фильмы | имена | статьи | библиотека | главная
 
 



 

Дензел Вашингтон /
Denzel Washington
актер, режиссер, продюсер
 
родился
28 декабря 1954, Монт-Вернон, штат Нью-Йорк, США
 
биография

Американский актер, один из самых популярных чернокожих исполнителей современного Голливуда, идеальное лицо для идеальных героев. Дензелу Вашингтону повезло с самого начала - в 1987 году первая номинация на "Оскар", а уже через два года - и сам "Оскар", за второплановую роль беглого раба, во время гражданской войны вступившего в первое черное подразделение армии добровольцев (историко- патриотическая драма Слава). Отметить призом молодого, практически никому не известного черного актера да еще в фильме на такую тему для Американской киноакадемии было делом чести - страна вступала в полосу жесточайшей политкорректности, и подобная награда была не столько данью актерскому мастерству Дензела (в тот год он обошел таких мэтров, как Брандо, Айелло и Ландау), сколько веянием времени (достаточно отметить, что в тот же год лучшим фильмом был признан Шофер мисс Дэйзи). Тем примечательней, что дважды сыграв реально существовавших борцов за права черных - Стивена Бико (Крик во тьме, 1987) и Малькольма Икса (в одноименной ленте), а также невинно посаженного боксера Рубена Картера (Ураган, 1999), и получив за эти роли лишь номинации, свой второй "Оскар" - за криминальную драму Тренировочный день (2001) - Вашингтон заработал, сыграв нечто, диаметрально противоположное всему, что было сделано им до этого.

Алексей Дубинский
16 января 2004

Положительный герой экрана родился 28 декабря 1954 года в городке Монт Вернон в семье священника. Очевидно, об актерской карьере он и не думал, возможно, поэтому после окончания школы собирался стать журналистом. Свою ошибку Дензел понял, оказавшись в университете на студенческих подмостках, из университета ушел и перевелся в Сан-Франциско, в Американскую театральную консерваторию. Выяснилось, что и это не предел его мечтаний. После года учебы Вашингтон навсегда покинул стены образовательных заведений и отправился на поиски работы. Молодой, высокий, с бездной обаяния, он пришелся ко двору практически моментально. Достаточно было появиться в нескольких телевизионных постановках, и продюсеры его заметили.

Первой ролью в большом кино стала комедия Майкла Шультца Копия в негативе (1981), сатирическая история, как у белого, не отличающегося толерантностью бизнесмена, внезапно объявился чернокожий сын. Энергия юного "бастарда" била через край, он буквально лез на рожон, требовал признания самого себя, и очарованный таким внезапным отпрыском папаша ради сына ломал свою карьеру и семью. Режиссура Шультца оставляла желать лучшего, так же, как и шутки фильма, однако бизнесмена сыграл Джордж Сигал, и в паре с ним Вашингтон создал интересный, полный обаяния дуэт.

Жаль, комедийное начало, которое актер проявил в этой ленте, не стало доминантой в его последующей карьере. После успеха Славы Голливуд запатентовал Вашингтона как положительного героя боевиков и драм. Создавалось ощущение, что на экране Дензел может существовать лишь в двух ипостасях - или как хороший коп (их он переиграл немало - Могучий Куинн, Рикошет, Виртуозность, Осада, Власть страха), или как борец за права человека (даже странно, что академия прошла мимо его роли в Филадельфии (1993), где он сыграл адвоката, представляющего интересы зараженного СПИДом гея).

