купить

Озон.ru

All DVD
  фильмы | имена | статьи | библиотека | главная
 
 


 

 

Психоз
Psyho
 
США, 1960, 109 мин.
триллер / драма

   
Режиссер: Альфред Хичкок
Продюсер: Альфред Хичкок
Сценарист: Джозеф Стефано
По роману Роберта Блоха Психоз
Оператор: Джон Т. Расселл
Композитор: Бернард Херрманн
   
В ролях: Энтони Перкинс, Джанет Ли, Вера Майлс, Джон Гэйвин, Мартин Болсам, Джон МакИнтайр, Саймон Оаклэнд, Вон Тэйлор, Фрэнк Альбертсон, Лурен Таттл, Патриция Хичкок, Джон Андерсон, Морт Миллс
 
синопсис

Мэрион Крэйн нужны деньги, и она знает, где их взять. С похищенными $40 тысячами она бежит подальше от места преступления и по дороге останавливается в мотеле. Хозяин мотеля Норман Бэйтс мил и приветлив. Он сдает ей комнату и помогает доставить вещи. А через несколько мгновений Мэрион решит принять ванну – и для нее будет все закончено...

 
IMDb | AllMovie | Roger Ebert | Фотогалерея | Фотогалерея
 
контекст
  • Премьера в Америке – 16 июня 1960.
  • Бюджет фильма – $806.947.
  • Сборы в прокате – $32 млн.
  • Съемочный период: 30 ноября 1959 – 1 февраля 1960.
  • Альфреду Хичкоку ярко-красная кровь в кадре с самого начала казалась чем-то пошлым. Это одна из причин, по которой он решил снять черно-белый фильм. Второй причиной называют его желание уложиться в скромный бюджет стандартного фильма категории «В». «Мне хотелось проверить, смогу ли я сделать фильм в финансовых пределах телевизионного фильма? Ради этого я пригласил себе в компанию телевизионную команду, которая умеет работать быстро. Задержки были связаны только со съемкой эпизодов убийства и уборки. Все прочее снималось в телевизионном темпе».
  • В основу романа Роберта Блоха, по которому был написан сценарий, легла реальная история об убийце-маньяке из штата Висконсин, жертвами которого стали 11 женщин. Он был арестован в 1957 году. Реальность оказалась слишком жуткой даже для Хичкока: прототип Нормана, Эд Гин, не просто убивал женщин, но расчленял трупы, обивал их кожей мебель и даже одевался в нее. История Гина также вдохновляла создателей Безумца (1974), Техасской резни бензопилой (1974) и Молчания ягнят (1991).
  • Пригласив на главную роль Энтони Перкинса, Хичкок пошел на откровенную уловку. В романе Норман – неприятный толстый, немолодой коротышка.
  • Хичкок тайно купил права на роман Роберта Блоха за $9 тысяч, а затем выкупил столько экземпляров книги, сколько мог, – чтобы сохранить в тайне финал будущей ленты.
  • Другой уловкой, призванной сохранить в тайне все сюжетные хитрости фильма, были его якобы рабочие названия – Производство 9401 и Уимпи. Последнее ложное название досталось фильму в честь Рекса Уимпи, одного из операторов второй группы.
  • Хичкок также заставил съемочную группу в первый же день дать слово о неразглашении сюжетных тайн. А часть актерской команды даже не видела сценарий в глаза.
  • Чтобы отвести подозрения от проекта, Хичкок сделал ложное заявление – сказал, что хочет попробовать Хелен Хэйс на роль матери Нормана. Уловка сработала – еще несколько актрис пришли пробоваться на эту роль.
  • Первым сценарий к фильму написал Джеймс П. Кэвано. Хичкок отказался от его адаптации в пользу Джозефа Стефано. Ранее Кэвано написал пять сценариев к сериалу Альфред Хичкок представляет; два из них воплотил на экране сам маэстро.
  • С самого начала Хичкок и Стефано подумывали о джазовых композициях, которые бы стали музыкальной основой фильма. К счастью, они приняли решение в пользу Бернарда Херрманна, который написал свою едва ли не самую знаменитую музыку.
  • Музыка Херрманна так понравилась Хичкоку, что он удвоил ему гонорар, заплатив $34.501. Позже он будет говорить: «33% эффекта от Психоза принадлежат музыке».
  • На роль Мэрион Крэйн претендовали: Ева Мари Сэйнт, Пайпер Лори, Марта Хайер, Хоуп Лэнг, Ширли Джонс и Лаура Тернер.
  • Звезду фильма, Джанет Ли, Хичкок намеренно убил в первой трети, чтобы «представить убийство еще более неожиданным для зрителя. В связи с этим я настаивал еще и на том, чтобы опоздавших не пускали в зал до следующего сеанса, не то они понапрасну ждали бы появления на экране Джанет Ли».
  • На съемки сцены убийства Мэрион ушло семь дней и было разработано 70 планов с разных точек. Сцена длится 45 секунд. По Хичкоку, «это самая шокирующая сцена в фильме. В дальнейшем мне уже нет необходимости демонстрировать насилие столь откровенно — память об этом страшном убийстве преследует зрителя до конца фильма и распространяет атмосферу саспенса на все происходящее после».
