фильмы | имена | статьи | библиотека | главная
 
 



 

Николас Кейдж / Nicolas Cage
актер, режиссер, продюсер
 
родился
7 января 1964, Лонг-Бич, штат Калифорния, США
 
статья

Николас Кейдж, казалось бы, имел все шансы стать удачливым нахлебником у своего знаменитого дядюшки. Его яркое, смазливое итальянское лицо могло так никогда и не попасть на экраны всего мира - ведь и на племяннике гения природа могла бы ох как отдохнуть! Однако неутомимое мироздание щедро рассыпает таланты там, на голливудских холмах. Николас Кейдж - актер профессионал, в том смысле, что за исключением нескольких комедийных ролей он играл разного рода профессионалов: то следователей, то врачей, то угонщиков, то злодеев, то борцов со злом… Его актерский метод одновременно и прост, и сложен: полное вживание в персонажа, буквально физическое, телесное знакомство с новой ролью. Так, например, чтобы сыграть контуженного в Птахе, Николас решился на лечение зубов без анестезии, видимо, чтобы лучше прочувствовать боль своего персонажа. Николас глотал живых тараканов, чтобы проникнуться мрачной метафорикой Поцелуя вампира. Николаса обвиняли в уличных драках - в этот период он как раз вживался в гангстера для роли в Клубе "Коттон" своего дядюшки Фрэнсиса Форда.

Станислав Бенецкий
18 декабря 2003

Навязчивый образ профессионализма в творчестве Николаса Кейджа в конце концов начал играть обратный эффект. Среди воплощенных героев Николаса как раз неудачники представляют больший интерес. Контуженный молодой сержант в Птахе, спивающийся неудачник-сценарист в Покидая Лас Вегас, человек на грани сумасшествия в Диких сердцем - и вот, наконец, "профессиональный синдром" Кейджа достигает апогея в Адаптации Спайка Джонса. Кейдж раздваивается на мейнстримового, нормального и уверенного в себе сценариста Дэвида Кауфмана и рефлексирующего, откровенно даже вудиалленствующего Чарли. Фрустрация и перфекционизм в одном флаконе. Корни подобного раздвоения очевидны: не многие из тех, кто не удосужился завершить высшее образование, могут похвастаться семизначными цифрами годового оклада. Николас Кейдж им тоже не хвастается, однако тихо и спокойно этот легендарный недоучка - в хорошем смысле легендарный - продолжает свой актерский путь. Кейдж - актер неуловимого амплуа. Это и боевой парень, способный на настоящий жесткий экшн, то есть сворачивание шей и пробивание вражьих диафрагм (во имя любви и добра, конечно), например, в Тюремном самолете Симона Уэста. Это и беспринципный злодей-террорист, ничего святого не имеющий - вспомните Без лица Джона Ву.

Но, кажется, всего чаще выпадало на долю Кейджа играть роли военного характера - притом не простым одноизвилинным солдафоном он был, а либо суперпрофессиональным военным телохранителем (Говорящие с ветромДжона Ву), либо личностью, по-армейским меркам, весьма утонченной (Выбор капитана Корелли Джона Мэддена). Был и простым контуженным сержантом, другом менее простого, но еще более контуженного рядового, возомнившего себя птицей. (Впрочем, та история с перевоплощением в птицу у парня тянулась с детства. У тех, кто читал книгу Уильяма Уортона Птаха и смотрел одноименную экранизацию, вопросов не возникнет. Кому не посчастливилось, заметим, что это один из самых трогательных, поэтичных и философских фильмов с участием Кейджа). Нельзя не отметить солдатскую роль Кейджа во Времени убивать.

Был он и ангелом, был и бесенком. В Городе ангелов (упрощенном перепеве Неба над Берлином Вима Вендерса) Николас, будучи существом бессмертным и способным к долгим перелетам, подобно герою толкиновских легенд, от своей бессмертности и крыльев отказывается. Ради некоей Мэгги (Мэг Райан) которую он, провожая на небеса в последнее пристанище (и чем девчонка заслужила?), вдруг полюбил. Дивная, слезовыжимающая история. Что же касается атмосферы околоинфернальной, то и там Николасу бывать не привыкать. И в Диких сердцем загадочного Дэвида Линча, и в Воскрешая мертвецов Мартина Скорсезе, этого неистового мистика и вещуна-богоискателя.

Так или иначе, многие амплуа перемерял Кейдж - и За 60 секунд угонял, и по скалам прыгал, что твой Сталлоне - в Скале Майкла Бэя, - и по небу летал, и личинами менялся, и с ветром толковал, и обычным алкоголиком был (причем с наибольшим, повторюсь, успехом - именно роль в драме Покидая Лас Вегас принесла Николасу оскаровскую мумию). Актерская жизнь Николаса вообще как-то необычно связана с Вегасом, этой распутной столицей игорного бизнеса: Медовый месяц в Лас Вегасе - одна из почти десятка бравых семейных комедий, с которых начинал очаровательный в юности Кейдж - принесла ему номинцию на Золотой Глобус, а в Тюремном самолете его герою нужно было посадить самолет... опять-таки в Лас Вегасе… Но это так, к слову.

