фильмы | имена | статьи | библиотека | главная
 
 



 

Расселл Кроу / Russell Crowe
актер, режиссер, продюсер
 
родился
7 апреля 1964, Веллингтон, Новая Зеландия
 
статья

Австралийский актер, урожденный житель Новой Зеландии, в 1990-е годы сделавший в Голливуде классическую карьеру. Классика заключалась в том, что известный лишь профессионалам и горстке киноманов представитель шестого континента поступательно завоевывал американских поклонников, снимаясь в фильмах, каждый из которых был удачней предыдущего, переходя от второплановых ролей к главным, от отрицательных - к положительным, от обычных жанровых - к серьезным драматическим. Кто знает, снимись Расселл Кроу, подобно Брюсу Уиллису, в чем-нибудь культовом, вроде "Крепкого орешка", и быть бы ему сейчас жертвой одного амплуа, героем одного жанра. Возможно, поклонники боевиков и потеряли потенциального кумира, но кинематограф обрел интересного, многопланового исполнителя.

Алексей Дубинский
11 декабря 2003

Расселл Айра Кроу родился 7 апреля 1964 года в городе Веллингтоне в семье, имевшей непосредственное отношение к шоу-бизнесу. В пять лет родители перевезли его из Новой Зеландии в Австралию, и практически в том же возрасте он стал маленькой звездой местного телевидения. По заведенной традиции, юному вундеркинду прямая дорога была бы в знаменитый Сиднейский Национальный институт драматических искусств, однако Расселл предпочел миновать образовательную часть и самостоятельно осваивать карьеру музыканта и актера. И если позже Энтони Хопкинс скажет, что он "похож на меня в молодости", у самого Кроу в те годы был совсем другой кумир. Начав сольную карьеру под псевдонимом Рас Ле Рок, свой первый сингл он назвал примечательно - "Я хочу быть похожим на Марлона Брандо".

Сходство в дальнейшем относительно удалось - как и Брандо, стартовавший в Голливуде ролями молодых бунтарей, первой значительной работой Рассела в кино стала драма "Скины" (1992), где он сыграл отчаянного бритоголового неонациста. Истошная, неистовая энергетика актера привлекла критиков, привлекла американцев, а главное, соблазнила Шэрон Стоун, к тому моменту возглавившую список крупнейших звезд. Она буквально настояла на том, чтобы Кроу взяли на роль священника Корта в ленту Сэма Рэйми "Быстрый и мертвый" (1995).

Расселл играл неприкаянного падре, который составил вялую оппозицию шерифу маленького городка Джону Ироду, фактически узурпировавшему всю власть и вершащему собственное, зачастую неправедное правосудие. В тот же городок прибывала загадочная леди (Стоун), которая, объединившись с Кортом, мстила узурпатору за его прошлые злодеяния. Увы, в год выхода мало кто оценил пародийный заряд и стильность фильма, по-своему расправившегося с традициями жанра вестерна. Здесь Джин Хэкман иронизировал над самим собой в "Непрощенном", Шэрон Стоун забавно высмеивала ряд феминистских образов сильных женщин (в том числе, сыгранных и ею - например, в "Основном инстинкте"), а сюжет одновременно издевался над классикой Серджио Леоне "Однажды на Диком Западе" и еще ворохом подобных историй про мстителей с Дикого Запада. Некоторую приторную положительность Корта удачно оттеняла фактурная внешность его исполнителя. Хотя большой популярностью фильм не пользовался и был оценен по достоинству через несколько лет, Кроу заметили и внесли в список перспективных.

В том же 1995 году голливудские боссы проверили его на предмет отрицательного обаяния. Фантастический триллер "Виртуозность" , где в главной роли блистал Дензел Вашингтон, тоже понравился не многим. Тем не менее, все отметили, что напряженный ритм фильма, его увлекательность были достигнуты вовсе не за счет рассказанной истории или очень средне воссозданной атмосферы футуристического города пополам с изображение виртуальной реальности. Лента в напряжении держала благодаря главному негодяю - Сиду 6.7, экспериментальному кибернетическому организму, в который была заложена информация о десятке самых отъявленных психов и убийц в истории человечества. Простое крестьянское широколобое лицо и безумный, опасный взгляд, великолепно сымитированный Кроу, отчетливо убеждали, что перед нами действительно среднестатистический маньяк, помимо всего обладающий способностью к моментальной регенерации и существующий меж двух миров - реальным и компьютерным. Окажись "Виртуозность" большим прокатным бестселлером, Кроу моментально бы превратился в патентованного голливудского злодея.

