фильмы | имена | статьи | библиотека | главная
 
 


 

 

В поисках утерянного ковчега
Raiders of the Lost Ark
 
США, 1981, 115 мин.
приключенческий / триллер / комедия

   
Режиссер: Стивен Спилберг
Продюсер: Фрэнк Маршалл
Сценарист: Лоуренс Каздан
По сюжету Стивена Спилберга и Филипа Кауфмана
Оператор: Дуглас Слокомб
Композитор: Джон Уильямс
   
В ролях: Харрисон Форд, Кэрен Аллен, Пол Фриман, Роналд Лэйси, Джон Рис-Дэвис, Альфред Молина, Денхолм Эллиотт, Вольф Калер, Энтони Хиггинс, Вик Тэблиан, Дон Феллоус, Уильям Хуткинс, Билл Реймболд, Фрэд Соренсон, Патрик Даркин, Мэттью Скарфилд, Малколм Уивер, Сонни Калдинес, Энтони Чинн, Пэт Роач, Кристофер Фредерик, Тутт Лемков, Ишак Бакс, Киран Шах, Суад Мессауди, Терри Ричардс, Стив Хэнсон, Фрэнк Маршалл, Мартин Крейдт, Джордж Харрис, Эдди Тэго, Джон Риз, Тони Вогел, Тэд Гроссман
 
синопсис

Профессор археологии Индиана Джонс не простой кабинетный ученый. Судьба хранит его в самых невероятных приключениях по всему миру. В конце 1930-х Джонс отправляется в Египет, чтобы опередить нацистских кладоискателей, пытающихся разграбить захоронение и вручить фюреру на день рождения легендарный утерянный ковчег. Если Индиана с друзьями не опередит их, реликвия вновь затеряется – уже в недрах набирающей силу новой германской империи...

