
США - Германия, 2002, 109 мин.
Режиссер: Питер Космински
Продюсеры: Хант Лаури, Джон Уэллс
Сценарист: Мэри Эгнес Донахью
По роману Джанет Финч
Оператор: Эллиот Дэвис
Композиторы: Томас Ньюман, Эрл Роуз
В ролях: Элисон Ломан, Мишель Пфайффер, Рене Зельвегер, Робин Райт Пенн, Патрик Фьюджит, Светлана Ефремова, Билли Коннолли, Ноа Уайл, Эми Акуино, Скотт Аллан Кэмпбелл, Дебра Кристофферсон, Марк Донато, Коул Хаузер, Лейла Кензл, Дринда Ла Лумиа, Джеймс Лэшли, Тэйрин Мэннинг, Мелисса Марсала, Даллас МакКуинни, Брайан Маллиган, Эллисон Манн, Кали Роша, Стивен Рут, Дженнифер Сэксон, Марк Соупер, Лиз Стобер, Соломон Берк-мл., Джон Биллингсли, Элиза Боканегра, Сэм Кэтлин, Дарлен Бохоркес, Вернон Хаас, Шон Хэппи, Кэти Лэдман, Майра Ламар, Джеймс В. Ли, Дэниэл Мандер, Девонда Манган, Мелисса МакКарти, Роджер МакИнтайр, Саманта Шелтон, Карл Сандрстрём, Джеймс Кимо Уиллс, Бифф Йягер
Белый олеандр
White Oleander











Алексей Дубинский
25 июля 2003
Белый олеандр в названии - не только экзотический цветок; фильм недвусмысленно намекает, что олеандр - и сама ревнивая художница, и ее злосчастная дочь. Помещенный в стакан молока, цветок выделяет яд; так и Астрид всякий раз разрушает то идиллическое пространство, в котором оказывается не по своей воле. И цветок, и Астрид не виновны в своей "ядовитой" природе, но попадая в руки ревнивой и хладнокровной Ингрид, становятся ее орудием смерти. Для обычной мелодрамы подобная метафора может показаться едва ли не художественным достижением. На самом деле, фильм гораздо проще, в чем нас зазывно пытаются переубедить создатели, и может рассматриваться как упрощенный женский вариант отличной голландской ленты "Характер". Герой "Характера" воспитывает в сыне силу и волю посредством многолетнего вытравливания из него лучших качеств. Ингрид учит дочь быть сильной и противостоять злому миру, требуя не идти на поводу собственной доброты и душевной щедрости. Астрид пытается сопротивляться ядовитым росткам ее учения, но мать все равно сильнее. К сожалению, в сопоставлении двух вариантов истории о воспитании чувств, мужского и женского, второй явно проигрывает: в "дамском" фильме по "дамскому" роману такие героини невольно кажутся простыми стервами. Впрочем, в этой истории о постепенно разрушающейся душе процесс показан достаточно гладко, что мне лично позволяет оценить фильм чуть выше, чем того требует случившийся результат.