Через несколько менее примечательных ролей актер добрался-таки в 1997-м до своего первого хита, наконец-то закрепившего за ним статус звезды. Грубый, вульгарный, но все же привлекательный и глубоко ранимый влюбленный полицейский Бад Уайт из "Секретов Лос-Анджелеса" , тонкой и умной стилизации под "черный" фильм, на какое-то время стал его визитной карточкой. Именно Бад задал последующим героям Кроу неприкрытую брутальность характеров, неприятие авторитетов, маргинальность, существование как бы в перманентном состоянии одиночества, при этом - уважение и любовь к ним окружающих людей. Таким же стал Терри Торн, волк-одиночка в "Доказательстве жизни" (2000), вызволяющий из плена похищенного террористами человека, и английский офицер Джон Обри, капитан королевского фрегата в "Хозяине морей" (2003). Таким же стал и генерал Максим из "Гладиатора" (2000), поднявший бунт против вероломно предавшего его психопатичного императора Рима.

"Гладиатор" , эта масштабная, эффектная, но совершенно пустая вампука Ридли Скотта на мотивы давних античных кино-колоссов в духе "Спартака", собрал урожай из "Оскаров", включая награду за лучший фильм. Герой Кроу в этой ленте был столь же гигантским, монументальным изваянием, замешанным на стопроцентной бледной положительности. Однако "Оскар", полученный им за лучшую мужскую роль, словно разорвал давнюю, пагубную традицию Американской киноакадемии награждать актеров за роли морально или физически ущербных людей, которая сформировалась в период жесточайший политкорректности. Генерал Максим - человек без недостатков, фигура величественная и лишенная всякого намека на ущербность. Подобный замечательный противовес порочному кругу "оскаровских" фриков и стал главным оправданием тому, что в этот раз "Оскар" достался актеру, продемонстрировавшему в своей игре слишком мало достоинств для заслуженной награды.

Другой стихией в актерском амплуа Расселла Кроу стали роли маленьких беззащитных человечков, сумевших не сломаться под ударами судьбы. Его первым голливудским опытом работы на поле так называемого серьезного драматизма стал "Свой человек" (1999) Майкла Мэнна. Доктор Джеффри Виганд, штатная единица крупной табачной компании, пытается противостоять могущественным боссам, совершив однажды захватывающее, потрясающее открытие: оказывается, курить - вредно. На этой прописной банальности Мэнн выстроил тяжеловесную, лишенную сострадания к зрителю (из-за своего хронометража) драму, основанную на реальных, но малоинтересных фактах, где утонули и убедительный, в общем-то, трагизм Рассела Кроу, и взрывная экспрессия Аль Пачино, сыгравшего вторую главную роль. Тем не менее, коньюнктурная многозначительность ленты многих убедила в том, что разговор о серьезной проблеме может быть выстроен как рядовой параноидальный триллер в духе 70-х, так что на волне успеха Кроу получил свою первую номинацию на "Оскар".

Возможно, самой одиозной, в то же время, самой неоднозначной его ролью стал гениальный математик, лауреат Нобелевской премии и знаменитый шизофреник Джон Форбс Нэш-младший в драме Рона Ховарда "Игры разума" (2001). Ховард повторил ошибку Мэнна - на основе подлинной биографии построил залихватский драмо-триллер, столь же амбициозный, тяжеловесный и неискренний, как и "Свой человек". В топорной, претенциозной режиссуре, сочетавшей механистическую развлекательную суету с приторным сентиментализмом, Кроу оказался в двусмысленном положении. С одной стороны, будучи актером, безусловно, талантливым, убедительно передал внешнюю сторону трагедии Нэша - эффектно дергался, сутулился, съеживался, изображая замкнутость своего героя, в общем, всячески имитировал физические особенности и поведение умственно не очень полноценного человека. С другой стороны, все это казалось лишь проявлением холодной механики актерской работы, похожей на профессионально сделанные сценические этюды (в которых нужно изображать, а не играть), но лишенной искреннего внутреннего обоснования. Отношение к фильму и главному исполнителю у Киноакадемии на сей раз было половинчатым - с одной стороны, "Игры разума" представляли собой тот "большой стиль", который всегда нравился "Оскару", с другой, роль, буквально для него созданная и еще пару лет назад принятая бы на-ура, осталась без награды.

