ФИЛЬМЫ | ИМЕНА | НОВОСТИ | СТАТЬИ | БИБЛИОТЕКА | ГЛАВНАЯ

 

 

 

Робер Оссейн
Robert Hossein


  РОДИЛСЯ                                                                                              
30 декабря 1927,
Париж, Франция
 


  ПРОФЕССИЯ
актер, режиссер, сценарист


  СТАТЬИ

НАШ ЧЕЛОВЕК В ПАРИЖЕ

Александр Минаев
4 июля 2005

Робер Оссейн принадлежит к "Русской гвардии парижской сцены и кино".  Он - потомок  эмигрантов первой волны. Того самого могучего шквала, который выплеснул  на французские берега Шаляпина и Питоевых, Балашову и Вакевича, Балиева и Соколова, братьев Мозжухиных и Волкова, Надеждина и Римского, Лошакова и Турянского, Кованько и Колина... Яркие таланты, давшие новый импульс французским кино и театру. "Кому, как не нам, вечным кочевникам, рисковать в столь опасном ремесле, как кино и театр", - сказал однажды  Оссейн. Кто знает, может, в этих словах кроется ключ к пониманию если не всей его жизни, то самого главного в ней.


с Мишель Мерсье в "Анжелике, маркизе ангелов" (1964)

ИНТЕРЕСНЫЙ НЕГОДЯЙ
В жилах Робера Оссейна смешались славянская и персидская кровь. Он родился 30 ого декабря 1927 года в Париже, в семье  музыканта и композитора Андре Оссейна (Аминулы Гуссейнова) - выходца из Самарканда и Анны Мневской - дочери русских эмигрантов.

В детские годы Роберу пришлось сменить насколько интернатов. У родителей не хватало денег на плату за обучение в обычной школе. Мальчик упрямо прогуливал многие занятия, друзьями он не обзаводился, любил .сидя на дереве, наблюдать жизнь улицы и уже в то время мечтал о подмостках.

В 19-ти летнем возрасте Робер начал постигать драматическое искусство, окончил знаменитые  курсы Рене Симона, пришел в театр  "Гран гиньоль". Здесь молодой Оссейн приобрел не только актерский , но и режиссерский опыт.

Впервые Робер появился на экране в 1948 году, однако зрители и критики обратили на него внимание только в 1954 году и долгое время считали носителем отрицательного обаяния. Этому способствовала и  манера игры и внешность Оссейна -  плечистый верзила с крупными чертами лица и тяжелым взглядом глубоко посаженных темных глаз.

Робер частенько играл опасных типов, персонажей с "двойным дном", преступников, а то и просто откровенных садистов, подобных Петеру Куртену - герою, поставленной Оссейном криминально-психологической драмы "Вампир из Дюссельдорфа". Даже став режиссером, он не оставлял себе положительных ролей, похоже ему  и в театре и в кино нравилось примерять демонические маски.


ГОЛОС КРОВИ
Через год после экранного дебюта, в1955-ом  Робер женился на Марине Влади.

"Когда я впервые увидел Марину, она была совсем ребенком, - вспоминает  Оссейн. - Я хорошо знал ее старших сестер: уважал ум и такт Ольги Байдаровой-Поляковой, дружил с Элен Валлье, играл в театре "Старая голубятня" вместе с Одиль Версуа... Марину же впервые увидел на сцене - балеринкой  парижской "Опера". Беленькая, розовая, острая на язычок! К пятнадцати годам она стала очень красива! Я был старше на десять лет, но при ней робел словно мальчишка. Моя гримуборная в театре пестрела ее фотографиями. Я готов был на что угодно, лишь бы обратить на себя ее внимание. Я предложил Марине главную роль в моем первом самостоятельном фильме по пьесе моего друга Фредерика Дара. "Негодяи идут в ад".  Был несомненный успех, а затем Жорж Лампен пригласил нас сняться в "Преступлении и наказании". Марина играла Сонечку Мармеладову, переименованную на французский манер в Лили, а я - Раскольникова..."

