купить


Озон.ru

All DVD
  фильмы | имена | статьи | библиотека | главная
 
 


 

 

Необратимость
Irreversible
 
Франция, 2002, 95 мин.
драма

   
Режиссер: Гаспар Ноэ
Продюсеры: Кристоф Россиньон, Ришар Грандпьер
Сценарист: Гаспар Ноэ
Операторы: Бенуа Деби, Гаспар Ноэ
Композитор: Тома Бангалтер
   
В ролях: Моника Беллуччи, Венсан Кассель, Альбер Дюпонтель, Джо Престиа, Филипп Наон, Стефан Дрюо, Жан-Луи Костес, Мурад Кима, Стефан Дердерян, Кристоф Лемэр, Мишель Гондуан, Эрик Моро, Гаспар Ноэ, Титоф
 
синопсис

Маркус и Пьер только что разделались с подонком, который несколько часов назад изнасиловал и жестоко избил их женщину. Еще раньше, поругавшись с Маркусом, Алекс в одиночку ушла с вечеринки, а до этого она узнала, что беременна, и ей снился безмятежный сон...

 
IMDb | AllMovie | Roger Ebert | Критика о фильме
 
рецензия

Алексей Дубинский
19 апреля 2003

События в фильме происходят именно в таком порядке - от конца к началу; способ, недавно апробированный в триллере Кристофера Нолана Помни. Но в отличие от интеллектуального нолановского паззла режиссерское решение Необратимости кажется более концептуальным - Гаспар Ноэ сначала вываливает на нас целый ряд шокирующих, жестоких сцен, включая знаменитую сцену изнасилования, а затем постепенно приводит к умиротворению, все заканчивая безгранично идиллическим сном. В этом, собственно, и заключается основной посыл фильма - если тщательно открутить "пленку" событий в обратном порядке, даже в самых мирных ситуациях можно отыскать будущие ростки зла и насилия. Безусловно, Маркус, а, возможно, и Пьер, косвенно тоже виновны в том, что случилось с Алекс.

Та девятиминутная сцена, на которой у нас построили всю рекламу фильма, действительно способна шокировать и даже смертельно напугать особо чувствительных зрителей; наша предварительная осведомленность о том, что должно произойти, не уничтожает, а напротив, усиливает эффект этой сцены. Когда героиня долго и медленно спускается в темный, узкий переход, напряжение вырастает невероятно; подобное даже не снилось каким-нибудь Забавным играм скучного и претенциозного Ханеке.

Примечательно, что на роль Алекс режиссер намеренно выбирает Монику Беллуччи; без нее лента наполовину лишилась бы своего смысла. Беллуччи сегодня один из эталонов женской красоты в современном кинематографе; мужчины-зрители должны испытывать смешанные чувства, наблюдая, как на экране насилуют и разрушают эту притягательную плоть.

Ноэ сделал неслабый фильм, хотя без фальшивых нот не обошлось. Помимо исследования на тему насилия, он пытается затолкать в него некий философский подтекст, выраженный в начале и в конце фразой "Время разрушает все". Но подобное отвлеченное мудрствование слабо вяжется с крайним натуралистическим изображением и больше подходит тому же Помни.

По иронии судьбы, новый шокирующий рассказ о том, что насилие порождает насилие, некоторые обвинили во всех возможных грехах - в подстрекательстве, расизме и гомофобии. Определенно, избранная Гаспаром Ноэ манера изложения пришлась по душе далеко не каждому.

 
контекст
  • Премьера во Франции - 22 мая 2002.
  • Премьера в Америке - 7 марта 2003 (ограниченный прокат).
  • Фестивальные премьеры - Канны (23 мая 2002), Мюнхен (29 июля 2002), Торонто (12 сентября 2002), Сан-Себастьян (25 сентября 2002), Ситжес (7 октября 2002), Берген (18 октября 2002), Токио (1 ноября 2002), Стокгольм (14 ноября 2002), Сандэнс (январь 2003), Мар дель Плата (11 марта 2003), Кливлэнд (22 марта 2003), Копенгаген (17 августа 2003).
  • Большинства диалогов в сценарии не было, их импровизировали уже во время съемок. Весь же сценарий представлял из себя трехстраничную зарисовку.
  • Сцену изнасилования сняли с одного дубля. Однако Беллуччи и Джо Престиа репетировали ее шесть раз в течение двух ночей.
  • Кровь на лице героини добавили с помощью компьютеров. Также поступили со сценой схватки в клубе.
  • Гениталии насильника, мелькнувшие на секунду после изнасилования, тоже добавили в кадр с помощью компьютера.
  • Кассель в одной из сцен случайно назвал себя Венсаном, вместо того, чтобы произнести имя своего героя - Маркуса. Так как на пересъемку денег не было, ему пришлось тут же сымпровизировать, что он, дескать, пошутил.
  • Туннель подсвечен мрачным темно-красным светом; этого эффекта добились, выкрасивы стены красным и выложив пол резиной такого же цвета.
  • На Каннской премьере фильма присутствовали 2400 человек. Во время показа из зашла ушли 200 зрителей.
  • Алекс в в траве читает книгу Дж. У. Данна Эксперимент со временем.
 
награды
Стокгольм-2002
  • Бронзовая Лошадь - Гаспар Ноэ
 

пятерочка


Убить Билла. Фильм 1 (2003)


21 грамм
(2003
)


Помни (2000)


Криминальное чтиво (1994)


Зеркало для героя (1987)
 
SpyLOG

Rambler's Top100

Яндекс цитирования

Рассылка 'Дневник кино - новости и все обновления сайта'
 
 
 © Алексей Дубинский. Все права защищены. 2003-2007 пишите мне