Поговаривают, кстати, что Расселл Кроу свой второй "Оскар" проворонил благодаря не самому благовидному своему поведению. Общественное мнение не слишком-то жалует буянов, обожающих переносить в настоящую жизнь бунтарский дух своих персонажей, а вульгарные, грубые выходки актера, составляющие львиную долю тех скандалов, которые так любят обсуждать бульварные газеты, ему популярности не прибавляют. Но это или что-то другое стало причиной провала Кроу, уже неважно. Актер сдаваться не намерен и целеустремленно идет вперед. Каждая последующая его роль - в недавно вышедшем "Хозяине морей" или же в грядущем "Мужчине-Золушке" - словно создана для того, чтобы привести его к новой победе. Он - актер-боец, наверное, это самое главное.

Еще несколько фактов биографии Расселла Кроу:

  • Его фамилия Crowe имеет ирландские корни, хотя сам Кроу в документах в графе "национальность" именует себя наполовину норвежцем, наполовину майори.

  • Принимал на сцене участие в мюзиклах, которые стали популярными фильмами, - "Бриолин" и "Шоу ужасов Рокки Хоррора". Во втором он сыграл доктора Фрэнка Н. Фартера, роль, которую в кино воплотил актер Тим Карри. Кроу назвал Карри в образе Фартера своим самым любимым кинозлодеем.

  • В 10 лет, играя в регби, остался без переднего зуба. Спустя 15 лет, получив первую свою большую роль в кино, по требованию Джорджа Огилви, режиссера фильма "Перекресток", наконец-таки поставил коронку за зуб, причем, за счет самого Огилви. Режиссер, кстати, спросил Кроу, какую роль в ленте он хотел бы сыграть, на что актер заявил: "Все роли".

  • На съемках "Перекрестка" познакомился с актрисой Даниэллой Спенсер, которая стала его подругой на ближайшие четыре года. После нескольких лет разлуки, Кроу и Спенсер возобновили свои отношения и 7 апреля 2003-го поженились. Одну из своих грубых выходок Кроу впоследствии оправдывал тем, что в тот момент был крайне напряжен, поскольку готовился к новой встрече с Даниэллой после долгой разлуки.

  • Выход фильма "Скины" сопровождался не только большими кассовыми сборами в прокате, но и массовыми скандалами за пределами кинотеатров. Так, некоторые критики отождествили главного героя, юного бритоголового неонациста Хандо, с его исполнителем, обвинив актера в расизме. Напротив, поклонники фильма сравнивали его с легендарным "Заводным апельсином" Стэнли Кубрика.

  • Шэрон Стону, которой очень понравился Кроу в роли Хандо, убедила продюсеров не только взять актера на одну из ролей в "Быстрый и мертвый", но и отсрочить съемки фильма, чтобы Кроу смог закончить работу в ленте "Все мы".

  • Точно также его ролью в "Скинах" был очарован режиссер Кертис Хэнсон, создатель "Секретов Лос-Анджелеса".

  • В 1997-ом, снимаясь в "Секретах Лос-Анджелеса", Кроу вынужден был в течение пяти месяцев и семи дней не принимать спиртного. Все потому, что Джеймс Эллрой, автор романа, по которому был снят фильм, заверил Кроу, что его герой, полицейский Бад Уайт, не пьет. Попытки Кроу оспорить это ни к чему не привели - Эллрой остался непреклонен. Позже этот период вынужденного воздержания актер назвал самым мучительным моментом в своей жизни.

  • Его речь, произнесенная им во время награждения премией British Film Awards за лучшую мужскую роль, была отредактирована. Кроу набросился с кулаками и руганью на продюсера шоу Малколма Джерри, крича "Кто на свете осмелится испортить шедевр лучшего актера? Ты никогда больше не будешь работать в Голливуде, я об этом позабочусь!" Позже он принес свои извинения.

  • Имел шанс стать звездой фильма "Люди Икс", снявшись в роли Вулверлайна. Однако роль досталась Хью Джекману.

  • В 2000 году, снимаясь в режиссерском проекте Джоди Фостер, получил серьезную травму плеча, потребовавшую хирургического вмешательства. К сожалению, жертва оказалась ненужной - хотя его роль перешла к Юэну МакГрегору, сам фильм так и не был закончен, и пока неизвестно, будет ли когда-нибудь.

  • На съемках "Хозяина морей" был вынужден преодолеть свой страх перед морской стихией. Также для того, чтобы его Джек Обри хотя бы на уровне дилетанта мог сыграть на скрипке, Кроу самому пришлось взять несколько уроков.

