купить


Озон.ru

All DVD
  фильмы | имена | статьи | библиотека | главная
 
 


 

 

Возвращение
 
 
Россия, 2003, 105 мин.
драма

   
Режиссер: Андрей Звягинцев
Продюсер: Дмитрий Лесневский
Сценаристы: Владимир Моисеенко, Александр Новотоцкий
Оператор: Михаил Кричман
Композитор: Андрей Дергачев
   
В ролях: Владимир Гарин, Иван Добронравов, Константин Лавроненко, Наталья Вдовина
 
синопсис

Через двенадцать лет после разлуки в семью возвращается отец. Старший Андрей рад, но смущен. Младший Иван не рад вовсе. Отец, тем не менее, берет сыновей в поход, чтобы навсегда утвердиться в своем возвращении...

 
IMDb | AllMovie | Сайт Ren-TV
 
рецензия

Алексей Дубинский
10 ноября 2003

Движение героя и его сыновей по направлению к самим себе пролегает через окраинные дороги, маленькие города, проселки, леса - и трагическим образом заканчивается на пустынном острове. Обретение отца происходит через предельно жесткий драматический конфликт. Вернувшийся папа стремится завоевать авторитет и любовь мальчиков через силу и даже жестокость, но мальчики не готовы к этому, они отказываются заполнять образовавшуюся двенадцатилетнюю лакуну в душе через унижения и побои. "А вдруг он нам никто, вдруг он преступник? Возьмет и зарежет нас ночью", - пугает брата недовольный Иван, более чем Андрей пытающийся противостоять суровому натиску пришельца. Невесть где бродивший отец возвращается слишком круто, уж очень рьяно берется за воспитание, считает насилие важным элементом воспитательного процесса и зачастую кажется человеком отталкивающим: отец, который бьет сына по лицу и заставляет бить другого, выбрасывает из машины на полпути и воспитывает голодом, - это выродок, а не отец.

Тем не менее, венецианский лауреат Андрей Звягинцев задает фильму иное, метафорическое измерение, с самого начала выстраивая холодный, свинцово-стальной пейзаж, от первых до последних кадров выдерживая грязно-голубой колор. Это выгодно отличает Возвращение от менее удачного Коктебеля - если в первом фильме отточенное, "сделанное" изображение является неотъемлемой частью задуманного, то во втором бездушная красота кадра существует сама по себе, только потому, что режиссерам хотелось "сделать красиво".

В то же время, Возвращение портят диалоги; чрезмерное количество текста вообще способно уничтожить любую экранную символику. Даже когда мальчики остаются один на один и ведут задушевные братские разговоры, камера остается предельно бесстрастной, а режиссер гонит из кадра жизненный ток, заменяя его отвлеченным аллегоризмом. Но тут что-нибудь одно: либо задушевность живых, теплых отношений братьев, либо притчевая обобщенность. Куда лучше было бы, сократи режиссер весь текст до минимума, оставивь он его на уровне простых, даже отрывочных и, может, мало что проясняющих фраз, вместо тех громоздких литературных предложений, которыми изъясняются маленькие герои. А вместо этого бы заставил нас еще больше смотреть, чем слушать (ремарка в сторону - звуковая дорожка была просто отвратительной, она резала ухо; может, мне просто довелось увидеть не лучшую копию фильма?) .

Достоинства фильма для кого-то в полной мере способны искупить все его недостатки - и наоборот. К сожалению, жанр притчи вещь не только сложная, очень хрупкая, но и крайне привлекательная для многих дебютантов. Невозможно исчерпать все жанровые тонкости притчи одним лишь взмахом, а чтобы быть шедевром, помимо всего прочего, нужно достойно выдерживать нелегкие сравнения с другими шедеврами. Если вспомнить двух прочих российских обладателей венецианского золота, то Иваново детство Андрея Тарковского оставляет опус Звягинцева далеко за собой, и михалковская Урга тоже кажется фильмом несравненно более талантливым.

 
награды

Венеция-2003

  • лучший дебют - Андрей Звягинцев
  • Золотой лев - Андрей Звягинцев
  • приз им. Луиджи Де Лаурентиса -
    Андрей Звягинцев, Дмитрий Лесневский
  • SIGNIS Award - Андрей Звягинцев
  • приз им. Серджио Трасатти - Андрей Звягинцев

Сезар-2004

  • лучший иностранный фильм -
    Андрей Звягинцев (номинация)

European Film Award-2003

  • Европейское открытие года - Андрей Звягинцев

Золотой глобус-2004

  • лучший иноязычный фильм (номинация)

Ника-2004

  • лучший оператор - Михаил Кричман
  • лучший фильм
  • лучший режиссер - Андрей Звягинцев (номинация)
  • открытие года - Андрей Звягинцев (номинация)

Русская гильдия критиков-2003

  • лучший оператор - Михаил Кричман
  • лучший дебют - Андрей Звягинцев
  • лучший фильм

Тессалоники-2003

  • ФИПРЕССИ - Андрей Звягинцев
 

пятерочка


Папа (2004)


Коктебель (2003)


Отец и сын (2003)


Характер
(1997
)


Вор (1997)
 
SpyLOG

Rambler's Top100

Яндекс цитирования

Рассылка 'Дневник кино - новости и все обновления сайта'
 
 
 © Алексей Дубинский. Все права защищены. 2003-2007 пишите мне