  • Самое интересное со сценой в душе, что Перкинса в ней вовсе нет. Пока ее снимали, актер был в Нью-Йорке и готовился к своей роли.
  • Звук ножа, вонзающегося в тело Мэрион, действительно был звуком ножа, правда, вонзающегося в дыню.
  • Хичкок поначалу подумывал сделать сцену в душе совершенно немой, однако композитор Бернард Херрманн уже написал к ней музыку, заставив Хичкока изменить решение.
  • Кровь, льющаяся в душевую воронку, был сделана с помощью шоколадного сиропа.
  • У Джанет Ли ушло три недели на съемки в фильме; одна из них – чтобы сняться в сцене в душе.
  • Спустя много лет один из художников фильма, Сол Бэсс, вдруг заявил, что знаменитую сцену в душе фактически снял именно он. Все, кто работал над фильмом, опровергли его претензии.
  • По словам Хичкока, чучела сов в фильме не случайны. Совы – символы ночного мира, они наблюдатели, а это отсылает зрителя к мазохизму Нормана. «Он знает птиц, и знает, что они все время следят за ним. Он видит в их знающих глазах отражение собственной вины». Кстати, среднее имя Нормана – Франсис. В католицизме это имя святого, покровителя птиц.
  • У Мэрион номер машины - NFB-418. NFB – это инициалы Нормана Франсиса Бэйтса.
  • В Психозе Джанет Ли играет героиню по имени Мэрион (Марион). В следующем фильме Хичкока, Птицы (1963), героиню Типпи Хедрен зовут Мелани. Затем Хичкок поставит имя главной героини в название фильма – Марни (1964), и имя это – производное от Марион и Мелани (Marion + Melanie = Marnie).
  • Хичкок: «Экспозицией Психоза я хотел сказать, что мы находимся в Фениксе, мы даже указали в титрах день и час, только чтобы подвести зрителя к очень важному факту: на часах 2.43 пополудни, и значит только в это время девушка имеет возможность лечь, в постель со своим возлюбленным. То есть, она провела с ним и обеденное время».
  • Хичкок: «Вообще-то Джанет Ли не должна была быть в бюстгальтере. И лично я не видел в этом ничего предосудительного: обнаженная женская грудь на мужском плече придала бы кадру особую красоту».
  • Хичкок (на замечание Трюффо, что Психоз – единственный фильм Хичкока, в котором есть женщина в лифчике): «Одна из причин, заставивших меня сделать это, заключается в том, что аудитория резко изменилась. Мне казалось, что сцена просто с поцелуем не остановит на себе внимания зрителей из тех, что помоложе: для них это слишком обыденно. Мне известно, что они ведут образ жизни, больше похожий на тот, что ведут у меня в фильме Джон Гэвин и Джанет Ли, чем на мой собственный. Сейчас мы вынуждены показывать молодежь в кино такой, какой она является в жизни. Но кроме всего прочего в этом эпизоде я хотел выразить чувство одиночества и отчаяния».
  • Хичкок: «Таинственная атмосфера возникла в некоторой степени случайно. Например, действие у нас происходит в Северной Калифорнии, где такой тип дома очень распространен. Этот стиль называется "калифорнийской готикой" или, презрительно — "имбирный пряник". Я не собирался воспроизводить старомодную академическую атмосферу фильмов ужасов. Я всего лишь хотел быть точным в деталях, поэтому и дом, и мотель — абсолютно верные модели реально существующих построек. Я выбрал именно эти две, понимая, что если бы я взял за образец обыкновенное бунгало, эффект был бы другой. Именно этот архитектурный тип отвечал моему ощущению атмосферы этой истории».
  • Хичкок (о сцене убийства детектива Арбогаста): «Главная же причина, в силу которой я поднял камеру так высоко, заключалась в том, что мне необходимо было создать контраст между общим планом и крупным планом головы, когда героя моего настигал нож. Это как в музыке: кадр сверху — как скрипка, и вдруг заполнившая кадр голова — медные. В кадре сверху мать появляется неожиданно, и встык я монтирую движение ножа. А потом идет крупный план Арбогаста. Мы положили на его лицо пластиковый тюбик с гемоглобином, и как только нож протыкал его, на лице появлялась струйка крови, потекшая по той линии, которую мы прочертили заранее. И Арбогаст падает на лестницу».