Может показаться, что, отыгрывая фильм за фильмом очередного всеамериканского кумира, Вашингтон постепенно превращался в деревянную статую, этакого истукана, которому больше и играть не надо - он и так уже положительный и обаятельный. Общую нерадостную картину скрашивали две сочные, противоречивые роли у Спайка Ли в Блюзе о лучшей жизни (1990) и Его игре (1998). Именно эти работы, а вовсе не пресный "Ураган" Картер в плоской драме Нормана Джуисона, наиболее адекватно передавали все же очевидный талант актера к перевоплощению. Спайк Ли в этих лентах был, как всегда, на высоте - в банальных, на первый взгляд, сюжетах он находил нетривиальные, живые, полнокровные, даже двойственные характеры. Вашингтон в Блюзе блестяще играл джазмена Блика Гиллиама, постепенно спускающего на тормозах свою потенциально блестящую карьеру, запутавшегося в отношениях с любимыми женщинами, друзьями и коллегами, своими менеджерами и самим собой. Для Спайка это был один из первых мудрых фильмов. Обожающий доводить до предела, до взрыва накипь сильнейших человеческих эмоций, здесь он приводил своего героя к финальному умиротворению: Гиллиам, на время отказавшийся от музыки, в последние мгновенья фильма вновь брался за любимый саксофон, а Вашингтон идеально воплощал эту потерянность пополам с пришедшей жизненной мудростью.

В другом фильме, Его игра, актер рассказал историю Джейка Шаттлсуорта, заключенного, выпущенного из тюрьмы на несколько дней с условием, что он убедит своего сына, талантливого баскетболиста, поступить в нужный колледж ради местной спортивной команды. Одиссею неприкаянного, одинокого человека, пробивающего глухую стену отчужденности и неприятия между собой и собственным сыном, Вашингтон играл со свойственной ему сдержанностью, минимумом выразительных средств, что лишь усиливало драматизм ситуаций.

Конечно, был он великолепен и в другом совместном со Спайком Ли фильме, Малькольм Икс, наверное, самом прославленном из всех; однако длинную, на четыре часа растянутую, задыхающуюся под бременем режиссерских амбиций и ритмических сбоев, чередующую блестящие фрагменты с откровенно проходными эпизодами, эту ленту о самом знаменитом черном экстремисте сложно назвать, прежде всего, удачей самого Ли. Впрочем, актуальность темы и реноме Спайка сделали Малькольма заметным явлением, и многих это убедило в несомненных актерских способностях исполнителя заглавной роли.

Убедительней все же оказался Тренировочный день: здесь Вашингтон сыграл свою лучшую роль. Алонцо Харрис - брутальный, во всех смыслах грязный полицейский, устраивающий бег с препятствиями по пересеченной местности своему напарнику-новичку, молодому бледнолицему сопляку-идеалисту. Он продажный мерзавец, прикрывающийся собственной философией выживания, подлец, не знающий жалости и чести. Авторы фильма были последовательны до конца, они не дали послаблений характеру героя, не пошли на компромиссы и очевидные в таких случаях уловки. Вашингтон начал и логично завершил рисунок созданного им образа, намеренно сыгранного против своего предыдущего актерского опыта, своего амплуа и, наконец, против Американской киноакадемии, все это время замечавшей лишь его социально и политкорректно значимые роли. Для академии это тоже был своего рода вызов - наградить "Оскаром" сугубо отрицательную роль, в обход традиционной для нее роли безумного гения из Игр разума. Это было честней, и с художественной точки зрения: полновесный, объемный герой Вашингтона был намного ярче и убедительней мастеровитого, но механического и какой-то выморочного Расселла Кроу.

Насколько вдохновил успех "Тренировочного дня" Дензела Вашингтона, станет ясно в ближайшие годы. Определенно, он не желает расстраивать своих поклонников, с каждым новым его появлением на экране привыкших сопереживать любимому актеру, ждущих позитивных эмоций. К большим свершениям это не приводит - в детективе Вне времени Вашингтон все тот же благородный коп, а в драме Ника Кассаветеса Джон Кью все тот же всеамериканский супермен, пусть и явленный в образе отчаявшегося человека, который захватывает клинику с одной лишь целью - чтобы его умирающему сыну сделали операцию на сердце. Значимостью темы и актуальностью проблематики отдает и его режиссерский дебют Антуан Фишер, увы, тоже лишенный измерения подлинного искусства, призванного провоцировать зрителя не на банальные переживания, на сложные реакции ума и сердца. Что еще предложит нам главный Малькольм Икс Голливуда, покажет время.

