ФИЛЬМЫ | ИМЕНА | НОВОСТИ | СТАТЬИ | БИБЛИОТЕКА | ГЛАВНАЯ

этот фильм на
Озон
на DVD
на видео

этот фильм на

 

 

 

 

 

 

Матрица: Перезагрузка  
The Matrix Reloaded 
  США, 2003, 138 мин.


  ТИТРЫ
  Режиссеры: Энди Вачовски, Ларри Вачовски
Продюсер: Джоэл Силвер
Сценаристы: Энди Вачовски, Ларри Вачовски
Оператор: Билл Поуп
Композиторы: Дон Дэвис, Роб Дуган, Бен Уоткинс, Род Зомби и др.
     
  В ролях:


  СИНОПСИС

Нео, Тринити и Морфеус продолжают войну с Матрицей. Их задача пробудить ото сна как можно больше людей. По мере того, как количество разбуженных действительно становится все больше, сражение с Матрицей постепенно перемещается в Зион, последнее пристанище реального мира...



  РЕЦЕНЗИЯ

Алексей Дубинский
25 мая 2003

Отношение долгожданного продолжения "Матрицы" к оригиналу практически то же, что и у любого другого хитового сиквела - больший бюджет, больший размах, в общем, все больше. Качество при этом не больше. Качество очень даже меньше. Выяснилось, что первая "Матрица", поразившая фанатов фантастики небывалым доселе симбиозом самых разнородных элементов - от философии постмодерна до аниме и кунг-фу, оказалась продуктом самодостаточным. Даром режиссеры братья Вачовски оставили финал открытым, несколько лет интриговали поклонников якобы небывалыми доселе спецэффектами и еще более масштабным, в сравнении с первой частью, замыслом. Как водится, начисто ушел эффект неожиданности, и под грузом огромного количества спецэффектов пополам с массой многозначительной диалогической речи новый фильм обрел чрезвычайную одышку и аритмию.

Теперь только самые заядлые фаны "матричной" философии будут пересматривать вторую серию сотни раз, выискивая смыслы и подтексты. Что, кстати, дело довольно неблагодарное. Под финал Вачовски приготовили подловатый сюрприз, который полностью проституирует и сводит на нет все действие первой части. Однако сам ход, признаться, очень даже неплох и говорит если не о художнических талантах режиссеров, то уж точно об их удивительной бизнес-хватке - с таким сюжетным поворотом легко можно сделать не только три, а двадцать три, даже двести двадцать три новых "Матрицы". При этом такой подход к собственному изобретению, чья единичность и неповторимость грубо нарушена и поставлена на конвейерный поток, очень напоминает сериальные принципы. Что-то сродни популярным "Скользящим". На мой взгляд, именно в этом сериале была придумана эталонная формула бесконечных продолжений, которые даже при самом придирчивом разборе не покажутся высосанными из пальца. Герои просто переходят из одной параллельной реальности в другую, нужно только каждый раз придумывать новую реальность, в зависимости от того, насколько у авторов хватит фантазии, а у зрителей - терпения. Уверен, не окажись "Матрица" столь успешным проектом, по всем параметрами быть ей сейчас ежевечерним телевизионным шоу наподобие "Вавилона" или "Стартрека".

Самое плохое, что к этому располагает не только сюжетная сторона фильма, но и его якобы оригинальная стилистика, которую вот уже четыре года пользует каждый кто может - в пародиях и откровенных плагиатах. Если несколько сцен экшн действительно сняты невероятно увлекательно и киногенично, то многочисленные разговоры, коими "Перезагрузка" полна до безобразия, монтируются безо всякого вдохновения, стандартными "восьмерками", так что рука невольно тянется к дистанционному пульту, чтобы переключить канал. Ан нет, сидишь-то в кино и все эти огромные говорящие головы поневоле приходится выслушивать. Вот и прислушиваешься. А слышать приходится такое, что хотя до "Революции" еще далеко, призрак ее полным ходом бродит уже в "Перезагрузке".

