ФИЛЬМЫ | ИМЕНА | НОВОСТИ | СТАТЬИ | БИБЛИОТЕКА | ГЛАВНАЯ

 

 

 

Ума Турман
Uma Thurman


  РОДИЛАСЬ
29 апреля 1970,
Бостон, штат Массачусетс, США
 


  ПРОФЕССИЯ
актриса, сценарист


  БИОГРАФИЯ

Американская актриса, "странная звезда" Голливуда 90-х, слишком красивая, чтобы иметь мозги, в то же время слишком умная, чтобы быть красоткой, по точному определению одного критика, Ума Турман - мечта любого интеллектуала. Ее необычная, характерная красота, с одной стороны, записала ее в фаворитки миллионов зрителей по всему миру и принесла ряд интересных ролей, которые не эксплуатировали ее внешность, а позволяли развернуться на актерском поле. С другой стороны, оригинальный талант актрисы быть ни на кого непохожей не принес ее миллионных гонораров и главных ролей в больших блокбастерах. Подавляющее большинство ее фильмов - образцы арт-хауса, удачные в художественном плане, но реже - в коммерческом, и лишь редкие студийные ее проекты, за тем же редким исключением, по обыкновению проваливались в прокате.

Алексей Дубинский
16 декабря 2003

В чем особенность актерского дара Умы Турман, определить сложно. Он выходит за пределы любых традиционных амплуа и существует как бы сам по себе. Записной героиней романтических историй она не стала - но в ее карьере есть подходящие роли. Где-то чувствуется немалый комический потенциал - но комедия не доминанта в ее творчестве. Не ее стихия и суровый драматизм - но при желании в фильмографии можно найти подлинно драматические ленты. Наконец, в последнем фильме Тарантино "Убить Билла" неожиданно для всех она выступила в роли этакой girl power, бой-бабы с мечом наперевес - безусловно, звездой боевиков по-женски Ума все равно не станет, уж слишком явно Тарантино сыграл на контрасте женственности и силы, чтобы такое можно было повторить.

Ума Каруна Турман родилась 29 апреля 1970 года в семье психотерапевта и профессора колледжа. Родители ее - колоритные, пережившие бурную молодость люди, типичные "дети цветов" 60-х. Мать - шведка Нена - известна своим краткосрочным браком с гуру психоделики Тимоти Лири. Отец - Роберт А. Ф Турман - проповедовал буддизм и стал первым американцем, посвященным в орден тибетских монахов. Он давно уже позабыл свой былой монашеский образ жизни, но отголоском прошлого стали имена его детей - Ума, ее три брата - Дечен, Ганден, Мипам; все слова пришли из хинди, это имена индуистских божеств.

Ее имя, необычная внешность, вечная неуклюжесть - в детстве все это становилось причиной для оскорблений со стороны сверстников. К этому добавить постоянные переезды с места на место, которые вели к тому, что друзей у нее, по сути, не было - так и сложится образ маленького аутсайдера, вечного гадкого утенка, вынужденного подчиняться чужим правилам, чтобы его приняли в круг своих. Она даже признавалась, что скрывала свое имя, называясь чем-нибудь банальным и "американским" - вроде Келли или Линды. Потом, через много лет, ее регулярно начнут вносить в списки самых сексуальных людей планеты - неплохой мостик, замыкающий настоящее с ее прошлым, в котором, по словам Умы, она никогда не была счастлива.

Зато уже к пятнадцати годам реализовалась ее давняя мечта - мелькнувшую на сцене в любительском спектакле Уму заметили два искателя талантов из Нью-Йорка. Предоставленной возможностью она воспользовалась незамедлительно - опостылевшую школу променяла на актерские курсы, нисколько не прогадав. К сожалению, первые рабочие часы в качестве фотомодели оказались занятием настолько скучным, что, казалось, не стоили затраченных усилий. Пришлось подождать два-три года, до первых работ в кино.