 
избранная фильмография
2006 Не пойман - не вор Спайка Ли
Дежа вю Тони Скотта
   
2004 Манчжурский кандидат Джонатана Демме
В огне Тони Скотта
   
2003 Вне времени Карла Фрэнклина
   
2002 Джон Кью Ника Кассаветеса
Антуан Фишер Дензела Вашингтона
   
2001 Тренировочный день Антуана Фукуа
   
2000 Вспоминая "Титанов" Боаза Якина
   
1999 Ураган Нормана Джуисона
Власть страха Филлипа Нойса
   
1998 Осада Эдварда Звика
Его игра Спайка Ли
Падший Грегори Хоблита
   
1996 Жена священника Пенни Маршалл
Мужество под огнем Эдварда Звика
   
1995 Дьявол в голубом платье Карла Фрэнклина
Виртуозность Бретта Леонарда
Багровый прилив Тони Скотта
   
1993 Филадельфия Джонатана Демме
Дело о пеликанах Алана Дж. Пакулы
Много шума из ничего Кеннета Браны
   
1992 Малколм Х Спайка Ли
   
1991 Рикошет Расселла Малкейхи
Миссисипи Масала Миры Наир
   
1990 Блюз о лучшей жизни Спайка Ли
Состояние сердца Джеймса Д. Пэрриотта
   
1989 Слава Эдварда Звика
Могучий Куинн Карла Шенкеля
   
1988 За королеву и страну Мартина Стеллмана
   
1987 Крик свободы Ричарда Аттенборо
   
1986 Власть Сиднея Люмета
История Джорджа МакКенны Эрика Лановилла (ТВ)
   
1984 Солдатская история Нормана Джуисона
Лицензия на убийство Джада Тэйлора (ТВ)
   
1981 Копия в негативе Майкла Шултца
 
награды
Оскар-2002 лучшая мужская роль ("Тренировочный день")
   
Оскар-2000
(номинация)
лучшая мужская роль ("Ураган")

Оскар-1993
(номинация)

лучшая мужская роль ("Малколм Х")

Оскар-1990



лучшая мужская роль второго плана ("Слава")

Оскар-1988
(номинация)

лучшая мужская роль второго плана
("Крик свободы")

Берлин-2000

лучшая мужская роль ("Ураган")

Берлин-1993

лучшая мужская роль ("Малколм Х")

Коньяк-1989

лучшая мужская роль ("За королеву и страну")

Эмми-2001

лучший документальный фильм ("Прошедшая осень: жизнь и работа Гордона Паркса")

Эмми-1995

лучший документальный фильм
("Хэнк Аарон: в поисках мечты")

Золотой
глобус-2002
(номинация)

лучшая мужская роль в драме
("Тренировочный день")

Золотой
глобус-2000

лучшая мужская роль в драме ("Ураган")

Золотой
глобус-1993
(номинация)

лучшая мужская роль в драме ("Малколм Х")

Золотой
глобус-1990

лучшая мужская роль второго плана
("Тренировочный день")

Золотой
глобус-1988
(номинация)

лучшая мужская роль второго плана
("Крик свободы")

MTV Movie Awards-2002

лучший злодей ("Тренировочный день")

(номинация)

лучшая фраза ("Тренировочный день")

MTV Movie Awards-1996
(номинация)

лучший актер ("Багровый прилив")

MTV Movie Awards-1994
(номинация)

лучший экранный дуэт
("Филадельфия"; с Томом Хэнксом)
(номинация) самый желанный мужчина
("Дело о пеликанах")

MTV Movie Awards-1993

лучший актер ("Малколм Х")
  IMDb
Фотогалерея
Фотогалерея
Фотогалерея
Дензел
Дензел
Дензел
Дензел
Дензел
Дензел
Дензел

 
Дежа вю

Не пойман - не вор

Гнев

Маньчжурский кандидат

Вне времени

Джон Кью

Тренировочный день

Вспоминая "Титанов"

Дьявол в голубом платье

Филадельфия

Рикошет

 
 
SpyLOG
Rambler's Top100
Яндекс цитирования
Рассылка 'Дневник кино - новости и все обновления сайта'
 
 © Алексей Дубинский. Все права защищены. 2003-2007 пишите мне