
Режиссер: Оливер Стоун
Продюсер: Эдвард Р. Прессман
Сценарист: Оливер Стоун
По роману Марка Брэндела Хвост ящерицы
Оператор: Кинг Бэггот
Композитор: Джеймс Хорнер
В ролях: Майкл Кэйн, Андреа Марковичи, Энни МакЭнро, Брюс МакГилл, Вивека Линдфорс, Розмари Мерфи, Мара Хобел, Пэт Корли, Николас Хорманн, Эд Маршалл, Чарлз Флейшер, Джон Стинсон, Ричард Олтман, Оливер Стоун, Трэйси Уолтер
Рука
Hand, The











Алексей Дубинский
9 апреля 2003
Фильм ужасов Оливера Стоуна, его вторая режиссерская работа, традиционно в американских справочниках оценивается низко, что довольно странно. Ведь Стоун, по-моему, создал впечатляющий портрет человека с постепенно разрушающимся сознанием, деградирующего психически, заблудившегося между реальностью и кошмарными фантазиями. Рука была или нет? Стоун не дает однозначного ответа, и тем самым, в этом умелом балансировании между действительностью и кошмаром уходит далеко от своих предшественников, у которых позаимствовал сюжет, - малобюджетных "трэшевых" ужастиков 40-60-х. Майкл Кэйн великолепен в роли Лэнсдэйла, деконструкция его героя выполнена убедительно и эффектно; достаточно увидеть класс актерской игры по одной-двум сценам, где Кэйн великолепно передает заторможенные движения существующего как бы в прострации человека. Срывается он в эксцентрику лишь в совсем уж гротесковом, "черном" финале. Стоун ведет свое повествование размеренно, в сдержанной манере, без стилистических перехлестов, свойственных его более поздним лентам. Позволяет он себе лишь один прием: всю первую половину фильма творимые Рукой кошмары поданы как бы в нереальном, черно-белом изображении. Знаменательно, что чем ближе к финалу, тем меньше этих черно-белых вставок, и сцены убийств выглядят намеренно красочно, до безумия сочно. Руку можно назвать своеобразной метафорой последующих работ режиссера, герои которых тоже нередко ощущали себя разорванными на куски - и психически, и телесно.