фильмы | имена | статьи | библиотека | главная
 
 



 

Джим Кэрри / Jim Carrey
актер, сценарист, продюсер
 
родился
17 января 1962, Ньюмаркет, Онтарио, Канада
 
статья

Американский актер, крупнейшая звезда 90-00-х годов, виртуозный мастер комического, оставляющий далеко за собой всех коллег-комедиантов, вошедших в «список $20 миллионов». Небывалый карьерный взлет приходится на 1993 год, и в течение последующего десятилетия сумел убедить даже недоброжелателей в своем несомненном таланте мастерски менять комедийные регистры – от эксцентрически-грубого до тонко-сатирического и элегически-интеллектуального. Однако реноме ловкого фигляра с подвижным, «резиновым» лицом, развлекающего невзыскательную публику, нередко затмевает его лучшие работы и не позволяет многим обратить внимание на него не только как традиционно комедийного актера, но и серьезного драматического исполнителя.

Алексей Дубинский
13 июня 2004

1962 Джим Кэрри, актер, получивший прозвище «Резиновое Лицо», родился в семье бухгалтера, мечтавшего стать джазменом. Он был самым младшим из четырех детей Перси и Кэтлин Кэрри, но при том и самым подвижным. Бьющая через край энергия маленького сына однажды заставила родителей отправить его резюме на «Шоу Кэрол Барнетт». Маленькой звездой Джим не стал, напротив – пережил все невзгоды не самого счастливого детства в бедной семье. Отец, прельстившись новой должностью, перевез семью из обжитого Ньюмаркета в Скарсборо, пригород Торонто; фабрика вскоре разорилась, и оставшись без дома, семья Кэрри какое-то время вынуждена была жить в фургоне, до тех пор, пока не удалось перебраться в Торонто.

1979 К 17 годам жанр клубного комедианта, избранный молодым актером, стал ему тесноват. Бросив школу и работу, Джим отправился покорять Лос-Анджелес. Несколько гэгов, исполненных в «Магазинчике комедии», впечатлили хозяина шоу, популярного комика Родни Денджерфилда, и Джим получил контракт на весь сезон. Через несколько лет в часовом фильме «Резиновое лицо» (не отсюда ли прозвище?) Кэрри иронически отразит свой путь в большое кино из забегаловок и клубов, где выступление актера-разговорника зачастую зависело вовсе не от качества его материала и исполнения, а от настроения публики и количества выпитых ей напитков.

1984 С комедийного ситкома «Утиная фабрика», прожившего весьма недолго, начинается десятилетие безвестного существования в больших и маленьких проектах, исключительно на вторых, а то и третьих ролях. Сегодня поклонники Кэрри разыскивают такие малозаметные и мало кому нужные фильмы, вроде «Однажды укушенного», ради своего кумира; но тогда озорной кривляющийся юнец мог на несколько минут «приколоть» зрителя и тут же исчезнуть из его памяти; имя, впрочем, стиралось (если вообще запоминалось), зато лицо, наверное, оставалось. Это неудивительно: если сейчас пересмотреть «Пегги Сью вышла замуж» или «Земные девушки доступны», можно уверенно сказать, что в отведенное ему время Кэрри обращает на себя внимание, даже вопреки тому, что не он звезда, да и герой его самой истории нужен также как телеге пятое колесо. Интересно отметить, что сыгравший в «Пегги Сью» на тот момент уже популярный Николас Кейдж крупной звездой все же стал в середине 90-х, как раз синхронно с самим Кэрри, а главный герой «Земных девушек» Джефф Голдблум и вовсе остался в положении просто хорошего характерного исполнителя. Больший успех ожидал актера на телевидении – его безумная, как бы невменяемая манера исполнения впечатлила Дэймона Уэйанса, с которым они вместе сыграли в «Земных девушках», и таким образом, Кэрри стал подлинным украшением телешоу «В живом свете». Настоящий прорыв в кино был теперь делом времени.