 
IMDb | AllMovie | Roger Ebert | Фотогалерея | Официальный сайт
 
контекст
  • Премьера в Америке – 12 июня 1981.
  • Бюджет фильма – $20 млн.
  • Сборы в первый уик-энд – $8.3 млн.
  • Общие сборы в американском прокате – $242.3 млн.
  • Общие сборы в мировом прокате – $384.1 млн.
  • Съемочный период: 23 июня – октябрь 1980.
  • Первая часть в трилогии о приключениях археолога Индианы Джонса. Следующие фильмы – Индиана Джонс и Храм судьбы (1984) и Индиана Джонс и последний крестовый поход (1989). Выход четвертой серии запланирован на 2008 год.
  • Известно, что идею сделать фильм об археологе-авантюристе Спилбергу подал Джордж Лукас. Своей идеей он поделился с другом тогда, когда Спилберг рассказал ему про свою мечту снять один из фильмов о Джеймсе Бонде.
  • Сюжет о поисках утерянного ковчега Спилбергу и Лукасу подсказала одна из серий «диснеевского» анимационного сериала о Дональде Даке. Приключениями Дональда на экране и страницах комиксов Джордж и Стивен засматривались и зачитывались, когда им было 15 и 12 лет соответственно.
  • Один за другим голливудские мейджоры отказывали в финансировании проекта двум восторженным фанатам приключенческого кино. Дальновидность сумела проявить лишь компания Paramount. Майкл Айснер, шеф Paramount-а на тот момент, заявил, что сразу почувствовал – это был лучший сценарий, который он когда-либо читал.
  • Напротив, Клаус Кински в своей автобиографии «Неотредактированный Кински» писал, что Спилберг предлагал ему одну из ролей в фильме, и он был не прочь с ним поработать, но отказался, так как «сценарий оказался идиотским и дерьмовым, как и многие другие фильмы этого типа».
  • К разработке сюжета об Индиане Джонсе с удовольствием присоединился режиссер Филип Кауфман. Он еще в 1970-х хотел поработать с Лукасом, а теперь даже собирался сам снимать …ковчег.
  • Хотя Харрисон Форд был главной кандидатурой Спилберга на роль Индианы Джонса, археолога едва не сыграл Том Селлек. Селлеку помешал лишь его контракт с телесериалом Частный детектив Магнум. Позже в одной из серий Магнума актер спародировал фильм Спилберга, появившись в шляпе и с хлыстом – характерными атрибутами Джонса.
  • От роли Индианы Джонса отказался Ник Нолте.
  • На роль Индианы пробовались Тим Мэтесон, Ник Манкузо и Питер Койот.
  • Форд оказался на съемочной площадке буквально за три недели до начала съемок.
  • На роль Мэрион пробовались Шон Янг, Эми Ирвинг и Дебра Уингер. Роль досталась Кэрен Аллен; на ее пробах ее партнерами были Тим Мэтесон и Джон Ши.
  • Мэрион получила свое имя в честь бабушки жены Лоуренса Каздана.
  • В роли доктора Рене Беллока Спилберг видел итальянского актера Джанкарло Джаннини. Потом он переключился на француза Жака Дютрона, который, однако, ни слова не знал по-английски. Роль пришлось отдать англичанину Полу Фриману.
  • На роль Саллаха Спилберг хотел получить Дэнни ДеВито. У ДеВито, как и у Селлека, были свои проблемы с телевидением – он снимался в сериале Такси и не мог уйти.
  • Роналд Лэйси получил роль майора Арнольда Тота, потому что Спилбергу казалось, что он похож на Петера Лорре. Но у Лэйси в фильме нет ни одной реплики.
  • Фактически первая роль в кино Альфреда Молины, если не считать маленького эпизода в криминальной драме Песнь соловья на Беркли-сквер (1979).
  • По сценарию, главного героя звали Индиана Смит; эту фамилию он получил в честь Невады Смита, героя Стива МакКуина из одноименного фильма (1966). Но в первый же день съемок Индиана стал Джонсом.
  • Необычное имя Индиана досталось Джонсу в честь собаки Джорджа Лукаса. Шутку на эту тему можно услышать в третьей части трилогии, когда его отец (в исполнении Шона Коннери) рассказывает, что хотел назвать сына Генри-младший, но все-таки предпочел кличку своей собаки.
  • Фразу «Это не годы, детка, это расстояния», которую Индиана бросает Мэрион, была сымпровизирована Фордом.
  • Харрисон Форд, стремившийся сам исполнить все трюки, упал с грузовика и сломал ребро. Сам этот трюк, когда Индиана Джонс пробирается под днищем несущегося на полном ходу грузовика и забирается в него с другой стороны, намекал на схожую сцену в Дилижансе (1939) Джона Форда. Трюк должен был исполнить каскадер Терри Леонард, но чуть раньше у него не получилось сделать то же самое на съемках Легенды об одиноком рейнджере (1981), поэтому от второго «шанса» он просто отказался.
  • В целом, на съемку погони на грузовиках ушло восемь недель.
  • В сцене, когда Индиана лицом к лицу сталкивается с коброй, между ними можно заметить стеклянную перегородку. В этой сцене змея действительно плюнула в Форда – по счастью, яд растекся по стеклу.
  • В целом, в фильме были использованы семь тысяч змей. Ни одна из них не пострадала. А вот один из тарантулов погиб.
  • Индиана несется на грузовике и в зеркало заднего вида не может разглядеть водителя в преследующем его нацистском траке; так Спилберг иронично цитирует свой первый успех – Дуэль (1971).
  • Большая часть фильма была снята в Англии. Это первый фильм Спилберга, снятый им на берегах Туманного Альбиона.
  • На съемках в Тунисе умудрилась переболеть вся съемочная группа, кроме самого Спилберга. Возможно, потому, что он ел только ту пищу, что привез с собой в специальных контейнерах.
  • Съемки фильма любила посещать жена Форда, сценаристка Мелисса Мэтисон. Спилберг диктовал ей историю для своего следующего фильма. В результате, Мэтисона написала сценарий Инопланетянина (1982).
  • Изношенная кожаная куртка Индианы с самого начала была новенькой и нетронутой. Ее отдали в костюмный отдел, где специалисты «износили» ее до нужного состояния. Та же участь постигла еще девять таких курток.
  • Шляпа Индианы Джонса была куплена в знаменитом магазине Херберта Джонсона на Сэвилл-роу в Лондоне.
  • Считается, что у Индианы хлыст длиной 10 футов. На самом деле, в разных сценах по ситуации использовали хлысты разной длины.
  • Гигантский валун, несущийся за Индианой в начале фильма, был сделан из стекловолокна, а дикий гул, который он издавал, был ревом мотора «хонды», взбирающейся в гору. Сама эта сцена цитировала схожий пробег в Путешествии к центру Земли (1959).
  • Продюсер фильма Фрэнк Маршалл согласился сыграть одного из пилотов в фильме. К несчастью для него, съемка длилась три дня и выпала на особо жаркое время, когда кабина пилота накалялась до 100 градусов по Фаренгейту.
  • Тяжелый звук сдвигаемой крышки ковчега на самом деле был звуком передвигаемой крышки на сливном бачке унитаза, который звукорежиссер Бен Бартт записал у себя дома.
  • В фильме были использованы декорации гигантской субмарины, доставшейся со съемок Лодки (1981) Вольфганга Петерсена.
  • Среди иероглифов на Стене душ мы замечаем такие - R2-D2 и C-3PO. Это имена двух роботов из Звездных войн (1977).
  • Деревянный ящик, в котором, в конечном счете, оказался найденный ковчег, имеет складской номер 9906753.
  • Сама эта сцена с огромной площадью, усеянной деревянными ящиками, цитировала схожий финал Гражданина Кейна (1941).
  • Знаменитый реслер Пэт Роач появляется в фильме дважды – в образе гиганта Шерпы и немецкого механика. Оба раза его убивают.
  • Кадры с внешним видом самолета DC3, несущего Индиану и Мэрион в Азию, были взяты из фильма Потерянный горизонт (1973), ремейка одноименной классики Фрэнка Капры.
  • Немецкая авиация в пустыне – это чистая сценарная фантазия. Однако в ее основе лежат действительные планы нацистских авиационных проектов.
  • Хотя в большинстве случаев немцы в фильме говорят по-немецки, в Германии все эти реплики были дублированы – в большинстве случаев актеры произносили свои фразы неверно и с сочным американским акцентом. А к появлению фильма на DVD Спилберг и вовсе успел почистить его от всех языковых шероховатостей.
  • Сцена со Стеной душ была снята в том же месте, где Кубрик снимал Сияние (1980). Дочь Кубрика Вивиан посетила съемки и заметила несколько мертвых змей. Она обратилась в Британское общество, и на два дня съемки фильма были остановлены, пока специалисты не выяснили, что на площадке приняты все меры безопасности для бедных рептилий.
  • Последней фразой, добавленной в сценарий, была финальная реплика полковника Дитриха «Я чувствую себя неуютно в этом еврейском ритуале».
  • Спилберг не уставал повторять: «Я снимаю фильм категории В…»
  • Бюджетное расписание фильма Спилберг превысил почти в три раза. Однако ему воздалось в прокате – фильм стал самым большим хитом 1981 года.
 