После пары-тройки эпизодических ролей, среди которых, впрочем, были и возвышенно-иронические "Приключения барона Мюнхаузена" самого Терри Гиллиама, в 1988 году Ума оказалась на съемочной площадке с Джоном Малковичем, Гленн Клоуз и Киану Ривзом - в фильме Стивена Фрирса "Опасные связи" . Роль девственной глупышки Сесиль Воланж, ставшей разменной монетой в коварной игре амбиций скучающей французской знати, прославила ее - увы, не совсем так, как ей хотелось. В одной из сцен роковой виконт де Вальмон - его играл Малкович - соблазнял глупую Сесиль; молодая актриса предстала обнаженной, тут же оказавшись под прицелом бойкой прессы. Внезапная слава с прикрепленным ярлыком нового секс-символа Уме не только не понравилась, но даже напугала. Отклонив ворох предложений, подальше от шумихи она скрылась в Англии. Решилась вернуться спустя лишь два года, но зато ее следующая роль оказалась еще более противоречивой и для газетных писак притягательной.

В драматическом байопике Филипа Кауфмана "Генри и Джун" она сыграла бисексуальную, притягательную красотку Джун - между ней и скромницей Анаис Нин разрывался маргинальный Генри Миллер (Фред Уорд); смесь томной, очаровавающей порочности и глубокого трагизма, исполненная Умой с точностью безукоризненной, критиков ошеломила, а продюсеров заставила призадуматься - стоит ли эту слишком изысканную и слишком нетипичную красотку использовать во всевозможных типичных глупостях.

Роль Джун сработала как защитный механизм - вместо банальностей последовали работы в таких разных и по-своему непростых триллерах, как "Дженнифер Восемь" и "Окончательный анализ" . В них Ума вновь играла трансформированную Сесиль Воланж - жертву злых, неискренних людей с маниакальными наклонностями. Напротив, в "Бешеном Псе и Глори" красивую грустную девушку, ставшую игрушкой в руках всесильного и себялюбивого бандита, спасал честный, застенчивый полицейский. Эта же тихая грусть по жестокому миру звучит в героине "психоделической" трагикомедии Гаса ван Сента "Даже пастушки иногда грустят" .

В момент, когда 22-летняя Ума серьезно задумалась над тем, чтобы сделать паузу в карьере и посвятить себя учебе в институте, появился Квентин Тарантино и подарил роль, моментально изменившую весь ее творческий курс и превратившую ее из просто популярных актрис в актрисы культовые. Явная смена имиджа прочувствована была даже на внешнем уровне - Миа Уоллас из "Криминального чтива" была брюнеткой, для чего натуральной блондинке Уме пришлось покраситься.

Миа - умная и независимая - ровно настолько, насколько ей это позволяет муж, большая гангстерская шишка Марселлос. Заполняя пустоту скучных вечеров, один из них она коротает в компании с недалеким Винсентом, "шестеркой" мужа: вдыхает какую-то белую гадость, пьет пятидолларовый молочный коктейль и зажигает на танцполе ретро-забегаловки. Финал такого развлечения непредсказуем: нюхнув чего-то из кармана Винсента, Миа едва не отдает концы, и лишь вовремя вонзенный в грудину шприц приводит ее в чувство. Надо было обладать немалым чувством юмора, чтобы на полном серьезе сыграть всю эту тарантиновскую ахинею, прочувствовать внутреннюю виртуозную эксцентрику самой истории и в тоже время быть не слишком явно эксцентричной. В "Криминальном чтиве", где, безусловно, каждая роль была идеальным попаданием в яблочко, Миа Уоллас стала подлинным украшением в этой веренице причудливейших героев.

Умелое балансирование на грани простой комедии и запредельной эксцентрики спасло от провала ее роли в лентах Джона Ирвина "Месяц у озера" и Майкла Леманна "Правда о кошках и собаках" . Первая героиня ловко вертит своим пожилым ухажером, одновременно выставляя его в нелепом свете и устраивая ему свидание с любимой женщиной. Вторая сама оказывается подручным средством своей новой подруги. В "Правде", своеобразной женской вариации истории о Сирано, Уме досталась роль пустоголовой длинноножки, подменяющей некрасивую подругу в ее общении с любимым парнем. Она замечательно бравировала полным отсутствием мозгов у героини и в синхроне с маленькой, пухлой, для Голливуде тоже не слишком типичной Джанин Гэрофало составила обаятельный дуэт для очаровательной - хотя и пустоватой - комедии.