  • Крупнейшие гонорары, полученные Кроу: "Гладиатор" - $5 миллионов, "Доказательство жизни" - $7.5 миллионов, "Игры разума" - $15 миллионов, "Хозяин морей" - $20 миллионов.

  • Попал на 30 место в топ-100 самых влиятельных людей шоу-бизнеса; список был составлен в 2003 году журналом Premier.

  • Однажды сказал: "Я снялся в 18 фильмах и сыграл 18 плохих ролей. Я все еще готовлюсь к тому, что однажды пойму свою работу и сыграю то, что мне понравится".

 
избранная фильмография
2007 Поезд на Юму Джеймса Мэнголда
   
2006 Хороший год Ридли Скотта
   
2005 Нокдаун Рона Ховарда
   
2003 Хозяин морей: На краю Земли Питера Уира
   
2001 Игры разума Рона Ховарда
   
2000 Гладиатор Ридли Скотта
Доказательство жизни Тэйлора Хэкфорда
   
1999 Тайна Аляски Джэя Роача
Свой человек Майкла Мэнна
   
1997 Секреты Лос-Анджелеса Кертиса Хэнсона
На грани разрыва
Роберта Гринуолда
Горящие небеса Крэйга Лаиффа
   
1995 Грубая магия Клэйр Пиплу
Виртуозность Бретта Леонарда
Нет пути назад Фрэнка Э. Капелло
Быстрый и мертвый Сэма Рэйми
   
1994 Все мы Джоффа Бертона и Кевина Доулинга
   
1993 Один момент Аарона Кима Джонстона
Серебряный ветер Джона Татулиса
Любовь в забвении Дэвида Элфика
   
1992 Скины Джеффри Райта
Эксперт Марка Джоффе
   
1991 Hammers Over the Anvil Энн Тернер
Доказательство Джослин Мурхауз
   
1990 Перекресток Джорджа Огилви
Пленники Солнца Стивена Уолласа
 
награды
Оскар-2002
(номинация)
лучшая мужская роль ("Игры разума")
   
Оскар-2001 лучшая мужская роль ("Гладиатор")
   
Оскар-2000
(номинация)
лучшая мужская роль ("Свой человек")
   
Золотой
глобус-2006
(номинация)
лучшая мужская роль в драме ("Нокдаун")
   
Золотой
глобус-2004
(номинация)
лучшая мужская роль в драме
("Хозяин морей: На краю земли")
   
Золотой
глобус-2002
лучшая мужская роль в драме ("Игры разума")
   
Золотой
глобус-2001
(номинация)
лучшая мужская роль в драме ("Гладиатор")
   
Золотой
глобус-2000
(номинация)
лучшая мужская роль в драме ("Свой человек")
   
БАФТА-2002 лучшая мужская роль ("Игры разума")
   
БАФТА-2001
(номинация)
лучшая мужская роль ("Гладиатор")
   
БАФТА-2000
(номинация)
лучшая мужская роль ("Свой человек")
   
MTV Movie
Award-2002
(номинация)
лучшая мужская роль ("Игры разума")
   
MTV Movie
Award-2001
(номинация)
лучшая мужская роль в драме ("Гладиатор")
(номинация) лучшая схватка ("Гладиатор"; бой с тигром)
   
AFI
Award-2005
Награда Австралийского киноинститута
International Award за лучшую мужскую роль ("Нокдаун")
   
AFI
Award-2001
приз за творчество
   
AFI
Award-1992
лучшая мужская роль ("Скины")
   
AFI
Award-1991
лучшая мужская роль второго плана
("Доказательство")
   
AFI
Award-1990
(номинация)
лучшая мужская роль в драме ("Перекресток")
   
Сиэттл-1993 Golden Space Needle Award лучшему актеру -
("Скины" и "Молоты с наковальнями")
  IMDb
Фан-клуб
Фотогалерея
Фотогалерея
Фотогалерея

Расселл Кроу
Расселл Кроу
Расселл Кроу
Расселл Кроу
Расселл Кроу
Расселл Кроу
Расселл Кроу
Расселл Кроу
Кроу по-русски
Кроу: Все ссылки

 
Поезд на Юму
Нокдаун
Хозяин морей
Игры разума
Гладиатор
Секреты Лос-Анджелеса
Доказательство
 
 
SpyLOG
Rambler's Top100
Яндекс цитирования
Рассылка 'Дневник кино - новости и все обновления сайта'
 
 
 © Алексей Дубинский. Все права защищены. 2003-2007 пишите мне