А в действительности важно как раз другое: не даром Николас Кейдж - племянник знаменитого создателя Апокалипсиса сегодня. Не зря упрямый мальчишка сбежал из Беверли Хиллз в семнадцать лет и сменил безнадежно говорящую фамилию Коппола на многообещающе молчащую Кейдж. Мало того, что успешная карьера с вымышленной фамилией позволяет теперь Кейджу называться заветным американским "селф мэйдом" - так еще и режиссерская кровинушка дала о себе знать. Параллельно с игрой в Адаптации, новом комедийном шедевре Спайка Джонса, Николас Кейдж провернул свой режиссерский дебют. Начал скромно - с пяти миллионов бюджета и Джеймса Франко (Человек-паук, Город у моря) в главной роли в фильме Санни. Это про молодого человека, который хочет разрушить губительные путы семейного бизнеса. Уместно спросить, какого именно - так вот, проституции. Жизнеутверждающая картина, поднимающая волю к борьбе с обстоятельствами - это как раз то, с чем не раз боролся сам Николас.

Конечно, не с такими, какие были у героя Санни - фильм не автобиографичный. Но и Кейджу пришлось в жизни постоять за себя: бросить институт, податься в актеры, плюнуть на обеспечившую бы, если не успех, то хотя бы внимание, фамилию. Шутка ли сказать - удачливый и харизматичный селф мэйд, лучший в роли неудачника!

Причем именно неудачника-сценариста - и в Покидая Лас Вегас Майка Фиггиса, и в Адаптации Спайка Джонса (фильмах, стилистически различных, примерно как коньяк и глинтвейн) Кейдж упорно бьется над собственными фантазиями и персонажами, не желающими жить на бумаге.

 
избранная фильмография
2007 Призрачный гонщик Марка Стивена Джонсона
   
2006 Плетеный человек Нила ЛаБьюта
   
2005 Оружейный барон Эндрю Никкола
Синоптик Гора Вербински
   
2004 Сокровище нации Джона Тартелтауба
   
2003 Великолепная афера Ридли Скотта
Жизнь Дэвида Гэйла Алана Паркера - продюсер
   
2002 Говорящие с ветром Джона Ву
Санни - режиссер, актер
Адаптация Спайка Джонза
   
2001 Выбор капитана Корелли Джона Мэддена
   
2000 Угнать за 60 секунд Доминика Сена
Семьянин Бретта Рэтнера
   
1999 8 миллиметров Джоэла Шумахера
Воскрешая мертвецов Мартина Скорсезе
   
1998 Город ангелов Брэда Силберлинга
Глаза змеи Брайана Де Палмы
   
1997 Тюремный самолет Саймона Уэста
Без лица Джона Ву
   
1996 Скала Майкла Бэя
   
1995 Поцелуй смерти Барбета Шредера
Покидая Лас-Вегас Майка Фиггиса
   
1994 Телохранитель Тэсс Хью Уилсона
Это могло случиться и с вами Эндрю Бергмана
Ловушка в раю Джорджа Галло
   
1993 Нужные вещи Фрэйзера Хестона
Немое прикосновение Кшиштофа Занусси
   
1992 Медовый месяц в Вегасе Эндрю Бергмана
Ред Рок Вест Джона Дала
   
1991 Зэндали Сэма Пиллсбери
   
1990 Огненные птицы Дэвида Грина
Дикие сердцем
Дэвида Линча
   
1989 Поцелуй вампира Роберта Бирмана
   
1987 Воспитание Аризоны Джоэла Коэна
Очарованные Луной Нормана Джуисона
   
1986 Пегги Сью вышла замуж Фрэнсиса Форда Копполы
   
1984 Наперегонки с луной Ричарда Бенджамина
Клуб "Коттон" Фрэнсиса Форда Копполы
Птаха Алана Паркера
   
1983 Бойцовая рыбка Фрэнсиса Форда Копполы
 
награды
Оскар-2003
(номинация)
лучшая мужская роль ("Адаптация")

Оскар-1996

лучшая мужская роль ("Покидая Лас-Вегас")

БАФТА-2003
(номинация)

лучшая мужская роль ("Адаптация")

БАФТА-1996
(номинация)

лучшая мужская роль ("Покидая Лас-Вегас")

Золотой
глобус-2003
(номинация)

лучшая мужская роль в комедии или мюзикле ("Адаптация")

Золотой
глобус-1996

лучшая мужская роль в драме
("Покидая Лас-Вегас")

Золотой
глобус-1993
(номинация)

лучшая мужская роль в комедии или мюзикле ("Медовый месяц в Лас-Вегасе")

Золотой
глобус-1988
(номинация)

лучшая мужская роль в комедии или мюзикле ("Одержимые луной")

MTV Movie Award-1999
(номинация)

лучший экранный дуэт
("Город ангелов"; с Мэг Райан)

MTV Movie Award-1998

лучший экранный дуэт
("Без лица"; с Дж. Траволтой)

(номинация)

лучший актер ("Без лица")
(номинация) лучший злодей ("Без лица"; с Джоном Траволтой)

MTV Movie Award-1997

лучший экранный дуэт
("Скала"; с Шоном Коннери)

Монреаль-1996

награда за творческую карьеру

Сан
Себастьян
-1995

Серебряная раковина - лучший актер
("Поикдая Лас-Вегас")
  IMDb
Все ссылки
Фотогалерея
Фотогалерея
Фотогалерея
Кейдж
Кейдж
Кейдж
Кейдж
Кейдж
Кейдж
 
Призрачный гонщик

Плетеный человек

Синоптик

Оружейный барон

Сокровище нации

Великолепная афера

Санни

Воскрешая мертвецов

Город ангелов

Без лица

Скала

Покидая Лас-Вегас

Ред Рок Вест

Дикие сердцем

Бойцовая рыбка


 
 
SpyLOG
Rambler's Top100
Яндекс цитирования
Рассылка 'Дневник кино - новости и все обновления сайта'
 
 
 © Алексей Дубинский. Все права защищены. 2003-2007 пишите мне