Способности к эксцентрике пригодились в четвертой серии про Бэтмана, где Ума играла злодейку по прозвищу Ядовитый Плющ. Как и следовало ожидать, фильм получился кассовым, но безобразным; впрочем, свою роль актриса сыграла, как могла - хоть что-то запоминалось в этой бестолковой ерунде, оказавшейся еще большим, чем третья часть, выхлопом двух блестящих комиксов Тима Бертона. Напротив, мало кому по душе пришелся выдержанный, ироничный китч Джеремайа Чечика под названием "Мстители" , киноремейк одноименного популярного телесериала, где Ума, еще до тарантиновского "Билла", взяла в руки шпагу и на время превратилась в супервумен. Ставшей секретным агентом Эммой Пил, в паре с героем Ральфа Файнса она сражалась с Шоном Коннери в образе главного безумца, и до мелочей продуманный мир "Мстителей" показался слишком эстетским, слишком ярким, и не пришелся ко двору, там, где хит-парады возглавляли туповатые блокбастеры. Критики тоже не поленились вытереть ноги как о сам фильм, так и об Уму Турман - решено было, что это худшая ее роль (видимо, перехлест с эксцентрикой все же состоялся).

1998 год принес маленькую роль в очередных "Отверженных" по роману Гюго, и еще дважды в 2000-м режиссеры Ролан Жоффе ( "Ватель" ) и Джереми Айвори ( "Золотая чаша" ) закидывали актрису в прошлое. Она впервые после "Опасных связей" сыграла в костюмном кино, но вряд ли хоть один из этих фильмов оставил серьезный отпечаток в ее карьере. Неудивительно, что к началу нового столетия о ней словно позабыли. Фрагмент в "Сладком и гадком" Вуди Аллена или слабо прозвучавший "Отель Челси" , снятый вторым ее мужем, актером Итаном Хоуком, погоды не сделали. Тот, кто не потерял актрису из виду, с нетерпением ждал, когда появится давно объявленный четвертый шедевр Тарантино.

Черная Мамба из "Убить Билла" - роль не то чтобы полностью перестраивающая наше представление о Турман, сколько просто необычная. Перед нами все та же Ума, нежная, грациозная, тонкая, как стебель, но в сочетании с самурайским мечом и желтым тренировочным костюмом создающая довольно забавный, пародийный эффект. Тем не менее, по точному замечанию одного из критиков, сложно воспринять новую роль актрисы только как очередную дань собственному комедийному таланту. В сцене, где потерявшая все - жениха, ребенка, свое прошлое - Мамба плачет, забываешь о любом уготовленном нам тарантиновском стебе. Героиня Квентина вновь оказалась драматургически богаче любых схем, а сыгравшая ее Ума должным образом передала эту объемность, по венам Мамбы потекла настоящая, живая кровь, и сама она получилась живой, настоящей.

Как Миа Уоллас из "Чтива" задала свежую энергию карьере актрисы, так и Мамба в "Билле" обещает стать новым измерением в ее творческом пути. Что это будет, известно станет уже на следующий год.

Еще несколько фактов биографии Умы Турман:

  • Каруна, вторая часть имени Умы Турман, также является словом из хинди. Это одно из четырех ключевых определений в буддистской философии. "Каруна" - сострадание; также есть еще "метта" (любовь), "мудита" (радость) и "упеккха" (хладнокровие).

  • В сентябре 1990 года вышла замуж за английского актера Гэри Олдмана. Брак продлился недолго, среди причин развода обычно называют запои Олдмана и его неверность. Тем не менее, позднее Ума призналась, что это была ее первая настоящая любовь.

  • Со вторым своим мужем, актером Итаном Хоуком, Ума познакомилась на съемках фильма "Гаттака" .

