Дневник кино
  

Великобритания, 2002, 107 мин.

драма / триллер

Режиссер: Стивен Фрирс

Продюсеры: Роберт Джонс, Трэйси Сиуорд

Сценарист: Стив Найт

Оператор: Крис Менгес

Композиторы: Натан Лэрсон, Кристиан Хенсон

В ролях: Одри Тоту, Чиветель Эджиофор, Серхи Лопес, Софи Оконедо, Бенедикт Вонг, Златко Бурич, Крисс Досан, Сотигуи Коуят, Жан-Филипп Экоффи, Норма Думезвени, Израэль Адурамо, Йеми Аджибад, Низвар Каранж, Деобиа Опареи, Джеффри Киссун, Кенан Худаверди, Дэймон Янгер, Пол Бхаттачарджи, Дэррелл Д'Силва, Аби Гухад, Джейлло Эдвардс, Рита Хэмилл, Рон Стеннер, Джеманеш Соломон, Наоми Симпсон, Барбер Али, Юсуф Олтин, Фисун Берджесс, Сабина Майкл, Майкл Меллингер, Нома Думезвени, Адриан Скарборо

Грязные прелести

Dirty Pretty Things

Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10
Постеры

Алексей Дубинский
5 августа 2003

Целыми днями Окви спасается от сна, для чего жует листья растения, обладающего свойствами наркотика, и нетрудно представить, что может привидеться человеку, находящемуся в состоянии перманентной бессонницы и наркотического опьянения. А если учесть, что выловленное эмигрантом в унитазе сердце - явление, по сути, до крайности сюрреалистическое, покрепче уха в линчевском "Синем бархате", то, сложив подобные обстоятельства воедино, можно получить по-настоящему нестандартную историю раздваивающейся, разваливающейся на глазах реальности. Для этого способствует даже главное место действия - со времен коэновского "Бартона Финка" отель способен видоизменяться, приобретая мистические очертания адова пространства.

Фильм, тем не менее, снимал не Линч и не Коэны, а Стивен Фрирс, режиссер уверенно чувствующий себя исключительно в экранизациях и реалистических историях и теряющийся перед любым движением в сторону от реальности - вот почему мелкотравчатой у него вышла обновленная история Джекила и Хайда в "Мэри Рейлли". Поэтому с "Грязными прелестями" он поступил проще - никаких сдвигов. Окви - не просто эмигрант, он дипломированный врач, отличный игрок в шахматы, беглец от нигерийского правительства и вообще "облико морале"; такой не спутает сердце ни с другим органом, ни с чем-нибудь еще. Пусть он днями поглощает наркотики, это никак не запятнает его светлой репутации. И Шинай пусть днями скрывается от полиции, нарушает требования эмигрантских служб и ворует, даже не смотря на изнасилование, к концу фильма она останется чистой и невинной. Неудивительно, что неизвестный Чиветель Эджиофор и прославленная Одри Тоту, предлагающие лишь стандартный пакет положительных эмоций, кажутся малоинтересными и на фоне главного антагониста проигрывают.

Напротив, Серхи Лопес - классический злодей, из редких актеров, которые умеют не просто отыгрывать свою роль, но и наслаждаться ей. Он, пожалуй, единственный, на кого здесь интересно смотреть. Хуан слегка гротесковый, чуть карикатурный мерзавец, и актер тонко чувствует явный сказочный, невсамделишный подтекст и роли, и всей истории.

Однако в интервью Фрирс пытался убедить, что его фильм о тех, кого англичане (надо думать, не только они) обычно не замечают, не понимая, что реально вся экономика страны держится именно на них. Эмигранты - вот те скромные, невидимые труженики, которые готовы трудиться за гроши и позволяют помыкать собой. Не исключено, что изначально сценарий об этом и был написан, не зря в свое время фильм порывался снять Дэмиан О'Доннелл, которому тема особенно близка после комедии "Восток есть Восток" - о семье лондонских эмигрантов из Пакистана. Однако нигериец, турчанка, русский - шаблонный набор во всех смыслах положительных беженцев, помимо которых режиссер ничего больше предложить не может. Лента оборачивается смотрибельной, но банальной и плоской драмой без тени двусмысленности и сложности представленной темы, ее финал разочаровывает, а создатель кажется представителем сообщества недалеких, либералистски настроенных граждан, во имя абстрактных гуманистических представлений готовых оправдывать что угодно, от терроризма до незаконной эмиграции.

Фрирс утверждает, что в "Грязных прелестях" всего понемногу от каждого жанра - триллера, мелодрамы, социальной драмы. На деле же, фильм находится за пределами всех этих жанров и не принадлежит ни одному из них. Это ни триллер, ни внятный романтический рассказ, ни толковое социальное исследование. Это кино, схожее с одной из своих жертв, - существо, у которого удалили почку, рану зашили и заставили продолжать судорожное существование.