Дневник кино
  

США, 2007, 113 мин.

хоррор / триллер / боевик

Режиссер: Дэвид Слэйд

Продюсеры: Сэм Рэйми, Роберт Дж. Тэперт

Сценаристы: Стив Найлс, Стюарт Битти, Брайан Нелсон

По комиксам Стива Найлса и Бена Темплсмита

Оператор: Джо Уиллемс

Композитор: Брайан Рейтцелл

В ролях: Джош Хэртнетт, Мелисса Джордж, Дэнни Хьюстон, Бен Фостер, Марк Бун Джуниор, Марк Рендалл, Эмбер Сэйнсбери, Маню Беннетт, Меган Фрэнич, Джоэл Тобек, Элизабет Хоуторн, Натаниэл Лис, Крэйг Холл, Чик Литтлвуд, Питер Фини, Мин Уиндл, Камиль Кинан, Джек Уолли, Элизабет МакРэ, Джо Деккерс-Рейхана, Скотт Тэйлор, Грант Тили, Пуа Магасива, Джаред Тернер, Джо Рэйт, Келсон Хендерсон, Дайна Портер, Кэйт Батлер, Патрик Кэйк, Томас Ньюман, Рейчел Мэйтлэнд-Смит, Эбби-Мэй Уэйкфилд, Джон Роулс, Эндрю Стелин, Тим МакЛахлэн, Бен Фрэншэм, Кэйт Эллиотт, Аллан Смит, Джэррод Мартин, Сэм Ла Худ, Джейкоб Томури, Кэйт О'Рурк, Мелисса Биллингтон, Аарон Кортези, Мэтт Джилландерс

30 дней ночи

30 Days of Night

Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10Оценка 7 из 10
Награды
Постеры

Алексей ДУБИНСКИЙ

Мифология сильней новаций. То, что складывалось веками, нельзя сломать и отменить одним только революционным жестом. Это в полной мере испытали на себе режиссеры, которые в последние годы вываливают на нас тонны личных «откровений» на тему оборотней и вампиров, но даже в самых «новаторских» порывах идут не дальше заявленных жанровых мутаций, а под конец банально выруливают все к тем же мифологическим истокам. Обычно, такие фильмы считают неудачами (два примера – «Вампирша» (2007) Себастьяна Гутьереса и «Волки-оборотни» (2006) Джеймса Айзека).
Куда остроумней поступает Дэвид Слэйд в «30 днях ночи». Пока его перепуганные герои лихорадочно гадают, кто рвет в кровавые ошметки их бедный городок, и не вампиры ли они, сам режиссер отказывается обозначить зло конкретными словами. Распоясавшиеся монстры с запекшейся кровью на жутких рожах наследуют сразу всей вампирской мифологии, но с таким нахальством, что не возникает и сомненья – они здесь первые, а после них – потоп.

Вот этот легкий инновационный сдвиг, позволяющий фильму казаться свежее своих ближайших конкурентов (аналогом в «оборотническом» жанре можно назвать, пожалуй, «Псов-воинов» (2002) Нила Маршалла) и при этом не скатиться в запредельную ересь, делает «30 дней…» самым ярким образцом жанра хоррора, возможно, со времен «Спуска» (2005) все того же Маршалла. Замечательно освоенное пространство заснеженной Аляски отсылает к карпентеровскому «Нечто» (1982), а сумасшедшая борьба за выживание в иных сценах даст фору любому хоррор-боевику Роберта Родригеса – у того экшн сплошь «мультяшный», здесь – строго драматический и натуралистический.

Монстры тоже подобраны со вкусом. Мало того, что это уже не просто тупое нападающее стадо, физически превосходящее людей, но, по сути, деперсонализированное, а едва не целый клан, такое закрытое общество для клыкастых леди и джентльменов со своим внутренним уставом, иерархией, кодексом и едва обозначенным легендарным прошлым. Ко всему прочему, главный упырь Марлоу (в этой роли узнаваемо-неузнаваемый Дэнни Хьюстон) – настоящий идеолог, проводник общей межвампирской идеи, да и просто знатный афорист (причем, все изречения и сентенции высказаны на клокочущем «вампирском» языке с целью не меньше, чем в обозримом будущем быть выбитыми на скрижалях).

Стильный, атмосферный фильм, с живыми, полнокровными героями, а не традиционным пушечным мясом (вопреки всем сюжетным схемам), расстраивает, пожалуй, только в одном – явной временной разбалансированности. То, что происходит в фильме, в его ритме и заданном уровне саспенса, может потянуть на ночь, на две, в крайнем случае, на три. Почему-то нет особой веры, чтобы горстка выживших людей, перебегая от дома к дому, смогла продержаться против банды монстров целый месяц. Все эти уловки в титрах «прошло 7 дней», «прошло 18 дней» и т.д. не делают чести сценаристам и режиссеру – не получается толком убедить, что вдруг раз – и пролетело столько времени.

Скрываясь по чердакам с хилыми запасами воды и шоколадок, да и учитывая общую нервозность потенциальных жертв, не выстоять так долго. К тому же, вампиры, под конец решившие сжечь весь город, слишком долго тянут – перебив население Бэрроу в считанные часы, что они делали все это время? Такой основательный простой в действиях – как-то слабовато для хитрого стратега Марлоу. Со временем не удается определиться еще и потому, что весь фильм укутан в сплошную ночь – как тут вообще можно маркировать хронологические промежутки?

Таким образом, за грим, прорисовку персонажей, свежий подход к затертым темам, умение взбодрить зрителя, а главное – за работу с пространством – пять баллов. За «30 дней» – увы, слабенькая тройка. В результате, все же те самые искомые четыре балла, которые в последние годы в современных хоррорах днем с огнем не сыщешь.