фильмы | имена | статьи | библиотека | главная
 
 


 

 

Пепе ле Моко
Pepe le Moko
 
Франция, 1937, 94 мин.
драма / криминальный
   
Режиссер: Жюльен Дювивье
Продюсеры: Раймон Аким, Робер Аким
Сценаристы: Анри Ла Барт (детектив Ашельбе), Жюльен Дювивье, Жак Констан, Анри Жансон
По роману Анри Ла Барта
Операторы: Марк Фоссар, Жюль Крюгер
Композитор: Венсан Скотто, Мохамед Йгербушен
   
В ролях: Жан Габен, Лин Норо, Мирей Бален, Люка Гриду, Габриэль Габрио, Фернан Шарпен, Жильбер Жиль, Сатурнен Фабр, Марсель Далио, Шарль Гранваль, Гастон Модо, Рене Бержерон, Поль Эскоффье, Роже Легри, Жан Темерсон, Робер Озанн, Филипп Ришар, Жорж Пекле, Фрель, Ольга Лорд, Рене Карл, Франк Морис
 
синопсис

Касбах – алжирский квартал, настоящая микро-Вселенная с собственным уникальным строением и законами, прибежище отщепенцев со всего мира, настоящий форпост мировой преступности, куда нет хода официальным властям. Здесь правит настоящий король – вор и грабитель Пепе ле Моко, человек одновременно жестокий и галантный, пользующийся абсолютным авторитетом у коллег и преданной любовью у женщин. Поймать Пепе можно, только выманив его из своего убежища. Но ловушки, устроенные полицией, не срабатывают, и тогда местный инспектор Слиман клянется самому Пепе лично арестовать его. И когда в Касбахе появляется красавица- француженка Габи Голд, а Пепе теряет голову, Слиман точно знает, как это сделать...

 
IMDb | AllMovie | The Criterion Collection
 
рецензия

Алексей Дубинский
22 декабря 2006

Из Касбаха растет Касабланка, из героя Жана Габена – все голливудские «крутые», от Богарта до Брюса Уиллиса. Галантный, уверенный в себе, неотразимый, бьющий наповал любого врага и любую поклонницу, Пепе ле Моко, прежде всего, пленник собственной неотразимости, а уже после – пространства и времени. Судьба любого экранного преступника зависит от выработанных им самим в себе качеств, а уже потом – от тех сверкающих темниц, в которые они сами себя загнали. Касбах, карликовое государство самого Пепе, его личный рай и ад, жаркий, удушающий, по злой иронии, расположившийся на взгорье, а не где-нибудь в подземельях, грубо говоря, не на дне, а сверху, заставляет чувствовать своего короля вечным узником. Но еще больше Пепе узник сложенных о нем представлений и выбранной однажды линии поведения; неудивительно, что Слиман, главная его противоположность, так старательно культивирует легенды и домыслы о нем, отчетливо осознавая, как давно ненавистна Пепе его собственная слава. Французские режиссеры, правдами и неправдами пытавшиеся обойти сложившееся в национальном кино табу на алжирскую проблему, могли, конечно, видеть в истории Пепе ле Моко острый политический подтекст (не случайно и снимали в настоящем Алжире, в отличие от более поздней, исключительно «киношной» Касабланки). Но Касбах здесь – и спустя многие годы, успевшие вытравить любую актуальность, – все-таки универсальная метафизическая величина, пусть и не лишенная географической определенности, а рассказ о благородном разбойнике – не столько увлекательное приключение, сколько экзистенциальная драма – хотя только через десятки лет это слово начнут применять к французскому криминальному кино. И не случайно Голливуд пытался – неудачно – избавиться от Пепе ле Моко – не героя, но фильма; ему безразлична была правда об Алжире, но не нужен был конкурент, раньше времени успевший стать образцом жанра и стиля.

 
контекст
  • Премьера во Франции – 28 января 1937.
  • Премьера в Америке – 3 марта 1941.
  • Американская премьера этого фильма запоздала на несколько лет. Это было связано с желанием продюсера Уолтер Уэнгера вообще уничтожить все копии Пепе ле Моко. Дело в том, что в 1938 году под его началом был снят ремейк Алжирцы (1938) с Шарлем Буайе в роли Пепе. Уэнгер попытался убрать с дороги ненужного французского конкурента, но, к счастью, у него это не вышло.
  • Бывший полицейский, писатель Анри Ла Барт, по роману которого был снят фильм, принял участие в написании сценария; в титрах его можно найти под именем «детектив Ашельбе».
  • Вновь роман Ла Барта был перенесен на экраны в 1948 году – ленту под названием Касбах снял Джон Берри, главную роль сыграл Тони Мартин.
  • Говорили, что на роман Ла Барта вдохновил фильм Ховарда Хоукса Лицо со шрамом (1939).
  • В 1949 году итальянский режиссер Карло Людовико Брагалья снял пародийную комедию Тото ле Моко. Герой по имени Пепе ле Моко в ней тоже появлялся; его сыграл Карло Нинчи.
  • В 1954 году компания Warner Bros. в анимационной серии Looney Tunes выпустила фильм The Cats Bah (Кошачий Казбах), в котором действовал скунс по имени Пепе Ле Пё.
  • По иронии судьбы, Жан Габен, сыгравший в фильме, осуждающем в подтексте политику Франции против Алжира, придерживался строго противоположных, ультраправых взглядов; позже, уже после съемок в Алжире, он присоединился к партии "Свободные французы" (Forces Francaises Libres).
 

пятерочка


У стен Малапаги (1949)


Касабланка (1942)


День начинается (1939)


Алжирцы (1938)


Набережная туманов (1938)
 
SpyLOG

Rambler's Top100

Яндекс цитирования

Рассылка 'Дневник кино - новости и все обновления сайта'
 
 
 © Алексей Дубинский. Все права защищены. 2003-2007 пишите мне