Марина Влади была первой женой Оссейна, матерью двоих его сыновей - Игоря и Петра. Она снималась в нескольких фильмах мужа - "Простите наши прегрешения" (1956), "Ты - яд" (1958), "Ночи шпионов" (1959).

И происхождение, и близость к семье Поляковых - причина постоянного интереса Оссейна к истории и культуре  России.  Долгая дружба связывала его с Роже Вадимом (Племянниковым), который тоже имел русские корни..." По большому счету, я никогда не переставал считать себя эмигрантом во Франции.." - как то признался Робер, и добавил - "Меня мучит ностальгия по большому пространству - по необъятной заснеженной степи, по бескрайним лесам без привычных в Европе, тщательно асфальтированных дорог." В беседе с Эльдаром Рязановым, в рамках телепередачи из цикла "Парижские тайны" знаменитый француз поведал о своих гастрономических пристрастиях -  "ржаной хлеб и соленые огурцы - мое любимое лакомство".

РЕДКОЕ ИМЯ
Наш зритель видел Робера Оссейна в фильмах  "Приговор" и "Вторая истина", обе картины, при всей их добротности, широкого отклика у советской публики не нашли. С выходом на  экраны увлекательной  мелодрамы о приключениях  красавицы Анжелики (кстати, авторы романа, послужившего основой сценария этого кино-сериала, тоже  русские)  исполнитель роли графа де Пейрака,  в одночасье стал одним из самых любимых в СССР французских актеров.

Слегка покалеченный, но невообразимо притягательный Жофрей де Пейрак нарушил некоторое однообразие отрицательных персонажей Оссейна. Аристократ по духу, а не по происхождению, вольнодумец и путешественник, ученый-алхимик и поэт, ценитель искусства и знаток женского сердца, человек живущий мыслями и страстями, выпадающий из эпохи, жертва зависти и коварства, чудом избежавший казни изгнанник - тот единственный, кто достоин любви и верности прекрасной Анжелики. Если бы кинематографа не существовало, его следовало бы изобрести ради "Анжелики", ради Жофрея де Пейрака.

БОЛЬШОЙ ТЕАТР
Сегодня на счету актера более 80 работ в кино, полтора десятка картин Оссейн поставил, как режиссер.  И все же, во Франции его считают, прежде всего, человеком сцены. С 1970 по 1979, он возглавлял Национальный Народный театр в Реймсе. Возрождая традиции "Гран Гиньоля", Оссейн - режиссер развлекал зрителя сюжетами Эдгара По, делал спектакли о героях Сопротивления, обращался к Шекспиру и Достоевскому. В 1985 году ставил "Юлия Цезаря". Потом были постановки - "Дело Лионского курьера", "Дантон и Робеспьер", " Отверженные", "Собор Парижской Богоматери", "Человек по имени Иисус".

За любовь к  крупномасштабному театру, размах массовых сцен, с использованием впечатляющих декораций, критики не раз величали Оссейна гигантоманом и показушником. "Слишком много жестов на публику". Однако другое крыло знатоков современного театра присвоило Роберу  почетный титул народного режиссера республики. На спектаклях Оссейна плачут и взрываются хохотом, ... Его актерам не хлопают - аплодируют. Пять минут, десять, сорок!.. Стоя!.. Надо знать, что парижская театральная публика  весьма скупа на такие овации.

Были случаи, когда  Оссейн приглашал в свой проект случайно увиденных  и понравившихся ему актеров, несмотря на то, что театральные агентства, финансирующие постановки, отказывались превышать сметы и оплачивать труд безвестных дебютантов. Робер в таких ситуациях шел на риск, недолго думая, брал протеже, в талант которых верил, на собственный бюджет. Риск, чаще всего, оправдывался: новички придавали постановкам Оссейна свежесть, а порой становились яркими фигурами национального театра и кино.
Именно так случилось с Изабель Аджани и Жаком Вебером, Ришаром Анконина и Франсисом Юстером (еще одним русским среди французских актеров). Суперзвезды тоже работают с  Оссейном - Жан Поль Бельмондо - партнер Робера по двум кинокартинам, в театре "Де Пари" играл в его спектаклях "Кин" и "Сирано де Бержерак".

