ФИЛЬМЫ | ИМЕНА | НОВОСТИ | СТАТЬИ | БИБЛИОТЕКА | ГЛАВНАЯ

 

 

 

Терминал  
The Terminal 
  США, 2004, 128 мин.


  ТИТРЫ
  Режиссер: Стивен Спилберг
Продюсеры: Лори МакДоналд, Уолтер Ф. Паркс, Стивен Спилберг
Сценаристы: Саша Гервази, Джефф Натансон
По сюжету Саши Гервази и Эндрю Никкола
Оператор: Януш Каминский
Композитор: Джон Уильямс
     
  В ролях:
Том Хэнкс, Кэтрин Зета-Джонс, Стэнли Туччи, Чи МакБрайд, Диего Луна, Зои Салдана, Барри Шабака Хенли, Кумар Паллана, Чэд Дэвис, Марк Иванир, Эдди Джонс, Майкл Нури, Джуд Чиколелла, Кори Рейнолдс, Гильермо Диас, Рини Белл, Саша Спилберг, Скотт Эдсит, Джесси Андерсен, Хелена Бэрретт, Анастасия Бэйзил, Лидия Бланко, Ванна Бонта, Долтон Брукс, Карлиз Берк, Кеннет Чои, Дженнифер Чу, Дэн Финнерти, Стефон Фуллер, Риад Гальяини, Дженнифер Сэй Ган, Эмбер Хэвенс, Джеффри Хьюстон, Валерий Николаев, Барри Джульен, Курт Ларсон, Камал Мараяти, Кевин Макхержи, Марте Невилл, Навид Негабан, Грант О, Райли О, Пэтти Онаган, Конрад Пла, Ник Пуга, Мел Родригес, Брэд Рохан, Кевин Райдер, Тони Сагастизадо, Эни Сава, Мик Скриба, Сюзан Слоум, Таня фон Блоклэнд, Кевин Уайзман


  МАГАЗИН
Ozon
DVD
Видео All DVD
  Озон Озон


  СИНОПСИС

Военный переворот в крошечном восточноевропейском государстве Кракожия поставил в неловкое положение бедного кракожианца Виктора Наворски, рванувшего за счастьем в Америку. Как у подданного несуществующего государства, теперь у него на руках потерявшие силу документы, и по закону он не может покидать пределы аэропорта имени Кеннеди. Виктор вынужден обживать огромные пространства терминала, и за время своих удивительных мучений успевает обрести друзей, неприятелей и даже новую любовь...



  РЕЦЕНЗИЯ

Алексей Дубинский
22 октября 2004

Да, видимо, Оливеру Стоуну, Майклу Муру или любому другому американскому постановщику, чей взгляд на мир мрачен, неприветлив и далек от «капровского» мировоззрения Спилберга, стоило доверить сюжет о жертве бюрократической системы, чтобы критики (в основном, российские) утихли и спали спокойно – вот еще одна соцагитка, злая, пафосная, но зато по делу. А так получается, что Спилберг из потенциально сатирического сюжета сверстал традиционнейшую мелодраму в своем стиле о том, что где бы и кем бы ты ни был, оставайся всегда человеком – и будет тебе счастье.

Но маэстро «сердечных» иллюзий в очередной раз сделал ленту далекую от своих прежних шедевров, но при том совершенно неплохую, даже хорошую и по актерскому исполнению, и по ряду режиссерских придумок, позволяющих скрасить очередные два часа в кинозале. Он и не скрывает, что фильм, позаимствовавший реальную историю, не имеет с действительностью ни единой точки соприкосновения. В одной из сцен упорный, настойчивый Виктор в очередной раз подает документы очаровательной сотруднице терминала, чтобы она вновь на них проштамповала «Отклонено», - и вот на штампе мы замечаем дату «10 октября 2004». Если учесть, что в Америке фильм вышел в июне 2004-го, а снимали его вообще в конце 2003-го, то этот легкий фантастический экскурс в недалекое будущее составляет главную изюминку фильма: перед нами очередная сказка о хороших людях, живущих в одном большом тереме-аэропорту, потому что места всем хватит – и случайным туристам, и нелегальным эмигрантам, и стюардессам с золотым сердцем. И даже если терем будет трещать под медвежьим натиском начальника аэропорта, все равно все будет хорошо – сказки ведь хэппи-эндами заканчиваются. К тому же, там, где октябрь, через два месяца (примерно столько остается жить Виктору в терминале) будет декабрь, а где декабрь – там Рождество и обязательные предновогодние чудеса.