  • Хичкок: «Когда Перкинс шел по лестнице, я поднял камеру. Он входит в комнату, мы его не видим, но слышим его слова: "Мама, я провожу тебя вниз. Они тут везде шныряют". И потом мы видим, как он тащит ее в подвал. Мне хотелось снять сцену, когда он ее тащит, одним куском, и притом сверху (я объяснял, почему), но чтобы зритель не удивился, отчего это камера вдруг подпрыгнула. Поэтому камера двигалась по тросу параллельно Перкинсу, и прерывать план-эпизод не пришлось. И когда камера поднялась на самый верх, к двери, она повернулась и нацелилась на ступени вниз. Тем временем спором матери и сына я отвлек внимание зрителей от деталей поведения камеры. Она же оказалась над Перкинсом и оттуда показывала, как он тащит мать в подвал. Отменное удовольствие — водить публику за нос с помощью камеры».
  • В период работы над Психозом Хичкок подумывал о другом проекте – Нет залога для судьи с Одри Хепберн. Этот проект так и не был осуществлен.
  • Камео Хичкока состоится на четвертой минуте – он выходит из офиса Мэрион в забавной ковбойской шляпе.
  • Хичкоку очень не нравился актер Джон Гэйвин (Сэм Лумис). Он называл его игру «деревянной».
  • В начале фильме у Мэрион белый бюстгальтер – это, по Хичкоку символизирует ее чистоту и непорочность. Но затем, после того, как она крадет деньги, ее бюстгальтер оказывается черным. Точно такие же символические смыслы у белого кошелька Мэрион до воровства, и черного – после.
  • Вера Майлс носила в фильме парик; просто незадолго до этого она обрила голову для съемок в военной драме Мартина Ритта 5 отмеченных женщин (1960).
  • Считается, что Психоз первый фильм, в котором показан туалет.
  • По иронии судьбы, в съемках фильма участвовала башня из пушистого семейного фильма Генри Костера Харви (1950). Вообще, на постройку замка, в котором живет мать Нормана, ушло $15 тысяч; это самая дорогая декорация в фильме.
  • Сначала в сценарии Мэрион звали Мэри Крэйн. А доктора Ричмонда звали доктор Саймон, но эту роль отдали актеру по имени Саймон Оаклэнд.
  • Энтони Перкинс получил за роль $40 тысяч. Это ровно столько, сколько в фильме украла Мэрион Крэйн.
  • Это последний фильм, который Хичкок снял для компании Paramount. Далее он снимал только для Universal.
  • После фильма Хичкок получил рассерженное письмо от зрителя. Тот утверждал, что после Дьяволиц (1955) Клузо его дочь отказывается принимать ванну, а теперь после Психоза боится идти в душ. Хичкок ответил в своем саркастическом стиле: «Отправьте ее в химчистку».
  • Другое письмо Хичкоку написала группа офтальмологов. Они отметили, что у мертвой Мэрион зрачок сокращен, хотя у мертвеца он должен быть расширен. Эффект «мертвого глаза» они посоветовали достигать с помощью капли белладонны, и в последующих своих фильмах Хичкок неизменно следовал их совету.
  • При жизни Хичкока никто не осмелился снять сиквел или ремейк. Но через три года после его смерти появился Психоз-2 (1983) Ричарда Фрэнклина, а спустя еще три года сам Перкинс дебютировал как режиссер Психозом-3 (1986). Четвертый, самый убогий сиквел, уже для телевидения снял Мик Гаррис – Психоз-4: Начало (1990) рассказывал предысторию Нормана, и вместе с Перкинсом в роли молодого Бэйтса появлялся Генри Томас.
  • Самый необычный поступок по отношению к шедевру Хичкока принадлежит режиссеру Гасу Ван Сэнту – в 1998-м он сделал абсолютный ремейк фильма, пересняв его сцена в сцену (за рядом дополнительных деталей), но уже в цвете. Нормана сыграл Винс Вон, Мэрион – Энн Хеч. Ремейк единодушно признали неудачным нонсенсом.
  • Если во времена Хичкока история настоящего Эда Гина казалось кинематографу слишком натуралистической, то в конце тысячелетия подобное уже не казалось чем-то излишним – в посредственном фильме Чака Парелло Эд Гин (2000) не обошлось без живописных подробностей.
 
награды

Оскар-1961

  • лучшая женская роль второго плана -
    Джанет Ли (номинация)
  • лучший художник черно-белого фильма -
    Джозеф Херли и др. (номинация)
  • лучший оператор черно-белого фильма -
    Джон Л. Расселл (номинация)
  • лучший режиссер - Альфред Хичкок (номинация)

Золотой глобус-1961

  • лучшая женская роль второго плана - Джанет Ли
 

пятерочка


Американский психопат (2000)


Отчим (1987)


Одетая для убийства
(1980
)


Сияние (1980)


М (1931)
 
SpyLOG

Rambler's Top100

Яндекс цитирования

Рассылка 'Дневник кино - новости и все обновления сайта'
 
 
 © Алексей Дубинский. Все права защищены. 2003-2007 пишите мне