Что касается новичков, Робер Оссейн может позволить себе быть добрым самаритянином. Он знает, что обладает даром царя Мидаса обращать в богатство, все , к чему прикасается его рука. В чем тут дело? В умело раскрученной рекламе, в безусловном таланте и темпераменте художника, в везении, или во всем сразу?

Идеи спектаклей Оссейна доходят до зрителей в долгих, порой ожесточенных спорах, зарождающихся тут же, в театре. В дискуссиях критиков и режиссеров, а нередко и представителей политических партий, церкви, общественных организаций на темы Справедливости и Милосердия, Прав человека и Насилия, Нищеты и Веры, поднятых в постановках  Оссейна.

Недавно знаменитый актер и режиссер стал - художественным руководителем театра "Мариньи", хозяин которого - один из крупнейших французских  меценатов Франсуа Пино. Владелец сети магазинов "Фнак" и "Принтам", крупный бизнесмен и покровитель современной живописи, Пино ныне выступает в новой для себя роли - продюсера театрального искусства.

В Париже на сцене обновленного Дворца конгрессов недавно состоялась премьера их общего проекта-спектакля "1940-1945, де Голль, тот, кто сказал "нет",  как всегда у Оссейна-режиссера - это масштабное, дорогостоящее действо, в создании которого участвуют двести актеров и триста человек технического персонала. Спектакль собирает полный зал, ведь все, что связано с личностью и  деятельностью Шарля де Голля, вызывает у французов  особый интерес. К этой крупной политической фигуре, сыгравшей огромную роль в исторической судьбе страны, возвращаются и будут возвращаться писатели, театральные режиссеры и кинематографисты.

В сегодняшнем степенном и солидном Робере Оссейне трудно узнать Жофрея де Пейрака -  годы идут. Театр забирает много сил и времени, Робер не  часто появляется на киноэкране. Уже успел написать две книги мемуаров "Слепой часовой" и "Кочевники без племен". Живет с третьей женной- актрисой Кандис Пату. Думает о России - мечтает поставить "Войну и мир".



  ИЗБРАННАЯ  ФИЛЬМОГРАФИЯ
2005 Судья Винченцо Марано (мини-сериал)
   
2004 Профессионалы Фредерика Обертена
   
1999 Салон красоты "Венера" Тони Маршаль
Галлопарма Альберто Бевилакуа
   
1997 Восковая маска Серджио Стивалетти
   
1995 Отверженные Клода Лелуша
   
1994 Последняя карта Серджио Гобби
   
1992 Незнакомцы в доме Жоржа Лотнера (голос)
   
1989 Дети хаоса Янник Беллон
   
1988 La Croisade des enfants Сержа Моати (ТВ)
   
1987 Левиафан и Голиаф Жерара Ури
   
1986 Мужчина и женщина 20 лет спустя Клода Лелуша
Красная икра Робера Оссейна
   
1983 Одни и другие Клода Лелуша (мини-сериал)
Вечеринка сюпризов Роже Вадима
   
1982 Тысяча извинений Александра Аркади
   
1981 Профессионал Жоржа Лотнера
Одни и другие Клода Лелуша
   
1979 Демоны юга Кристиана Порейля
   
1978 Нет орхидей для мисс Блэндиш Клода Барма (ТВ)
Карманный любовник Бернара Кейсанна
   
1975 Телефонный звонок Роже Анена
Покровитель Роже Анена
   
1974 Поворот винта Раймона Руло
   
1973 Vogue la galere Раймона Руло (ТВ)
Полицейсикий без прав Жана Ларрьяга
Дон Жуан и женщины Роже Вадима
Священник под запретом Дени де Ла Пательера
   