Что выясняется: повстанцы, те, что пробудились ото сна и собираются свалить "матричный" строй, для начала планируют захватить все телефонные линии. Добавим - банки и телеграф. Морфеус как тертый революционер вскакивает с коронной зажигательной речью также, как сами помните кто вскакивал на броневичок. Заседания Зиона напоминают то ли сенатские прения из "Звездных войн", то ли типичный реввоенсовет. Дальше все как по истории. Троица главных героев - словно большевики старой закваски уверенно пробуждают самосознание масс - и тут же оказываются как бы не у дел (за них даже обидно). Разбуженные демагоги и фарисеи оттесняют в сторону красную гвардию, захватывая верховные посты и переиначивая цели и задачи революции на свой лад. Дело движется к тому, что Морфеуса, убежденного борца с отжившим прошлым, объявляют едва ли не политической проституткой, а наверх рвется диктатор похлеще любых Избранных. Вокруг снуют агенты матричной охранки, однако в состоянии брожения умов, когда низы не хотят, а верхи не могут, даже они оказываются в некоей прострации, потеряв не только ориентиры, но и все понятия о собственном предназначении. Где-то в межпрограммных промежутках, недоступных даже самым крутым революционным хакерам, обитают зажиточные недобитки Меровинг и Персефона, у которых на службе состоят близнецы-охранники, больно похожие на Бивиса с Батт-хедом (революция на распутье). И так далее.

Новая "Матрица" переполнена компьютерной терминологией; говорят, программист со стажем легко въезжает в проблематику, как орешки щелкая режиссерские задачки. Однако по сравнению с первой частью здесь уже все настолько кажется условным и приближенным, что мне с моим гуманитарным сознанием как-то нелегко абстрагироваться и заставить себя представить, что показанные на экране герои лишь компьютерные фрики и креатуры. Для этого нужно быть не иначе как Избранным, чтобы глядя на человека, вместо него видеть чересполосицу компьютерных закорючек и значков - и наоборот.



