Дневник кино
  

Франция - Германия, 1982, 45 мин.

документальный

Режиссер: Вим Вендерс

Продюсер: Крис Севернич

Оператор: Аньес Годар

Композиторы: Бернард Херрманн, Юрген Нипер

В ролях: Жан-Люк Годар, Пол Моррисси, Майк Де Леон, Монте Хеллман, Ромен Гупиль, Сюзан Сейделман, Ноэль Симсоло, Райнер Вернер Фассбиндер, Вернер Херцог, Роберт Крэмер, Ана Каролина, Марун Багдади, Стивен Спилберг, Микеланджело Антониони, Вим Вендерс, Йилмаз Гюней, Шанталь Акерман, Джонатан Демме

Комната 666

Chambre 666

Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10
Награды
Постеры

Алексей Дубинский
23 октября 2003

Спустя двадцать лет проблема, поднятая Вендерсом еще в 1982 году, кажется более острой и актуальной - но только сама проблема. И видео, и телевидение, о тревожащем распространении по всему миру которых так много и подробно рассуждают случившиеся герои фильма, сегодня вполне уже приобрели едва ли не монструозные размеры: цифровые технологии, тотальная компьютеризация, смена формата видео на DVD, несомненное влияние Интернета (вплоть до нынешних премьер фильмов в сети) - все это так или иначе является модифицированным вариантом вышеозначенного. Так что рассуждающий о повсеместном спутниковом ТВ француз Ромен Гупиль кажется едва ли не единственным пророком среди своих более именитых и даже великих коллег.

То, что на тему "смерть кино" высказываются не культурологи, социологи или критики, а непосредственные представители "главнейшего из искусств" все-таки не позволяет обвинить старомодную - идеологически - ленту Вендерса в откровенном толчении воды в ступе. Тем не менее, длись Комната 666 больше 45 минут, и к ней давно бы уже был остыл всякий интерес. Потому что не каждый приглашенный в комнату постановщик стремится, подобно Годару или Херцогу, на полном серьезе говорить долго и подробно. И заметно, что многие из них чувствуют себя не в своей тарелке, большинству хочется побыстрей отвязаться от навязчивого немца, в то время как Вендерс монтирует весь фильм по принципу "любое слово гения - оброненная жемчужина". Симптоматичней всех рассказ Стивена Спилберга о смете его Инопланетянина - американский постановщик, которого, на пару с Лукасом, обвиняют в том, что именно их творения коренным образом перекроили представления о кино как индустрии развлечений, достаточно прямодушно, но честно заявляет: если хочешь оставаться режиссером, ты обязан быть оптимистом. Что в дальнейшем и случится: в отличие от своих апокалиптически настроенных коллег, к 1982-му оставивших в прошлом, иногда - далеком прошлом, свои лучшие творения (а для Фассбиндера это и год смерти), определенное будущее есть только у Спилберга.

И все-таки досужие рассуждения о том, что кинематограф в скором времени умрет, или что кинематограф подмяло под себя телевидение, все равно пока остаются - как в Комнате 666, так и за ее пределами - лишь набором высокопарных слов. Как выяснилось, никуда кино не делось, до сих пор способно еще представлять собой одну из самых интересных форм как массового развлечения, так и собственно искусства, о чем толкуют в фильме Антониони с Херцогом.

И сегодня слабо работает главный, восхитивший многих придуманный Вендерсом главный образ - на фоне каждого интервьюируемого работает телевизор, и отключить его додумывается только Херцог; он же, правда, эксцентрично избавляется от обуви и носков, видимо, что создать "заземление" при ответе на столь важный вопрос. Как не хотелось бы, телевизор этот никоим образом не кажется антагонистом высокого искусства. Слишком уж по нынешним меркам он выглядит стареньким, с немодным "пузатым" кинескопом и без всякого намека на пульт дистанционного управления. Такой телевизор - раритет прошлого, и фильм Вендерса - тоже раритет. Возможно, стоит пересмотреть Комнату 666 спустя еще два десятилетия, чтобы понять, добьется ли он столь необходимой ему актуальности, или его можно списать в архив запылившейся классики.