1993 Потрясающий, невероятный успех, выпавший на «Эйса Вентуру», вывел на звездную орбиту нового актера и знаменовал для кого-то скорбную, но непреложную истину – великая популярность американских комиков 80-х пошла на убыль. Том Хэнкс, Дэн Эйкройд, Билл Мюррей, Чеви Чейз, Стив Мартин и Джеймс Белуши, от души веселившие публику десятилетие назад, постепенно стали уходить в тень; некоторым из них – Хэнксу и Мюррею – коренным образом удалось пересмотреть свои амплуа и остаться на плаву, остальным же пришлось довольствоваться остаточной любовью публики и ролями второго плана. (Из старой гвардии, пожалуй, только Робину Уильямсу и Эдди Мерфи все еще удавалось своими фильмами делать 100-миллионные сборы.) Кэрри иногда обвиняют в том, что он один из тех, с кого в 90-х началось повальное оглупление и примитивизация как американских комедий, так и американского кино в целом. Действительно, некоторым образом он оказался среди первооткрывателей т.н. «сортирного юмора»; несмотря на то, что его манера исполнения имела вроде бы неплохую классическую родословную в виде творчества братьев Маркс, уровень плоских шуток и гэгов стал зашкаливать до беспредельных высот. Своим Эйсом Вентуром, детективом по розыску домашних животных, Кэрри предложил нечто вроде эталона – предельно придурковатый, предельно пошлый, предельно острозадый (ибо все его шутки шли не от головы, а от нижней части тела) герой, скармливающий толпе исключительный юмор без подтекстов и мудрствований. Словесные хохмы едва ли не оттеснили мимические телодвижения, по крайне мере, теперь пропорция вербальных и, так сказать, «визуальных» шуток стала 50 на 50. Разумеется, как и всякий эталон, Кэрри оказался слишком хорош для своих недоброкачественных последователей. Неудивительно, что рванувшие заполнять собой образовавшуюся «сортирную» нишу комики вышли пожиже и рангом пониже Кэрри – ни Сэндлер, ни Такер, ни Роб Шнайдер, никто из них по качеству юмора даже не сумел приблизиться к «родоначальнику».

1994 Кэрри продолжал расширять границы и своей популярности, и своего амплуа. Фильм «Тупой и еще тупее» прославил его создателей-новичков, братьев Питера и Бобби Фэррелли, которые, подобно их главному исполнителю, открыли свой отдельный «низкий» жанр и, подобно ему же, оказались много лучше своих последователей, а заодно довел до логического гротеска придуманную Джимом маску клинического идиота. Симпатично, что вышедший в том же году его второй хит так и назывался – «Маска», и, помимо вполне достойных фантастических приключений, ознаменовал будущую проблему Кэрри. Как и его герою, маленькому человечку Стэнли Ипкиссу, покорителем судьбы удавалось стать, лишь нацепив магическую маску, превращавшую его в отвязного супергероя, так и самому Кэрри пришлось испытать на себе все недостатки «масочного» влияния. Пока он корчил рожи и хохмил ниже пояса, публику зашкаливало от обожания. Едва пытался отделаться от надоевшего образа, фильм сразу терял деньги в прокате и оставался в сердцах лишь тех, кто от «тупого» хотел не только «еще тупее».

1996 Это в полной мере отразилось в «Кабельщике» Бена Стиллера, фильме талантливом и умном. Тогда и прозвенели первые звоночки – Кэрри кривлялся на всю катушку, но вместе с режиссером хитро шел в обход «фэрреллиевскому» жанру. Мрачноватую сатиру, в которой актер сыграл зловещего кабельщика, средоточие всех фобий и ужасов маленького, подловатого обывателя, зритель раскусил и выплюнул сразу. Такой Кэрри нам не нужен, решила публика, и Джим, получивший в своей карьеру такую подножку, говорят, пережил глубокий психологический стресс. Между тем, в «Кабельщике» многое было придумано и продумано заранее. Стиллер отказывался снимать фильм, пока проект был «заточен» под добродушного толстяка Криса Фарли, еще одно открытие 90-х, не разросшееся, подобно Сэндлеру, до размеров злокачественного опухли по причине своей неожиданной кончины. Едва в фильм пришел Джим, Стиллер получил возможность как следует сгустить краски, раскидать сатирических подначек и киноцитат и предложить совсем другого Кэрри – жесткого, злого, ершистого, словно вывернувшего свой образ пушистого идиота мехом вовнутрь. Номер не прошел.

1998 Сбалансировав свою карьеру с помощью добродушной полуфантастической историей «Лжец, лжец» (на помощь пришел Том Шэдьяк, автор первого «Эйса Вентуры»), Кэрри двинулся в атаку на серьезные роли. Питер Уир, австралийский режиссер, не единожды говоривший о том, в какую мелкую точку способно завертеть человека пространство, предложил историю Трумана Бербэнка, обаятельного провинциала, тщательно отмеряющего по часам свою скучную, но идиллическую жизнь. И жизнь его, и пространство ломаются в тот момент, когда с неба едва ли не на Трумана сваливается странный предмет. Теперь герою есть о чем задуматься – не только о случившемся, но и о своей унылой жизни, и о большом мире, который ждет его за картонными декорациями городка. То, что город – сплошные декорации, Труман с ужасом узнает после ряда других необычных происшествий, открывая жутковатую истину: мир – ТВ, а в люди в нем актеры. Не играет только он, выбранный еще в младенчестве на роль послушной марионетки глобального live-шоу длиной в его жизнь. Возмущенный Труман, преодолевая козни телевизионщиков во главе с главным продюсером, возомнившим себя Господом, предпринимает дерзкую попытку бежать за пределы придуманного для него мирка. Что-то очень похожее, не так ли? И сама история, и ее герой отчасти напоминали скорбные попытки актера вырваться за границы отведенных декораций. Фильм венчал грустный по своей сути финальный кадр – расставшись с любимым героем, зрители не раздумывая переключались на другой канал.

