купить


Озон.ru

All DVD
  фильмы | имена | статьи | библиотека | главная
 
 


 

 

Страсти Христовы
The Passion of the Christ
 
США, 2004, 127 мин.
драма
   
Режиссер: Мэл Гибсон
Продюсеры: Брюс Дэйви, Мэл Гибсон, Стивен МакЭвити
Сценаристы: Бенедикт Фитцжералд, Мэл Гибсон
По мотивам Нового Завета
Оператор: Калеб Дешанель
Композитор: Джон Дебни
   
В ролях: Джеймс Кэвиэзел, Моника Беллуччи, Христо Шопов, Клаудиа Герини, Майя Моргенштерн, Серджио Рубини, Тони Берторелли, Роберто Бестаццони, Франческо Кабрас, Джованни Капалбо, Розалинда Челентано, Франческо Де Вито, Христо Живков, Лука Лионелло, Джаррет Дж. Мерц, Лука Де Доминисич, Пьетро Сарубби, Эмилио Де Марчи, Лелло Гиуливо, Абель Джефри, Мэтт Патрези, Фабио Сартор, Маттиа Сбрагиа, Джасинто Ферро, Олек Минсер, Роберто Висконти, Адель Бакри, Люцио Аллокка, Паоло Реконти
 
синопсис

Двенадцать последних часов жизни Иисуса Христа в день распятия на Голгофе...

 
IMDb | AllMovie | Roger Ebert | Фотогалерея | Официальный сайт
 
рецензия

Алексей Дубинский
25 мая 2004

От молитвы в Гефсиманском саду, открывающей фильм, и до финального кадра воскрешения – фильм Мэла Гибсона последовательная, пунктуальная иллюстрация самой популярной истории за две тысячи лет, описанной в Новом Завете. Это значит, что художник-иллюстратор уверенно держится текста, как заданного курса, позволяя себе вольности по части фактуры, обычно, когда текст не дает прямых подсказок (это особенно касается евангелий, книг больше событийных, чем описательных), или домысливания небольших сюжетных связок где-то на перифериях самого рассказа. Стоит отметить, что именно в эти самые моменты, когда Гибсон позволяет себе что-нибудь додумать и прибавить или просто пустить фоном (вроде там и тут мелькающего Сатаны), он невольно освобождается от пут иллюстратора и на время становится художником. Во всех остальных случаях с какой-то меланхолической отрешенностью отсчитывает все пинки, удары, издевательства, которым подвергается Иисус по дороге на Голгофу. Так что неверующим людям, которые пришли только на фильм (и ни на что другое), будет не очень понятно, зачем такая подробная жестокость, и максимум, что они испытают – букет неприятных эмоций; в то время как ортодоксальная часть зрителей зримо представит себе, как именно пострадал Иисус за грехи наши, и особо чувствительные может даже умрут на просмотре. Но как бы там не случилось, возгласы типа «так все и было» мало чем оправданы: все-таки не документальный смотрим фильм. Кроме того, глянцевый налет на правильных и очень даже фактурных декорациях напоминает набор видовых открыток из серии Библия для детей и чем дальше, тем все больше возникает ощущение, будто присутствуешь на какой-то странной экспериментальной постановке, где сценическую площадку заменяет городская площадь, а предельная условность действия странным образом уживается с предельным же натурализмом воплощения.

После Страстей Гибсона очевидными становятся две вещи. Во-первых, если смотреть художественное произведение о Христе, лучше быть атеистом – только так спокойно, без истерики и можно оценить именно художественную составляющую (ведь не икону же Гибсон делал, ту, что для церквей, а не для больших экранов). А во-вторых, если снимать художественное произведение о Христе, то лучше тоже быть – как ни смешно это звучит – атеистом; да хоть еретиком или буддистом, но не правоверным христианином, не способным, подобно Гибсону, абстрагироваться или переосмысливать. Потому что даже если Евангелие получится от марксиста (как у Пазолини), или от гомосексуалиста (как у Джармена), апокрифическое (как у Скорсезе или Булгакова) или рок-оперное (как у Уэббера), то и шанс у произведения есть оказаться неординарным или противоречивым – но, главное, художественным. В противном случае, получится видеопособие для начинающих – не больше.