И в этой рождественской песни от Спилберга апологии Америки меньше, чем в одном лишь кадре полощущегося на весь экран американского флага в «Спасении рядового Райана». Потому что режиссер никого не пытается убеждать, будто Америка – главный рай для всех существ на Земле. Потому что Виктор, привезший в Штаты свою частичку джаза, отщипнет совсем маленький кусок от американского счастья. Потому, что нет, по режиссеру, места лучшего, чем твой дом, даже если там война и трагедия. Потому что в эпоху любого кризиса необходимо всегда уравновешивать «Фаренгейты» «Терминалами», а Мура со Стоуном – Фрэнком Капрой или Стивеном Спилбергом.



  КОНТЕКСТ
  • Премьера в Америке – 18 июня 2004.
  • Съемочный процесс - 1 октября 2003 - 12 декабря 2003.
  • История навеяна подлинными событиями. В 1988 году иранский беженец Мерхан Нассери точно также застрял в парижском аэропорту Шарля де Голля, поскольку потерял все свои документы. Французские власти запретили ему выбираться за пределы отведенного терминала; говорят, Нассери до сих пор там живет, подрабатывая рассказами о своей скорбной участи всем, кто захочет его выслушать.
  • В 1994 году история Мерхана Нассери уже была перенесена на большой экран. Во французской ленте «Tombes du Ciel» главную роль сыграл Жан Рошфор.
  • Это второй подряд, после «Поймай меня, если сможешь» (2003), фильм Стивена Спилберга, основанный на реальных фактах.
  • Это третья совместная работа Стивена Спилберга и Тома Хэнкса, после фильмов «Спасение рядового Райана» (1998) и «Поймай меня, если сможешь» (2003).
  • Над сценарием фильма также трудился Эндрю Никкол, создатель «Гаттаки» и «Симоны», однако в титрах он указан лишь как один из авторов сюжета.
  • Одного из рабочих терминала сыграл популярный чернокожий актер Чи МакБрайд. Он заменил столь же популярного Берни Мака, после того, как тот не смог согласовать съемочный процесс со своим творческим графиком.
  • Поскольку не было никакой возможности снимать в настоящем аэропорту Кеннеди (для этого пришлось бы надолго остановить его работу), Спилбергу пришлось выстроить свой аэропорт в полную величину, имитировав все до мелочей, вплоть до закусочных и магазинов. Также впервые для киносъемок были построены эскалаторные дорожки.
  • Сначала Виктор должен был произносить фразу «Телефон домой, телефон домой». Это напоминало такую же фразу И.Т. в «Инопланетянине» (1982), и Спилберг решил вырезать столь откровенную цитату.
  • Амелия пользуется косметикой фирмы «Элизабет Арден». Кэтрин Зета-Джонс рекламировала эту косметику.
  • В первую ночь Виктора в терминале звучит та же музыка, что и в фильме «Поймай меня, если сможешь» (2002).
  • Кракожианец Виктор фактически говорит на болгарском языке.
  • Виктор рассказывает Амелии, что его отец вырезал статью о джазе из венгерской газеты. Однако текст статьи в этой вырезке на русском.
  • В книжном магазине Виктор читает книгу доктора Сеусса «Места, куда вы попадете».
  • У фильма есть вариативный финал, в котором Амелия отправляется вместе с Виктором на Манхэттен.

  

  ЖАНР
драма
комедия
мелодрама


  ССЫЛКИ


  ПЯТЕРОЧКА
Еще пять судеб чужестранцев:

Грязные прелести (2002)
Моя семья (1995)
Я была на Марсе (1992)
Эмигранты (1971)
Америка, Америка (1963)


  НАЗАД
Предыдущий фильм режиссера:

Поймай меня, если сможешь (2002)


  ВПЕРЕД
Следующий фильм режиссера:

Война миров (2005)



 

 © Алексей Дубинский. Все права защищены. 2003-2005 пишите мне