1999 Кэрри решил выстрелить дуплетом – следом за «Шоу Трумана» он снялся в «Человеке на Луне», биографическом рассказе об Энди Кауфмане, телевизионной и эстрадной звезде 70-80-х. Кауфман, легендарная трагическая фигура шоу-бизнеса, в его исполнении получился чрезвычайно похожим – Кэрри блестяще имитировал походку, манеры, прически великого комика, даже «сочинил» тот же отстраненный, словно потусторонний взгляд. Хотел он сам того, придумал ли это режиссер Милош Форман, но «Человек на Луне» оказался очередной художественной цитатой карьеры Кэрри. Энди, отчаявшись разделаться с надоевшими масками, загнал себя в ловушку, пытаясь преодолеть не только амплуа, но даже зрительскую любовь, с помощью бездумных розыгрышей и эпатажа, которые вполне логично обернулись обычным раздражающим издевательством над теми, кто его преданно любил. Превратив свою жизнь в сплошной прикол, он добился того, что даже смерть его сначала восприняли как розыгрыш. Такой «слишком сложный» фильм закономерно провалился в прокате. Джим, на излете 90-х сыгравший, возможно, лучшую свою роль, был обойден вниманием и со стороны Американской киноакадемии – второй год подряд по-настоящему удачную, «оскароносную» игру словно не заметили. Если вспомнить лауреатов «Оскара» за 98-99 годы - Роберто Бениньи в «Жизнь прекрасна» и Кевин Спэйси в «Красоте по-американски», - можно уверенно сказать, что в первом случае Кэрри был на несколько порядков лучше, а во втором – как минимум, не хуже.

2000-е Все последующие после «Человека на Луне» роли Джима Кэрри кажутся повторением пройденного, иногда унылым, иногда меланхоличным призывом к зрительской совести. Он раздваивал свое сознание в «Я, еще раз я и Ирэн» (снова братья Фэррелли, только хуже), скрывался за тонной зеленого грима в «Гринче, похитителе Рождества» (опять «Маска» на новый лад), элегически грустил и страдал от амнезии в малоудачном «Маджестике» и брал на себя функции Бога в «Брюсе Всемогущим». Последний фильм, где Джим вновь объединился с уверенным, не знающим сбоев Томом Шэдьяком (подкачала только его попытка сменить жанр в «Стрекозе»), стал самым прибыльным его проектом, как по части гонорара, так и сборов; но отчетливо заметно, до какой степени самоповторов и вырождения способен дойти талантливый актер, вынужденный бесконечно крутить одну и ту же шарманку.

2004 Поклонникам надежду на великое воскрешение Кэрри подарило «Вечное сияние страсти», где Джим – вновь трогательный маленький романтик, отчаянно сражающийся за свои воспоминания о любимой. Но сколь бы ни был хорош этот фильм, есть подозрение, что его «сделал», в первую очередь, не Кэрри, а виртуозная фантазия режиссера Мишеля Гондри и сценариста Чарли Кауфмана. В сравнении с Труманом и Кауфманом образ Джоэла Бэриша кажется драматургически беднее; его невероятные приключения хороши сами по себе, но вряд ли потому, что его играет Джим; вспомним, что у Питера Уира мытарства Трумана неотделимы от исполнительской манеры Кэрри.

Между тем, краткие анонсы грядущих работ актера позволяют уповать, что нас еще ждет нечто интересное. На очереди граф Олаф, главный злодей из «Лемони Сникета», грядущей экранизации популярной детской серии, сопоставимой с самим «Гарри Поттером». Хочется верить, что Джим Кэрри найдет новые грани применения своего лицедейского таланта.

Еще несколько фактов о Джиме Кэрри:

  • Полное имя актера – Джеймс Юджин Кэрри.

  • Его рост – 188 см.

  • Настоял на том, чтобы его любимая группа «Отряд каннибалов» приняла участие в фильме «Эйс Вентура» (1993).

  • Заменил Робина Уильямса в одной из злодейских ролей «Бэтмана навсегда» (1995).

  • Однажды выписал себе чек на $20 миллионов и хранил его в бумажнике до тех пор, пока впервые не получил эту сумму за «Кабельщика» (1996).

  • Урожденный канадец, в декабре 2001 года наконец решил принять американское гражданство.

  • Получил самое большое количество наград MTV Movie Award, чем кто-либо еще.

  • Крупнейший заработок - $25 млн. за «Брюса Всемогущего» (2003).

  • Поклонники подметили забавный факт – практически в каждом фильме с Кэрри есть сцены в ванной комнате.