награды

Оскар-1982

  • лучший художник - Норман Рейнолдс и др.
  • лучшие визуальные эффекты - Ричард Эдлунд и др.
  • лучший монтаж - Майкл Кан
  • лучший звук - Билл Вэрни и др.
  • спецприз за монтаж звуковых эффектов -
    Бен Бартт и Ричард Л. Андерсон
  • лучший оператор - Дуглас Слокомб (номинация)
  • лучший режиссер - Стивен Спилберг (номинация)
  • лучшая музыка - Джон Уильямс (номинация)
  • лучший фильм - Фрэнк Маршалл (номинация)

БАФТА-1982

  • лучший художник - Норман Рейнолдс
  • приз им. Энтони Аскуита за лучшую музыку -
    Джон Уильямс (номинация)
  • лучший оператор - Дуглас Слокомб (номинация)
  • лучший монтаж - Майкл Кан (номинация)
  • лучший фильм (номинация)
  • лучший звук - Рой Чэрман и др. (номинация)
  • лучшая мужская роль второго плана -
    Денхолм Эллиотт (номинация)

Сезар-1982

  • лучший иностранный фильм -
    Стивен Спилберг (номинация)

Золотой глобус-1982

  • лучший режиссер - Стивен Спилберг (номинация)
 

пятерочка


Лара Крофт (2001)


Мумия (1999)


Роман с камнем (1984)


Искатели приключений (1964)


Сокровища Сьерра Мадре (1948)
 
SpyLOG

Rambler's Top100

Яндекс цитирования

Рассылка 'Дневник кино - новости и все обновления сайта'
 
 
 © Алексей Дубинский. Все права защищены. 2003-2007 пишите мне