  • В середине 90-х Ума планировала сыграть Марлен Дитрих в фильме Луи Маля. Неожиданная смерть режиссера перечеркнула эти планы. Актриса заявила, что ни с кем другим над этим проектом она работать не будет.

  • За роль Мии Уоллас в "Криминальном чтиве" получила номинацию на "Оскар".

  • Была лицом знаменитой французской косметической фирмы "Ланком", ее азиатского отделения. Таким образом, Ума стала первой американкой, выбранной прихотливыми французами для рекламы своей марки.

  • В 2002 году Квентин Тарантино заморозил съемки фильма "Убить Билла" на время беременности Умы, объяснив свое решение тем, что без нее снимать не намерен.



  ИЗБРАННАЯ  ФИЛЬМОГРАФИЯ
2006 Моя супер-бывшая Айвана Рейтмана
   
2005 Будь круче Ф. Гэри Грэя
Мой лучший любовник Бена Янгера
Продюсеры Сюзан Строман
   
2004 Убить Билла. Фильм 2 Квентина Тарантино
   
2003 Убить Билла. Фильм 1 Квентина Тарантино
Час расплаты Джона Ву
   
2002 Истерическая слепота Миры Наир (ТВ)
   
2001 Отель Челси Итана Хоука
Пленка Ричарда Линклэйтера
   
2000 Золотая чаша Джеймса Айвори
Ватель Ролана Жоффе
   
1999 Сладкий и гадкий Вуди Аллена
   
1998 Мстители Джеремайи Чечика
Отверженные Билле Аугуста
   
1997 Гаттака Эндрю Никкола
Бэтман и Робин Джоэла Шумахера
   
1996 Правда о кошках и собаках Майкла Леманна
Красивые девушки Теда Демме
   
1995 Месяц у озера Джона Ирвина
   
1994 Криминальное чтиво Квентина Тарантино
   
1993 Даже пастушки иногда грустят Гаса Ван Сэнта
Бешеный Пес и Глори Джона МакНотона
   
1992 Дженнифер Восемь Брюса Робинсона
Окончательный анализ Фила Жуану
   
1991 Робин Гуд Джона Ирвина (ТВ)
   
1990 Генри и Джун Филипа Кауфмана
Там, где сердце Джона Бурмана
   
1988 Опасные связи Стивена Фрирса
Приключения барона Мюнхаузена Терри Гиллиама
Поцелуй папочку на ночь Питера Или Хьюемера
Джонни, будь хорошим Бада С. Смита


  НАГРАДЫ
Оскар-1995
(номинация)
лучшая женская роль второго плана
("Криминальное чтиво")

БАФТА-2004

лучшая женская роль ("Убить Билла. Фильм 1")

БАФТА-1995

лучшая актриса ("Криминальное чтиво")

Коньяк-1993

Jury "Coup de Chapeau" - лучшая женская роль
("Дженнифер Восемь")

Золотой
глобус-2004
(номинация)

лучшая женская роль в драме
("Убить Билла. Фильм 1")

Золотой
глобус-2003

лучшая женская роль в телефильме
("Истерическая слепота")

Золотой
глобус-1995
(номинация)

лучшая женская роль второго плана
("Криминальное чтиво")
   
MTV Movie Awards-1995 лучший танец ("Криминальное чтиво";
с Джоном Траволтой)

(номинация)

лучшая женская роль ("Криминальное чтиво")

Razzie-1999
(номинация)

худшая актриса ("Мстители")

(номинация)

худший экранный дуэт ("Мстители";
с Ральфом Файнсом)

Razzie-1998
(номинация)

худшая актриса в роли второго плана
("Бэтман и Робин")

Razzie-1995
(номинация)

худшая актриса ("Даже пастушки иногда грустятя")
   

  ССЫЛКИ


 ФОТОГАЛЕРЕЯ
Моя супер-бывшая
Мой лучший любовник
Будь круче
Убить Билла. Фильм 1

 

 © Алексей Дубинский. Все права защищены. 2003-2005 пишите мне