Дневник кино
  

США, 2007, 158 мин.

драма

Режиссер: Пол Томас Андерсон

Продюсеры: Пол Томас Андерсон, Дэниэл Лупи, ДжоЭнн Селлар

Сценарист: Пол Томас Андерсон

По мотивам романа Эптона Синклера Нефть!

Оператор: Роберт Элсуит

Композитор: Джонни Гринвуд

В ролях: Дэниэл Дэй-Льюис, Пол Дэно, Диллон Фрэйзер, Кевин Дж. О'Коннор, Кьяран Хиндс, Барри Дел Шерман, Пол Ф. Томпкинс, Сидней МакКаллистер, Дэвид Уиллис, Кристин Олейнижак, Келли Хилл, Джеймс Дауни, Дэн Суэллоу, Роберт Арбер, Дэвид Уильямс, Ханс Хоус, Колтон Вудвард, Хоуп Элизабет Ривз, Коллин Фой, Рассел Хэрвард, Мартин Стрингер, Джейкоб Стрингер, Мэттью Брэйден Стрингер, Джозеф Масси, Харрисон Тэйлор, Стоктон Тэйлор, Кевин Брезнахан, Джим Мескимен, Эрика Салливан, Рэндалл Карвер, Коко Ли, Боб Белл, Джой Роулс, Луиз Грегг, Эмбер Робертс, Роберт Кэролайн, Джон У. Уоттс, Бэрри Брюс, Айрин Дж. Хантер, Джон Читвуд, Дэвид Уоршофски, Том Дойл, Роберт Бэрдж, Джон Бертон, Роналд Крат, Хьюи Руди, Стивен Бэрр, Роберт Хиллс, Боб Бок, Винс Фройо, Фил Шелли

Нефть

There Will Be Blood

Оценка 10 из 10Оценка 10 из 10Оценка 10 из 10Оценка 10 из 10Оценка 10 из 10Оценка 10 из 10Оценка 10 из 10Оценка 10 из 10Оценка 10 из 10Оценка 10 из 10
Постеры

Алексей ДУБИНСКИЙ

Безусловный и в художественном плане не имеющий конкурентов лидер прошедшей «оскаровской» церемонии, фильм, который американские киноакадемики отказались признать лучшим, в качестве компромисса выбрав снятый буквально по соседству триллер Джоэла и Итана Коэнов «Старикам тут не место» (2007). Впору радоваться лишь, что «Нефть», не получив заслуженный главный приз, хотя бы не проиграла смазливому мелодраматическому «Искуплению» (2007).
Это особенно показательно, учитывая, что мелодрама всегда была в чести у «Оскара»; кроме того, в контексте «Нефти» нередко называют трехчасовой эпос Джорджа Стивенса «Гигант» (1956), а там вам сразу и нефтяной магнат, и алчность, и непроходимый любовный треугольник. Но Пол Томас Андерсон, словно вопреки зрительским пожеланиям, намеренно вычищает фильм от сентиментальностей, а заодно на корню рубит социальный ниспровергающий пафос литературного первоисточника.

Получается безукоризненный эпос, отмечающий и новую веху в американском кино, и интересное творческое развитие режиссера. Пристрастие Андерсона, автора «Ночей в стиле буги» (1997) и «Магнолии» (1999), к библейской символике и глобальным обобщениям в незатейливых историях о человеческих страстях, обнаруживает здесь новое, интересное измерение. За основу он берет хрестоматийный роман американского классика Эптона Синклера «Нефть!», въедливого бытописателя и разоблачителя (не удивительно, что Синклер был столь любимым в Советском Союзе), и создает удивительное многослойное полотно о становлении национального характера.

Неподражаемый Дэниэл Дэй-Льюис (совершенно точный «Оскар») бесконечно далек от злодейской карикатурности своего героя в тематически схожих «Бандах Нью-Йорка» (2002) Мартина Скорсезе, и создает многогранный образ волевого лидера, оратора, прогрессиста, богоборца и одновременно мерзкого стяжателя в одном лице. Параллельно ему дан главный оппонент Плэйнвью, христианский кликуша Илай Сандэй – как представитель того религиозно-экзальтированного и в то же время меркантильного протестантизма, на котором будет вскормлен Новый Свет в новом столетии. В целом, вкупе с трезвой, рациональной режиссерской манерой, лишенной любых мелодраматических тонов, получаем едва ли не лучший американский фильм этого десятилетия!