 
избранная фильмография
2007 Номер 23 Джоэла Шумахера
   
2005 Аферисты: Дик и Джейн развлекаются
Дина Паризота
   
2004 Лемони Сникет: 33 несчастья Брэда Силберлинга
Вечное сияние чистого разума Мишеля Гондри
   
2003 Брюс Всемогущий Тома Шэдьяка
   
2001 Маджестик Фрэнка Дарабонта
   
2000 Гринч, похититель Рождества Рона Ховарда
Я, снова я и Ирэн Питера и Бобби Фэррелли
   
1999 Человек на Луне Милоша Формана
   
1998 Шоу Трумана Питера Уира
Саймон Берч Марка Стивена Джонсона
   
1997 Лжец, лжец Тома Шэдьяка
   
1996 Кабельщик Бена Стиллера
   
1995 Эйс Вентура: Когда зовет природа Стива Одекерка
Бэтман навсегда Джоэла Шумахера
   
1994 Тупой и еще тупее Питера и Бобби Фэррелли
Маска Чака Расселла
Нервы на пределе Стива Одекерка
   
1993 Эйс Вентура: Розыск домашних животных
Тома Шэдьяка
   
1992 Doing Time on Maple Drive Кена Олина
   
1989 Розовый кадиллак Бадди Ван Хорна
   
1988 Земные девушки доступны Джулиана Темпла
Смертельный список Бадди Ван Хорна
   
1986 Пегги Сью вышла замуж Фрэнсиса Форда Копполы
   
1985 Однажды укушенный Ховарда Сторма
   
1984 Finders Keepers Ричарда Лестера
   
1983 Copper Mountain Дэвида Митчелла
All In Good Taste Энтони Крэмрейтера
 
награды
Золотой
глобус-2001
(номинация)
лучшая мужская роль в комедии или мюзикле
("Гринч, похититель Рождества")

Золотой
глобус-2000

лучшая мужская роль в комедии или мюзикле
("Человек на Луне")

Золотой
глобус-1999

лучшая мужская роль в комедии или мюзикле
("Шоу Трумана")

Золотой
глобус-1998
(номинация)

лучшая мужская роль в комедии или мюзикле
("Лжец, лжец")

Золотой
глобус-1995
(номинация)

лучшая мужская роль в комедии или мюзикле
("Маска")

MTV Movie Award-2004
(номинация)

лучшее комедийное исполнение
("Брюс Всемогущий")
(номинация) лучший поцелуй
("Брюс Всемогущий"; с Дж. Энистон)

MTV Movie Award-2001

лучший злодей ("Гринч, похититель Рождества")

(номинация)

лучшее комедийное исполнение
("Я, снова я и Айрин")

MTV Movie Award-2000
(номинация)

лучший актер ("Человек на Луне")

MTV Movie Award-1999

лучший актер ("Шоу Трумана")

MTV Movie Award-1998

лучшее комедийное исполнение
("Лжец, лжец")
   
MTV Movie Award-1997 лучшее комедийное исполнение ("Кабельщик")
  лучший злодей ("Кабельщик")

(номинация)

лучшая схватка ("Кабельщик"; с Мэттью Бродериком)

MTV Movie Award-1996

лучшее комедийное исполнение
("Эйс Вентура: Когда зовет природа")
  лучший актер
("Эйс Вентура: Когда зовет природа")
   
(номинация) лучший поцелуй ("Эйс Вентура: Когда зовет природа"; с Софи Оконедо)
(номинация) лучший злодей ("Бэтман навсегда")

MTV Movie Award-1995

лучшее комедийное исполнение
("Тупой и еще тупее")
  лучший поцелуй ("Тупой и еще тупее")
   
(номинация) лучшее комедийное исполнение ("Маска")
(номинация) лучший танец ("Маска"; с Кэмерон Диас)
(номинация) лучший экранный дуэт ("Тупой и еще тупее")
   
MTV Movie Award-1994
(номинация)
лучшее комедийное исполнение
("Эйс Вентура: розыск домашних животных")
   
Razzie-1995
(номинация)
худшая новая звезда ("Эйс Вентура: розыск домашних животных", "Маска", "Тупой и еще тупее")
  IMDb
Джим Кэрри
Джим Кэрри
Джим Кэрри
Джим Кэрри
Джим Кэрри
Джим Кэрри
Фотогалерея
Фотогалерея

 
Номер 23
Аферисты: Дик и Джейн развлекаются
Лемони Сникет: 33 несчастья
Вечное сияние чистого разума
Брюс Всемогущий
Гринч, похититель Рождества
Человек на Луне
Кабельщик
 
 
SpyLOG
Rambler's Top100
Яндекс цитирования
Рассылка 'Дневник кино - новости и все обновления сайта'
 
 
 © Алексей Дубинский. Все права защищены. 2003-2007 пишите мне