Если в Храбром сердце, предыдущей ленте Гибсона, была своя драматургия, композиция, актерская игра, то в Страстях все подменяется самой историей; о композиции можно позабыть, имен сценаристов, если бы не ряд деталей, вообще можно было в титры не включать, актерская игра – сплошь драматические маски по принципу «все страдают» - Кэвиэзл (Иисус), Майя Моргенштерн (дева Мария), Моника Беллуччи (Магдалена). Христо Шопов в роли Пилата с застывшей физиономией брезгливого недоумения вообще слабо представляет, что ему, помимо омовения рук, нужно делать. Как ни странно, по-настоящему раздольно, вкусно играют два актера, воплощающие римских легионеров, которым выпала честь отхлестать Мессию. От примитивных садистских наслаждений их лица постепенно сменяют выражения той же муки, что переживает Иисус в момент экзекуции, и все заканчивается безмерной усталостью от содеянного. Тут можно было бы сказать, что, в какой-то миг жестокость палачей перестает быть жестокостью как таковой и обретает некое иное измерение; истязая не просто человека, но сына Бога, легионеры, сами того не ведая, вершат сакральное действие, приобщаясь в буквальном смысле к плоти и крови христовой, несколькими часами ранее символически явленной Иисусом в хлебе и вине. Они и орудие свыше, и участники таинственной мистерии. Я бы сказал, что сам фильм – такая же мистерия, где терзая с римлянами два часа христово тело и, тем самым, искупая собственные грехи, мы призваны переключить свое сознание в иной регистр – надмирный, лишенный прямых человеческих эмоций. Я бы сказал – если бы хоть на секунду поверил, что Гибсон это и имел в виду.

Дополнительный плюс фильма:
Арамейский и латинский языки живут на экране своей особой, отдельной от самого фильма, жизнью. Даже со скидкой на акцент, их звучание поистине удивительно.

 
контекст
  • Премьера в Америке – 27 февраля 2004.
  • Премьера в России - 8 апреля 2004.
  • Бюджет фильма – $30 млн.
  • Сборы в первый уик-энд - $125.1 млн.
  • Общие сборы в прокате - $368 млн.
  • В некоторых городах России премьера фильма была отложена на месяц в связи с апрельскими христианскими праздниками.
  • Сценарий фильма был написан Мелом Гибсоном и Бенедиктом Фицджералдом на основе всех четырех канонических евангелий.
  • Еще до выхода в прокат лента подверглась жесточайшей критики со стороны религиозных организаций, Лиги Анти-клеветы и всевозможных еврейских ассоциаций, обвинивших Гибсона в разжигании антисемитских настроений.
  • В ходе бурной полемики Гибсон пытался обвинить тех священников, которые до премьеры ознакомились сначала со сценарием, а затем с самим фильмом, в распространении пиратских копий.
  • Папа Римский, посмотрев фильм, якобы заявил: «Так все и было». Позже Ватикан опроверг этот факт.
  • Во время сцен истязаний Джеймс Кэвиэзел дважды на себе познал, что значит быть Мессией во плоти. Первый удар хлыста по обнаженной плоти лишь свалил его с ног, зато, получив второй удар, актер вывихнул кисть.
  • Кроме того, однажды в Кэвиэзела ударила молния.
  • По дороге на Голгофу Кэвиэзел тащил на себе бутафорский крест в натуральную величину и весом в 70 килограммов.
  • В принципе, Кэвиэзел мог и не играть главную роль, поскольку Гибсон, чтобы он заранее не испугался, пригласил его поучаствовать в кастинге якобы фильма о виндсерфинге. Актер не побоялся сменить доску для серфинга на деревянный крест.
  • Руки, прибивающие Христа гвоздями к кресту, принадлежат самому Гибсону. Так режиссер снял вопрос о том, кто же все-таки распял Бога.
  • Когда стало известно, что фильм будет полностью на латинском и арамейском языках, Мел Гибсон заявил, что хочет убрать и субтитры, ибо давно известная история и так всем понятна. В результате, все герои говорят на тех языках, на которых они говорили бы два тысячелетия назад. Иудеи, включая Христа и апостолов, говорят на арамейском, а римляне - на "вульгарной латыни".
  • Картина начинается без традиционных стартовых титров. Всю информацию о создателях можно почерпнуть лишь в финальных титрах.
  • Майя Моргенштерн (дева Мария) во время съемок была беременна, тщательно скрывая это от режиссера. Когда правда открылась, Гибсон не смог уже заменить ее на другую актрису.
  • На грим Джеймса Кэвиэзела уходило семь часов.
  • Сцены распятия были сняты в городе Матера на юге Италии, недалеко от того места, где Пьер Паоло Пазолини снимал в 1965 году Евангелие от Матфея.
  • На просмотре фильма в разное время скончались два человека.
 
награды
Оскар-2005
  • лучший оператор - Калеб Денашель (номинация)
  • лучший грим -
    Кейт ВандерЛаан, Кристиан Тинсли (номинация)
  • лучшая музыка - Джон Дебни (номинация)
IFTA Awards-2004
  • приз зрительских симпатий -
    лучший международный фильм (номинация)
MTV Movie Award-2004
  • лучшая мужская роль - Джим Кэвиэзел (номинация)
 

пятерочка


Иисус Христос - суперзвезда (2000)


День, когда распяли Христа (1980)


Иисус из Назарета (1977)


Иисус Христос - суперзвезда (1973)


Евангелие от Матфея (1964)
 
SpyLOG

Rambler's Top100

Яндекс цитирования

Рассылка 'Дневник кино - новости и все обновления сайта'
 
 
 © Алексей Дубинский. Все права защищены. 2003-2007 пишите мне