  КОНТЕКСТ
  • Премьера в Америке – 15 мая 2003.
  • Премьера в России – 22 мая 2003.
  • Фестивальные премьеры – Канны (15 мая 2003).
  • Бюджет фильма - $127 млн.
  • Сборы в первый уик-энд – $91.7 млн.
  • Сборы в прокате – $281.4 млн.
  • Съемочный период: май 2001 – 21 августа 2002.
  • Вторая часть трилогии братьев Вачовски «Матрица». Первая серия была снята в 1999. Третья снималась одновременно со второй частью и вышла в прокат спустя несколько месяцев; первоначально планировалась выпустить их с разрывов в несколько недель.
  • Одновременно со второй и третьей серией был снят специальный видеофильм «Вход в Матрицу» (2003).
  • В 2003-м братья Вачовски готовы были снимать фильм «Бэтман: Начало», но затем передумали и взялись за сиквелы «Матрицы».
  • Вачовски позвали Монику Беллуччи на роль Персефоны после того, как увидели ее в «Малене» (2000) Джузеппе Торнаторе.
  • Роль Зи должна была сыграть певица Аалийя. Она погибла в авиакатастрофе, и роль досталась Ноне М. Гэй. На роль претендовали Ева Мендес, Саманта Мамба, Брэнди Норвуд и Татьяна Али.
  • Роль Серафа предлагали Джету Ли. Актер отказался. Позже сценаристы из героя сделали героиню и предложили роль Мишель Йео; актриса отказалась из-за съемок в другом фильме.
  • Сераф - единственное число от слова "Серафим", что на иврите означает "шестикрылые ангелы в присутствии Господа".
  • Одну из ролей в фильме предложили индийской кинозвезде Ларе Датта. Она отказалась, так как ей не понравился сценарий.
  • На спецэффекты фильма было потрачено $100 миллионов.
  • Лоуренс Фишберн, Джада Пинкетт Смит и Энтони Вонг согласились сниматься, даже не читая сценарий.
  • Актриса Тори Муссетт, обозначенная в титрах как «Красивая женщина в Ле Врэ» получила этот эпизод, после того как из фильма выбыла канадская фотомодель Брендали Доэн. Она была депортирована из страны из-за просроченной визы.
  • Кодовым названием фильма на съемочной площадке было «Рослый человек»; так продюсеры и режиссеры скрывались от чересчур резвых фанатов. Даже во время съемок погони на шоссе на фургоне съемочной группы было написано «Фургон Рослого». В свое время «Рослый человек» был рабочим названием «Бартона Финка» (1991) братьев Коэнов.
  • Съемки погони на шоссе длились три месяца, дольше, чем было запланировано по графику.
  • 27 дней ушло на съемки боя Нео с клонами агента Смита.
  • Во время съемок актеры только и делали, как что-нибудь себе ломали. Кэрри-Энн Мосс повредила ногу, Лоуренс Фишберн сломал руку, а Хьюго Уивинг потянул шею.
  • В некоторых сценах Кэрри-Энн Мосс сама исполнила трюки на мотоцикле. Она также шесть месяцев тренировалась делать правильно Удар Скорпиона.
  • По контракту братьев Вачовски, во время съемок фильма они не имели права давать интервью.
  • В сцене, где размножается агент Смит, были задействованы тело-дублеры Хьюго Уивинга, а позже с помощью компьютера их лица заменили лицом Уивинга.
  • На площадке работали настоящие мастера тэквондо, включая серебряного медалиста Тимоти Коннелли. Премудростям военных единоборств актеров учили восемь месяцев.
  • В титрах фильма можно насчитать 1943 фамилии.
  • Тринити взламывает компьютер, используя пароль Z1ON0101.
  • Номера шоссе – 101 и 303. А в «Матрице» (1999) 101 – это номер квартиры Нео, 303 – номер его комнаты в отеле. Кроме того, в фильме можно найти немало ссылок на число 101.
  • Героя Ламбера Уилсона зовут Меровинген. Меровинги – династия французских королей, правящая в VII веке нашей эры.
  • Французский акцент Уилсона сильно преувеличен. Актер отлично говорит на английском, однако по требованию режиссеров он педалировал свой акцент.
  • В начале фильма агент Смит несется в машине с номерным знаком IS 5416. Это библейская ссылка на «Книгу Исайи», стих 54:16.
  • У Персефоны в книжном шкафу можно заметить две книги Артура Шопенгауэра – «Мир как воля и представление» и «Попутное и отложенное».
  • На телеэкране мелькают кадры из фильма Теренса Фишера «Кровь Дракулы» (1960).
  • На мониторах Архитектора мелькают кадры «Бараки» (1992) Рона Фрика.
  • По религиозным соображениям в Египте фильм сначала запретили к показу. Позже, однако, он прошел цензуру и был выпущен в прокат.
  • Фильм попал в «Книгу рекордов Гиннеса»; рекордным стало количество копий – 8517 – выпущенных одновременно в прокат по всему миру.

  НАГРАДЫ

MTV Movie Award-2004

  • лучший схватка - Киану Ривз и Хьюго Уивинг (номинация)
  • лучший поцелуй - Киану Ривз и Моника Беллуччи (номинация)

Razzie-2004

  • худшие режиссеры - Энди Вачовски и Ларри Вачовски
    (также за фильм "Матрица: Революция") (номинация)

  

  ЖАНР
фантастика
триллер
боевик


  ССЫЛКИ


  ПЯТЕРОЧКА
Еще пять
виртуальных историй:

Манга (2005)
Авалон (2001)
Экзистенция (1999)
Нирвана (1997)
Трон (1982)


  НАЗАД
Предыдущий фильм режиссера:

Матрица (1999)


  ВПЕРЕД
Следующий фильм режиссера:

Матрица: Революция (2003)



 

 © Алексей Дубинский. Все права защищены. 2003-2005 пишите мне