фильмы | имена | статьи | библиотека | главная
 
 



 

Джонни Депп / Johnny Depp
актер, режиссер, продюсер
 
родился
9 июня 1963, Оуэнсборо, штат Кентукки, США
 
статья

Американская звезда 90-00-х, один из самых популярных актеров Голливуда, ухитрившийся за годы своей карьеры стать одновременно иконой интеллектуального, эстетского кино и кумиром миллионов простых зрителей. Начав со стереотипных ролей тинейджеров в обычных "подростковых" фильмах, названия которых сегодня вспомнит разве что его самый большой поклонник, Депп постепенно сменил амплуа и превратился в любимца режиссеров, чьи имена традиционно связывают с авторским кинематографом. От фильма к фильму он с еле уловимым мазохистским удовольствием меняет свою внешность и манеру игры, чтобы перевоплотиться в очередного героя, так непохожего на все предыдущие его роли, но при этом обязательно вписывающегося в емкое понятие - "парень со странностями".

Алексей Дубинский
30 апреля 2004

1963 "Парень со странностями" Джонни Депп, урожденный Джон Кристофер Депп III, появился на свет 9 июня 1963 года в кентуккийском городке Оуэнсборо в семье инженера и официантки. Семь лет спустя родители перевезли его в штат Флориду.

1975 В 12 лет угрюмый, замкнутый подросток, учившийся из рук вон плохо, баловавшийся алкоголем и наркотиками, получил от матери в подарок электрогитару. Этот музыкальный инструмент судьбу Деппа не определил, но, по крайней мере, занял место в его сердце на долгие годы вперед. Безумно влюбленный в музыку, юный Джонни пытался организовать первую рок-группу, даже выступал по клубам и ездил на своеобразные "гастроли" в Лос-Анджелес, но успеха не добился. Позже музыка не единожды будет появляться в его жизни. Он попробует себя еще в одной группе, из которой будет вынужден уйти из-за жесткого контракта с телевидением, затем несколько раз попытается протолкнуть песни собственного сочинения в свои фильмы, и кое-где ему это даже удастся (смотрите его в небольшой роли в Шоколаде Лассе Хальстрема), не говоря уже о том, что он муж популярной французской певицы Ванессы Паради, для альбома которой он также написал несколько песен.

1984 Своей карьере в кино Депп обязан бывшей жене Лори Элисон и актеру Николасу Кейджу. Женившись в 20 лет, Депп расстался с Лори через два года. Однако она познакомила его с Кейджем, который "продал" неудачливого музыканта своему агенту. Вскоре Депп получил свою первую роль в культовом ужастике Уэса Крейвена Кошмар на улице Вязов (1984). По другой версии, Депп просто сопровождал на съемочную площадку своего друга Джекки Эрла Хэйли, и якобы Крейвен сам предложил ему почитать роль, которую, в результате, и отдал ему. Примечательно, что для больших актеров даже ранние полуэпизодические роли становятся прообразами будущих главных работ. Юный Глен Лантц, одна из потенциальных жертв сожженного психопата с крюком Фредди Крюгера, балансирует между реальностью и сном, рискуя однажды сорваться в бездну и стать жертвой безумного повелителя сумеречной зоны. Заглядывать за пределы дозволенного, вдумчиво и безмятежно вышагивая по той стороне сознания, Депп будет практически в каждой свой ленте, не изменяя себе даже в таких малоудачных фильмах, как Жена астронавта (1999) или Из ада (2001).

1987 Он заменил актера Джеффа Ягера в сериале Джамп-Стрит, 21, сыграв полицейского под прикрытием Томми Хэнсона. Эту роль Деппу предлагали с самого начала, но он отказался, потому что считал себя выше телевидения. Когда Ягер не подошел продюсерам сериала, они вновь обратились к Деппу. Поверив уговорам агентов, что сериал не продержится и дольше одного сезона, он заключил кабальный контракт, и, в результате, вынужден был отработать в ставшем невероятно популярном шоу целых три года. Работа на телевидении не позволяла ему выбраться в большое кино, не давала заниматься любимой музыкой и буквально сводила с ума. Но все его попытки порвать отношения с продюсерами, чтобы они выгнали его, не привели к успеху.

