ФИЛЬМЫ | ИМЕНА | НОВОСТИ | СТАТЬИ | БИБЛИОТЕКА | ГЛАВНАЯ

 

 

 

 

 

 

Солярис  
Solaris 
  США, 2002, 99 мин.


  ТИТРЫ
  Режиссер: Стивен Содерберг
Продюсеры: Джеймс Кэмерон, Джон Ландау, Рэ Санчини
Сценарист: Стивен Содерберг
По роману Станислава Лема
Оператор: Стивен Содерберг (под псевдонимом Питер Эндрюс)
Композитор: Клифф Мартинес
     
  В ролях:
Джордж Клуни, Наташа МакЭлхоун, Виола Дэвис, Джереми Дэвис, Ульрих Тукур, Эльпидиа Каррилло, Джон Чо, Морган Раслер, Шэйн Скелтон, Донна Кимболл, Майкл Энсайн, Кент Фолкон, Лорен Кон


  МАГАЗИН
Ozon
DVD
Видео All DVD
  Озон Озон


  СИНОПСИС

Ученый-психиатр Крис Кельвин отправляется на космическую станцию, чтобы встретиться с командой, изучающей загадочную планету Солярис. На месте он выясняет, что его друг, доктор Гебарян, покончил с собой. Появление Реи, умершей жены Кельвина, приводит его к мысли, что космический океан Солярис способен проникать в человеческое сознание, экстраполируя в реальность его страхи перед собственным прошлым и, тем самым, медленно сводя с ума...



  РЕЦЕНЗИЯ

Алексей Дубинский
25 апреля 2003

Если поклонники романа Станислава Лема хотели получить то, что, собственно, Лем написал - фантастику, им придется разочароваться. Лем, помнится, ругал Тарковского за то, что тот снял камерный фильм, однако спустя тридцать лет и Содерберг сделал то же самое. Традиционный лемовский сайнс-фикшн с интересно придуманной историей, но и с обычными для жанра литературными нелепостями, вроде наукообразного, местами попросту деревянного языка, поражал, прежде всего, замечательной финальной главой - удивительным поэтическим описанием контакта с вселенским Разумом. Кельвин в романе отправляется за пределы станции, чтобы соприкоснуться с Океаном, ощутить его ласковую мощь, его добродушное любопытство, силу необыкновенного воздействия - и вообще: "Я спустился ниже и протянул руку к следующей волне. Она немедленно повторила тот феномен, который люди увидели впервые почти столетие назад, - задержалась, немного отступила, охватила мою руку, не дотрагиваясь до нее, так, что между поверхностью рукавицы и внутренней стенкой углубления, которое сразу же изменило консистенцию, став упругим, осталась тонкая прослойка воздуха. Я медленно поднял. Волна, точнее ее узкий язык, потянулась за рукой, по-прежнему окружая мою ладонь просвечивающейся грязно-зеленой оболочкой. Я встал, так как не мог поднять руку выше, перемычка студенистой субстанции напряглась, как натянутая струна, но не порвалась. Основание совершенно расплющенной волны, словно удивительное существо, терпеливо ожидающее окончания этих исследований, прильнуло к берегу у моих ног, также не прикасаясь к ним. Казалось, из океана вырос тягучий цветок, чашечка которого обволокла мои пальцы, став их точным, только негативным изображением".

Мы помним финал у Тарковского - с его дождем, размытым осенним пейзажем, одиноким домиком, в общем, всем тем, что было по-своему поэтично, но никак не касалось красивого лемовского описания. Разумеется, Тарковский следовал своему творческому мировосприятию, в которое финальное изображение ласкового Океана никак не помещалось. Однако не вижу никаких причин, по которым Содерберг с его многомиллионным бюджетом не мог порадовать таким Океаном давно ожидавших его увидеть поклонников. Вместо фантастики он снял добротную психологическую драму, где сложные взаимоотношения Кельвина с созданным Солярисом клоном вообще оказались в центре всех проблем. Отсюда невероятное количество флэшбэков, где Кельвин вновь переживает свои мучительные попытки установить контакт с женой; точно так же весь фильм он будет стремиться постичь космического клона. Но если герой Тарковского постепенно понимал, что весь его научно-исследовательский аппарат ничто перед непостижимым и загадочным Космосом, то у Содерберга нет таких психических проблем, которые бы дельный психиатр не смог решить, уложив пациента на кушетку. В финале, собственно, происходит что-то вроде иллюстрации знаменитого психологического теста: пациентам требуется вновь пережить свою проблему, чтобы очиститься от нее и в новую жизнь войти посвежевшим и счастливым. Прошлое можно переделать; Кельвин хватается за этот шанс решительно и деловито.