1972 Убийство есть убийство Этьена Перье
Элле Роже Вадима
   
1971 Взломщик Анри Вернея
Львиная доля Жана Ларрьяга
Судья
Федерико Шентрена и Жана Жиро
   
1970 Точка падения Робера Оссейна
   
1969 Битва в пустыне Мино Лоя
Вор в законе Надин Трентиньян
Жизнь, любовь, смерть Клода Лелуша
Веревка и кольт Робера Оссейна
Красотки Пьера Шеналя
Битва при Эль Аламейн Джорджио Феррони
В тот год святой Луиджи Маньи
Время волков Серджио Гобби
   
1968 Нет роз для ОСС 117 Ренцо Черрато и Жан-Пьера Десанья
Анжелика и султан Бернара Бордери
Алая леди Жана Валера
Частный урок Мишеля Буарона
Неверный шаг Серджио Гобби
Маленькая шалунья Сержа Корбера
   
1967 Неукротимая Анжелика Беранра Бордери
Я убил Распутина Робера Оссейна
Музыка Маргерит Дюрас и Поля Себана
Человек, который предал мафию Шарля Жерара
Ламьель Жана Ореля
   
1966 Бригада анти-гангстеров Бернара Бордери
Анжелика и король Бернара Бордери
Долгий марш Александра Астрюка
Мадмуазель де Мопен Мауро Болоньини
Вторая истина Кристиан-Жака
   
1965 Гром небесный Дени де Ла Пательера
Удивительные приключения Марко Поло
Дени де Ла Пательера
Грязная игра Кристиан-Жака и Вернера Клингера
Вампир из Дюссельдорфа Робера Оссейна
   
1964 Анжелика, маркиза ангелов Бернара Бордери
Круги под глазами Робера Оссейна
Паника в Бангкоке Андре Юнебеля
Смерть убийцы Робера Оссейна
   
1963 Большие дороги Кристиана Маркана
Порок и добродетель Роже Вадима
Убийца Клода Отан-Лара
Гусиная кожа Жюльена Дювивье
Commissaire mene l'enquete Фабьена Коллена
   
1962 Грузоподъемник Марселя Блюваля
Отдых воина Роже Вадима
Мадам Сан-Жен Кристиан-Жака
Попутчик Жаклин Одри
Почему Париж? Альбера Валентена
   
1961 Вкус насилия Робера Оссейна
Игра в правду Робера Оссейна
   
1960 Канальи Мориса Лабро
Угроза Жерар Ури
   
1959 Ночь шпионов Робера Оссейна
Женские разборки Алекса Жоффе
Бесславные женщины Эдуара Молинаро
Несчастные Робера Оссейна
Приговор Жана Валера
   
1958 Ты - яд Робера Оссейна
Временная свобода Анри Айснера и Владимира Влчека
   
1957 Берегитесь, девушки Ива Аллегре
Кто знает... Роже Вадима
   
1956 Преступление и наказание Жоржа Лампена
Простите наши прегрешения Робера Оссейна
Плохие идут в ад Робера Оссейна
   
1955 Мужские разборки Жюля Дассена
Черная серия Пьера Фуко
   
1954 Набережная блондинок Поля Кадеака
   
1949 Майя Раймона Бернара
   
1948 Сувенир Жана Деллануа
Le Diable boiteux Саша Гитри
Les Souvenirs ne sont pas a vendre Робера Анньона


  НАГРАДЫ
Сезар-1983
(номинация)
лучший адаптированный сценарий ("Отверженные")
   
Москва-1983 Спецприз - "Отверженные"
   
Коньяк-1994 лучший актер - "Дело"
   

  ССЫЛКИ


 ФОТОГАЛЕРЕЯ

 

 © Алексей Дубинский. Все права защищены. 2003-2005 пишите мне