1990 Первые главные роли в кино - и первый же успех. Деппу повезло - он снялся в фильмах двух самобытных режиссеров, не похожих на обычных голливудских ремесленников. Суть в том, что и Джон Уотерс, снявший Джонни в Плаксе, и Тим Бертон, поставивший Эдварда Руки-Ножницы, прославились мастерским перекраиванием популярных жанров. Уотерс издевался над стереотипами мюзиклов для подростков, а Бертон играл на поле романтической фантастики, подстраивая под себя ставшие уже расхожими мотивы "франкенштейнианы". Но талант обоих постановщиков позволил их фильмам оказаться больше, чем пародия или иронический книксен; в каждом из фильмов и Уотерс, и Бертон создали свои неподражаемые, притягательные, чудесные миры, где рок-бунтарь Плакса и робкий гомункул Эдвард стали фигурами, с одной стороны, нон-грата, а с другой - сообщали этим мирам жизненную энергетику, вращали их вокруг самих себя, не дополняли их собой, а, напротив, заставляли действительность тянуться до их индивидуальностей. Стоит ли говорить, что внутри подобных творческих миров Джонни Депп оказался идеальной фигурой. И Плакса, и Эдвард, ко всему прочему, сразу же подчеркнули главную особенность актерской сущности Деппа - он обожал придумывать свои роли, и каждый раз стремился стать кем-то особенным, кем-то непохожим на то, что он уже однажды сыграл.

1993 Еще один прибыльный год, еще три разных, но по-своему удивительные роли - Что снедает Гилперта Грейпа, Бенни и Джун, Сон Аризоны. Хотя всех героев объединяет их провинциальное происхождение и неподдельное желание вырваться за рамки отведенной им реальности, у каждого это получается в разной степени, и каждый обладает собственными индивидуальными особенностями.

1994 Ради того, чтобы добиться точного результата, Тим Бертон не только позвал в свой новый фильм Эд Вуд Джонни Деппа, но и снял его черно-белым (соответственно, и фильм, и Деппа). История самого плохого режиссера в кино, со временем превратившегося в культового героя, прежде всего, сыграна на личность самого Бертона. Для него Эд Вуд - внутреннее альтер-эго. Для Деппа - еще одна возможность быть сразу и узнаваемо-странным, и другим. Это, кстати, и первый его фильм, где он сыграл реально существовавшего человека. Позже он пойдет играть реальных персонажей с отъехавшей крышей с регулярностью едва ли не фильму в год.

В том же году Депп не стал звездой сразу трех популярных фильмов. Для начала он отказался от боевика Скорость, где копа-сапера, в результате, сыграл Киану Ривз. Решение стоит признать верным: хотя в столь ненавистном ему сериале он был вполне убедителен в роли полицейского, его последующие герои - неторопливые созерцатели, отстраненно наблюдающие за потоком времени. Странно было бы увидеть его в роли уверенного и быстро реагирующего на головокружительные события человека. Логика вещей подсказывает, что в 1994-м именно Депп, а не Ривз должен был сыграть принца Сиддхартху у Бертолуччи в Маленьком Будде.

Деппа также заменили Брэдом Питтом в Легендах осени (1994) Эдварда Звика. Наверное, это тоже правильное решение - эпическое дыхание противопоказано человеку, чей внутренний жизненный ритм существует параллельно общему объективному времени.

В другом фильме с Брэдом Питтом, Интервью с вампиром (1994), Депп мог сыграть графа-кровососа Лестата, но роль ушла к Тому Крузу. Круз представил Лестата порочным, лишенным жалости и сострадания выродком, и остается лишь гадать, какие неожиданные стороны в образе полумонстра-получеловека мог открыть Джонни Депп.

1995 Мертвец Джима Джармуша, очередной пик в карьере актера, едва ли не квинтэссенция всех его образов, и сыгранных уже, и сыгранных в будущем. Уильяму Блейку уже не нужно погружаться в бездну, чтобы произвести в ней собственный переворот. Граница между поту- и посюсторонним уже не существует. Путешествие по темному лесу Блейк воспринимает как продолжение его личного маленького кошмара под названием город Машин, пространства, отвергшего Блейка и сделавшего его Мертвецом. Так что логичен его откат в Никуда, который совершил Никто; и после Мертвеца тональность дальнейших работ актера резко меняется. Там уже сложно найти радостную эксцентрику Кустурицы или светлую печаль Хальстрема, все больше сгущаются краски, а герои падают на самое дно, добираясь не просто до абстрактного царства Зла и его повелителя - в Девятых вратах Поланского им уже даны честные, прямые имена Дьявол и Ад. Потусторонний кошмар сменит грустную элегию даже у Бертона, в третьем совместном фильме с которым Депп (точнее - Икабод Крэйн) сразиться с мрачным безголовым Всадником (Сонная лощина, 1999).

1997 Донни Браско Майка Ньюэлла - только прелюдия к образам людей с разорванным сознанием. Такой коп соответствовал данным Джонни Деппа. Человек, вынужденный существовать в гамлетовском положении "быть или не быть", только занес ногу над бездной, чтобы дальше в Девятых вратах, Кокаине (2001) или Из ада (2001) уверенно ступить на темную половину.