Все это входит в крайнее противоречие со слухами, которые гуляли перед фильмом - дескать, Содерберг не собирается делать ремейк знаменитого фильма, и новый "Солярис" станет прямой экранизацией книги. Как бы не так. Русский шедевр Содерберг явно смотрел, причем, смотрел не единожды, тщательно и по ходу прилежно конспектируя. Идея с длинным и подробным прологом перед тем, как Кельвин отправляется в космос, взята у Тарковского, поскольку роман с первых же строк начинается на Солярисе. Правда, в пику нашему режиссеру, чья космическая станция прямо-таки была залита мегатоннами искусственного света, свою станцию Содерберг намеренно выстраивает мрачной, темной, и свет здесь какой-то мерцающий, вот-вот грозящий исчезнуть навсегда. Герои практически те же; у некоторых, правда, поменялись имена в соответствии с особенностями американского слуха. Хари превратилась в Рею (ни за что не поверю, что МакЭлхоун взяли не за то, что она тезка Натальи Бондарчук), Снаут - в Сноу, больше всего повезло Сартоурису - он стал женщиной по имени Хелен Гордон; ее цвет кожи режиссеру, видимо, навеяла первая романная галлюцинация Кельвина в виде толстой чернокожей женщины. И в остальном на сближении или отторжении от романа и фильма-предшественника Содерберг работает сугубо на внешнем уровне; внутри, как я и сказал, одна голая психодрама. Разнообразия ради и интриги для ближе к финалу Кельвин и Хелен обнаруживают и труп Сноу - оказывается весь фильм на экране действовал его клон. Получается, самым большим кошмаром для Сноу было либо повстречаться с самим собой, либо заполучить брата-близнеца; поворот настолько же надуманный, насколько и глупый.

Прямолинейность мышления американской постановки видна не только в ее концепции, но и в монтажном ряде. Если у Тарковского бушующий Солярис и появлялся, то как бы за пределами всего повествования, сам по себе, целиком и полностью заполняя пространство кадра, не соприкасаясь ни с одной монтажной фразой. У Содерберга Океан бушует за окнами станции, герои и зрители имеют возможность наблюдать это прямо тут же, в этом же кадре - причинно-следственная связь не нарушается ни разу, не напрягая и не утомляя своей излишней усложненностью.

Конечно, жаль, что по-настоящему красивый фантастический фильм, уже лишенный рефлексии, не снял Джеймс Кэмерон; когда-то ходили слухи, что он давно мечтает это сделать. Но, Кэмерон, ограничившийся функциями продюсера, очевидно, решил, что свой глобальный рассказ о контакте с "мыслящим" Океаном он уже однажды создал. Пришло время Содерберга - не самое лучшее, прямо скажем.



  КОНТЕКСТ
  • Премьера в Америке - 27 ноября 2002.
  • Фестивальные премьеры - Берлин (8 февраля 2003), НатФилм (29 марта 2003), Эспу (22 августа 2003).
  • Бюджет фильма - $47 млн.
  • Сборы в первый уик-энд - $6.7 млн.
  • Общие сборы в прокате - $14.9 млн.
  • Начало съемок - 5 мая 2002.
  • Вторая экранизация романа Станислава Лема. Первую в 1972 году снял Андрей Тарковский.
  • Долгое время считалось, что фильм снимет Джеймс Кэмерон.
  • Содерберг подумывал снять в главной роли Дэниэла Дэй-Льюиса. Джордж Клуни написал ему письмо, в котором просил отдать роль ему.
  • Крис цитирует стихотворение Дилана Томаса "Смерть не будет властна".
  • Стивен Содерберг зявлял, что если зрителям не понравятся первые 10 минут фильма, они легко могут покинуть сеанс.
  • Тэглайн фильма - "Есть места, куда человек не готов попасть". Другим тэглайном могла стать фраза "Любовь сильнее смерти". Это давний тэглайн фильма Фрэнсиса Форда Копполы "Дракула Брэма Стокера" (1992).

  НАГРАДЫ

IFTA Award-2003

  • лучшая женская роль - Наташа МакЭлхон (номинация)

  

  ЖАНР
драма
фантастика


  ССЫЛКИ


  ПЯТЕРОЧКА
Еще пять
фантастических драм:

Код 46 (2003)
Все о любви (2003)
Руководство (2003)
Ванильные небеса (2001)
12 обезьян (1995)


  НАЗАД
Предыдущий фильм режиссера:

Во всей красе (2002)


  ВПЕРЕД
Следующий фильм режиссера:

Эрос (2004)



 

 © Алексей Дубинский. Все права защищены. 2003-2005 пишите мне