сразу же узнать и чем все началось, и чем все закончилось. Потому что перед нами не простая история, где нужно гадать, как там все дальше повернется и будет ли хэппи-энд. Перед нами сжатое в кольцо время, где идиллия жизни и ее трагедия сразу умышленно стянуты в одну жестокую рифму, чтобы мы уже по кругу отслеживали ту причинно-следственную связь, которая постепенно, по цепочке, случайность за случайностью (а может, по принципу закономерности) приводит наши жизни от счастья к изломанности судеб. Может, это Бог - сцены с Джорданом просто "завалены" распятиями, а сам герой, словно Иов, ведет свою маленькую богоборческую войну. Может, это наша неспособность жить - только что потерявший собственное сердце Риверс не может с легкостью принять чужое; это подтверждается и физически: доктор сообщает профессору, что скоро случится отторжение. А может, это жизненное безволие - наркотики и алкоголь отравили Кристину не только изнутри, но и снаружи, уничтожили все, что попало в пределы ее пространства.

В конце концов, финальный пассаж о 21 грамме уравнивает все три точки зрения на суку-судьбу: Бог ли нам управляет, или мы сами так бездарно распоряжаемся отпущенным нам временем, но душа у каждого все равно весит одинаково, пусть и отлетает она в разное время. Отвлеченность философских реприз не делают чести режиссеру, а, может, напротив, зрительская неспособность уловить точную, отчетливую мысль режиссера, не делают чести самому зрителю - это не важно. Важней другое - дробит, склеивает и закольцовывает Иньярриту столь эффектно, практически без швов, что как кино 21 грамм вполне состоялся. А мы о душе задумались - и то неплохо.