1998 Еще один год - и еще одна биографическое свершение. Говорят, когда знакомые Хантера С. Томпсона увидели обритого Деппа в роли создателя "гонзо-журналистики", они едва не пришли в священный ужас. Депп двигался, разговаривал, как Томпсон, он, по сути, стал им. Быть может, именно в этой ленте Терри Гиллиама Депп установил свой личный эталон актерского перевоплощения. Другое дело, что фигура промескалиненного Томпсона в его исполнении, даже при некоторых внешних совпадениях (вроде огромной тонны наркотиков, чтобы "отъехать" в свою Неверляндию), была слишком резвой, буйной для спокойной уравновешенности других депповских "парней со странностями". Куда больше по амплуа ему подходил грустный инспектор Фред Эбберлайн, поимщик Джека-Потрошителя в Из ада, который обычно тихонько укладывался на кушетку, чтобы принять очередную дозу и отойти в мир иной (последний раз это получилось сделать уже на все сто процентов). Так что Страх и ненависть в Лас-Вегасе, скорее, выпали из послужного списка Деппа, чем как-то его добавили - но не зря, видимо, актер побрил голову.

2000 Маленькая роль в биографической драме Джулиана Шнэбела Перед наступлением ночи - словно логическое завершение Донни Браско. Лейтенанта Виктора, не стесняющегося внедряться в мужские тюрьмы под видом гомосексуалиста Бон Бона, с Донни мало что роднит, но все равно это практически тот же рисунок, грубо заштрихованный черным мелом. Оба - блюстители закона с неограниченными возможностями и оба работают под прикрытием. Но первый еще колеблется и решает этические проблемы; второй ни в чем не сомневается и действует грубо, по-животному, без скидок на человеческие эмоции.

2003 Джонни Депп снимается в своем первом супер-миллионном блокбастере Пираты Карибского моря, и представляет публике героя, хитро и умно пародирующего все сыгранное им до этого. Если Мертвец - это его квинтессенция, то капитан Джек Воробей - своеобразный постскриптум. Одновременно и типично "депповский" эксцентрик (о том, как лепил актер свой необычный образ, ходят легенды), и в то же время хитрый прагматик, Воробей легко разводит в разные стороны вымышленное и реальное. Он знает цену россказням о самом себе, но уверенно подогревает мифы о безжалостном корсаре. Отсидев в диком одиночестве на безлюдном острове, он, как многие полагают, тронулся рассудком (то есть, вновь переступил край потустороннего), но для безумца кажется слишком рассудительным и здравомыслящим. Апофеозом этой вакханалии, этого блестящего глумления над своим амплуа становится сцена, где Воробей временно становится... мертвецом - и что же? Он с легкостью, избегая чар проклятия, возвращается в мир живых и продолжает хитрить с явной выгодой для себя. Если ко всему этому прибавить сочную игру Деппа, перетягивающего на себя одеяло с такой легкостью, что он затмевает сразу всех - режиссера, коллег-актеров, саму историю - неудивителен факт первой номинации на "Оскар". Депп пришелся по душе сразу всем, и остается только жалеть, что настоящая, правильная награда не нашла его ни после Сна Аризоны, Мертвеца или Страха и ненависти в Лас-Вегасе.

2004 Тайное окно ставит жирную точку в двадцатилетней деятельности Джонни Деппа по созданию "странного человека", балансирующего на грани, ничего к ней не прибавляя, но и не отнимая. Самое время Деппу обратиться к своим первым "светлым" ролям. Не случайно переломной может стать лента именно Тима Бертона, Чарли и шоколадная фабрика, сказочная история о Вилли Вонке, куда режиссер, до этого оступившись на Юэне МакГрегоре в Крупной рыбе, вновь пригласил своего любимого актера (кстати, отказавшись от мысли снимать Кристофера Уокена или Майкла Китона, тоже немало сыгравших разных "чудесатых" героев). Что-то будет дальше.

Еще несколько фактов о Джонни Деппе:

  • Чтобы избавиться от вытатуированного признания любви "Уайнона навсегда", Деппу пришлось переделать фразу тату в "Вино навсегда".

  • В 1993 году на задворках его ночного клуба "Комната гадюки" скончался от передозировки актер Ривер Феникс. Этот клуб некогда принадлежал легендарному гангстеру Багси Сигелу.

  • В 1995-м британский журнал "Эмпайр" назвал его самым сексуальным мужчиной всех времен.

  • Депп согласился сыграть в фильме Дон Жуан де Марко (1995) только с условием, что роль психиатра исполнит Марлон Брандо.

  • Некоторые диалоги Джонни Деппа в Кокаине (2001) были сымпровизированы им во время съемок. В частности, когда его герой заявляет "Нам нужна лодка побольше", эта фраза является цитатой из Челюстей (1975) Стивена Спилберга.

  • Придумывая своего героя в Сонной лощине, инспектора Икабода Крэйна, Депп ориентировался на Уитнейла, персонажа фильма Уитнейл и я (1987), сыгранного Ричардом Э. Грантом.

