Дневник кино
  

США - Великобритания, 2001, 126 мин.

триллер / боевик / драма

Режиссер: Тони Скотт

Продюсеры: Марк Абрахам, Дуглас Уик

Сценаристы: Майкл Фрост Бекнер, Дэвид Арата

Оператор: Дэниэл Миндел

Композитор: Гарри Грегсон-Уильямс

В ролях: Роберт Редфорд, Брэд Питт, Кэтрин МакКормак, Стивен Диллэйн, Ларри Бриггман, Марианн Жан-Баптист, Мэттью Марш, Тодд Бойс, Майкл Пол Чан, Шарлотта Рэмплинг, Гэррик Хэйгон, Эндрю Грэйгер, Билл Буэлл, Колин Стинтон, Тед Мэйнард, Том Ходгкинс, Руфус Райт, Деметри Гористас, Куинн Коллинс, Сэм Скаддер, Янн Джонсон, Омид Джалили, Пэт МакГрат, Шэйн Риммер, Дэвид Хеммингс, Джеймс Обри, Ин-Сук Чэппелл, Бенедикт Вонг, Кен Леун, Адриан Панг, Хо Йи, Дэвид Чеун, Тони Ксю, Марк Сун, Дэвид К. С. Це, Логан Вонг, Пин Тан Хон, Дэниэл Це, Винсент Ванг, Стюарт Миллиган, Эдди Йео, Фредди Джо Фарнсуорт, Йорг Стэдлер, Зольт Загони

Шпионские игры

Spy Game

Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10Оценка 6 из 10
Награды
Постеры

Алексей Дубинский
13 апреля 2003

Если кого и умеют американские режиссёры показать изумительно точно, так это собственных правительственных агентов. Лощёные пиджачки, тупые, непроницаемые взгляды, занудливая пунктуальность, полностью отбитое чувство юмора и непроходимая ограниченность, компенсируемая неограниченностью их количества. Затаённая ненависть к ФБР, ЦРУ и прочим государственным структурам подобного типа у Голливуда, видимо, родилась в 50-е, эпоху "охоты на ведьм", когда "люди в чёрном" толпами носились по киностудиям, вынюхивая неблагонадёжность. Изредка на экране нет-нет да и мелькнёт во всех отношениях положительный ЦРУ'шник или ФБР'овец, но, как правило, это всё равно будет милый голливудскому сердцу одиночка, к тому же всё время идущий наперекор вышестоящим чиновникам (вспомните Фокса Малдера).

Сложно с полной достоверностью сказать, презирает ли американские органы госбезопасности англичанин Тони Скотт — по его глянцевому, заламинированному "клиповому" творчеству вообще трудно судить о каких-либо чувствах. Но его предыдущий Враг государства был как раз посвящён проблеме вечного конфликта простого человека с теми, кто получил полный контроль над его жизнью. Однако интрига этой ленты осложнялась тем, что система подавления и власти использовалась главными злодеями в собственных корыстных целях. А вот в Шпионских играх начальство ЦРУ не преследует никаких личных интересов, пытаясь избавиться от ненужного балласта исключительно в интересах государства. И, между прочим, поступает оно согласно тем принципам, которые исповедовал Мьюир в обучении Бишопа.

Впрочем, новая лента Скотта уже не о том, как власть готова жертвовать людьми, словно проходными пешками, и все контекстные сатирические мотивы Врага... уходят здесь глубоко на задний план. Куда интереснее следить за характерами Мьюира и Бишопа. (При том, что Редфорд как всегда на высоте, а вот Питт здесь — не очень.) Натан находит Тома во Вьетнаме, отмечая, что этот ловкий и ответственный снайпер из породы типичных идеалистов, обычно недовольных средствами, что приходится использовать для достижения цели. В дальнейшем в Западном Берлине Том проявляет чудеса, безошибочно вербуя всё новых и новых агентов. Мьюир постоянно ставит своего ученика в положение, когда приходится предавать друзей и нарушать обещания, объясняя, что шпионаж — действительно игра, только серьёзная и опасная, где ставка больше, чем любая жизнь. Бишоп ломается именно на этом; с виду талантливый агент оказывается не способным преодолеть вечный человеческий фактор. Фильм Скотта — великолепная иллюстрация давней истины — хороший человек это ещё не профессия. Именно дилетантизм и "гуманистские" наклонности Бишопа, в результате, способны привести к жертвам намного большим, чем уверенный и "жестокий" профессионализм Мьюира.

Мьюир — профессионал в высшей степени, и нет особой натяжки, что ему одному (если не считать умную и преданную секретаршу) удаётся одурачить целое правительственное ведомство. Талантливый профессионал всегда стоит десятка и даже сотни профессиональных посредственностей. И всё же его блестящие действия по освобождению Бишопа невольно заставляют содрогнуться: что если однажды, даже отбросив все допустимые условности фильма, некто вроде Мьюира свои таланты использует совсем в иных целях? Так что повисшее в воздухе зрительское напряжение уже как-то мало соответствует победной поступи очередного умного одиночки, в который раз переигравшего своё недалекое руководство.