  • Он спас одноглазую лошадь безголового всадника из Сонной лощины, когда узнал, что ее собираются отправить на живодерню.

  • Сегодня он живет во Франции со своей женой Ванессой Паради и двумя маленькими детьми и утверждает, что не вернется в Америку, поскольку ему не нравится политический курс страны, особенно ситуация с Ираком в сентябре 2003 года. Находясь на премьере Пиратов Карибского моря в Германии, Депп не постеснялся в самых жестких выражения высказаться об Америке, "тупой, агрессивной стране", и о ее президенте, "худшем лгуне из всех возможных". Эти слова задели консервативных продюсеров фильма, но останавливаться Депп не намерен.

 
избранная фильмография
2006 Пираты Карибского моря-2 Гора Вербински
   
2005 Чарли и шоколадная фабрика Тима Бертона
Труп невесты Тима Бертона и Майка Джонсона (голос)
   
2004 Распутник Лоуренса Данмора
Волшебная страна Марка Форстера
Тайное окно Дэвида Коэппа
   
2003 Пираты Карибского моря Гора Вербински
Однажды в Мексике Роберта Родригеса
   
2001 Из ада Аллена и Альберта Хьюзов
Кокаин Теда Демме
   
2000 Шоколад Лассе Хальстрема
Перед наступлением ночи Джулиана Шнэбела
Человек, который плакал Салли Поттер
   
1999 Сонная Лощина Тима Бертона
Девятые врата Романа Поланского
Жена астронавта Рэнда Рэвича
   
1998 Страх и ненависть в Лас-Вегасе Терри Гиллиама
   
1997 Храбрец Джонни Деппа
Донни Браско Майка Ньюэлла
   
1995 В последний момент Джона Бэдхема
Мертвец Джима Джармуша
Дон Хуан Де Марко Джереми Левена
   
1994 Эд Вуд Тима Бертона
   
1993 Что гложет Гилберта Грэйпа Лассе Хальстрема
Бенни и Джун Джеремайи Чечика
Аризонская мечта Эмира Кустурицы
   
1991 Фредди умер: последний кошмар Рейчейл Талалай
   
1990 Эдвард Руки-Ножницы Тима Бертона
Плакса Джона Уотерса
   
1987 Джамп Стрит, 21 (ТВ-сериал; до 1990-го)
   
1986 Медленное возгорание Мэттью Чэпмана (ТВ)
Взвод Оливера Стоуна
   
1985 Частный пляж Джорджа Боуэрса
   
1984 Кошмар на улице Вязов Уэса Крэйвен
 
награды
Оскар-2005
(номинация)
лучшая мужская роль ("Волшебная страна")
   
Оскар-2004
(номинация)
лучшая мужская роль
("Пираты Карибского моря")
   
БАФТА-2005
(номинация)
лучшая мужская роль ("Волшебная страна")

БАФТА-2004
(номинация)

лучшая мужская роль
("Пираты Карибского моря")
   
Золотой
глобус-2006
(номинация)
лучшая мужская роль в комедии или мюзикле ("Чарли и шоколадная фабрика")
   
Золотой
глобус-2005
(номинация)
лучшая мужская роль в драме
("Волшебная страна")
   
Золотой
глобус-2004
(номинация)
лучшая мужская роль
("Пираты Карибского моря")
   
Золотой
глобус-1994
(номинация)
лучшая мужская роль ("Эд Вуд")
   
Золотой
глобус-1993
(номинация)
лучшая мужская роль ("Бенни и Джун")
   
Золотой
глобус-1990
(номинация)
лучшая мужская роль
("Эдвард Руки-Ножницы")
   
IFTA
Awards-2005
(номинация)
приз зрительских симпатий лучшему актеру
("Чарли и шоколадная фабрика")
   
IFTA
Awards-2004
приз зрительских симпатий лучшему актеру
("Пираты Карибского моря")
   
MTV
Movie
Awards-1993
лучшая комедийная роль ("Бенни и Джун")
лучший дуэт ("Бенни и Джун",
с Мэри Стюарт Мастерсон)
   
Сезар-1999 награда за творчество
  IMDb
 
Пираты Карибского моря-2
Чарли и шоколадная фабрика
Распутник
Волшебная страна
Тайное окно
Пираты Карибского моря
Человек, который плакал
Сонная Лощина
Девятые врата
Страх и ненависть в Лас-Вегасе
Донни Браско
В последний момент
Мертвец
Аризонская мечта
Эд Вуд
Что гложет Гилберта Грэйпа
Бенни и Джун
Эдвард Руки-Ножницы
 
 
SpyLOG
Rambler's Top100
Яндекс цитирования
Рассылка 'Дневник кино - новости и все обновления сайта'
 
 
 © Алексей Дубинский. Все права защищены. 2003-2007 пишите мне