ФИЛЬМЫ | ИМЕНА | НОВОСТИ | СТАТЬИ | БИБЛИОТЕКА | ГЛАВНАЯ

этот фильм на
Озон
на DVD
на видео

этот фильм на

 

 

 

Фрида  
Frida 
  США-Канада, 2002, 118 мин.


  ТИТРЫ
  Режиссер: Джули Тэймор
Продюсеры: Нэнси Фликкингер, Сара Грин, Салма Хайек, Джей Полстейн
Сценаристы: Клэнси Сигал, Грегори Нава, Дайан Лэйк, Анна Томас
По книге Хэйдена Эрреры "Фрида: Биография Фриды Кало"
Оператор: Родриго Прието
Композитор: Эллиот Голдентал
     
  В ролях:
Салма Хайек, Альфред Молина, Валерия Голино, Джеффри Раш, Антонио Бандерас, Эдвард Нортон, Эшли Джадд, Саффрон Барроуз, Миа Маэстро, Амелия Запата, Алехандро Усильи, Диего Луна, Люсия Браво, Патриция Рейес Спиндола, Лоло Наварро, Роджер Риз, Фермин Мартинес, Роберто Медина, Лила Даунс, Марта Клаудиа Морено, Мария Инес Пинтадо, Аида Лопес, Ивана Сейенович, Диего Эспиноза, Ээкатль Чавес, Эллиот Голдентал, Диди Кон, Джулиан Седжвик, Уильям Рэймонд, Хорхе Гуэрреро, Мэри Лус Палацио, Маргарита Санц, Омар Родригес, Энтони Альварес, Энок Леано, Карин Плантадит-Баджо, Чавела Варгас, Хорхе Зепеда


  СИНОПСИС

Четверть века жизни великой художницы Фриды Кало, с момента, как юная Фрида со своими друзьями подглядывает за работой сладострастного Диего Риверы, художника и коммуниста, выдумщика и развратника. После следует трагедия: автобус, в котором едет Фрида, сталкивается с трамваем, и девушка навсегда становится калекой, в будущем пережив тридцать операций. Дальнейшие события несутся вскачь одно за другим: брак с Риверой и развод через 13 лет, путешествия в Америку и в Париж к сюрреалистам, вереница любовников и любовниц, страстный, кратковременный роман с Троцким, марксистские заблуждения, больницы и годы, проведенные в гипсе. А еще картины - странные, завораживающие автопортреты, с выплеснутыми на холст болью и страданиями. Ни один художник, наверное, так много не рисовал самого себя...



  РЕЦЕНЗИЯ

Алексей Дубинский
6 апреля 2003

Проект биографической драмы о прославленной мексиканской художнице Фриде Кало (1907-1954) стал своего рода делом чести для Салмы Хайек; этот тот фильм, который для актрисы-звезды обычно нужней, чем она ему. История жизни художницы, поэтессы, алкоголички, наркоманки и калеки долго шла до большого экрана; Хайек упорно сражалась за роль, сумев отбить ее у своей главной конкурентки Дженнифер Лопез. Что, безусловно, справедливо - и похожа на свою героиню больше, не в пример Лопез, и маленьким росточком как раз вышла, и настоящие платья Фриды оказались ей впору. Также уверенно и естественно сидит на Салме сама роль. "Фрида" вообще очень щедра на актерские работы; кроме главных ролей в небольших эпизодах великих людей также появляются сплошь звезды. Антонио Бандерас играет знаменитого мексиканского художника Давида Сикейроса, Эдвард Нортон - миллиардера Нелсона Рокфеллера, Джеффри Раш в роли Льва Троцкого, а Эшли Джадд появляется на несколько минут, чтобы станцевать с Фридой в образе загадочной фотохудожницы Тины Модотти.

Хайек действительно замечательно проживает на экране судьбу своего кумира, даже несколько жаль, что ей не дали "Оскар", он был бы вполне заслуженным. Проблема этой яркой, красиво снятой картины совсем в другом. Как и многие другие биографические рассказы, лента страдает неприятной конспективностью. Все, что видим мы здесь, общедоступно и общеизвестно, это словно беглый пересказ ряда статей из популярных журналов, с преувеличенными, затушеванными, порой, перевранными фактами. Это легковесная ретроспекция знаменитых - и значительных! - событий всего за два часа экранного времени; будто и не было в основе фильма книги Хэйдена Херреры. У Фриды Кало - много пороков, но мы, по большому счету, так и не видим ее ни развратницей, ни алкоголичкой, ни наркоманкой. Казалось бы, это и не требуется, мы не падки до подобного, но Хайек, у которой, помимо главной роли, в руках была и продюсерская власть, впадает в иную крайность. Чтобы убедить в величии и неординарности своей героини, она с виду рассказывает обо всем, но рассказывает как бы мимоходом, по касательной, чтобы ни дай бог не оставить темного пятнышка на божестве. В жанре агиографии нет ничего зазорного, но за любой попыткой канонизации теряются собственно черты самого человека.

Пресную стандартность сюжетных поворотов могла бы спасти режиссер Джули Тэймор, в большое кино пришедшая с Бродвея и ТВ и уже после дебютной экранизации шекспировского "Тита Андроника" поразившая яростным напором своих авангардистских идей. Она вроде и здесь готова к экспериментам, вполне могла бы процитировать сюжеты не жизненных коллизий Фриды, но сюжеты ее прекрасных картин, создать не биографию великого человека, но причудливую фантазию на тему, в духе, скажем, Кена Расселла. Тем не менее, очевиден продюсерский диктат главной исполнительницы, и несколько сюрреалистических сцен - то немногое, что досталось режиссеру. В остальных сценах она нередко чувствует себя неуверенно - от эпизодов с мексиканским колоритом веет не бурной латиноамериканской страстью, а чопорным интеллектуальным холодом, они отдают какой-то сериальностью.

Хотя... Может Хайек, в конце концов, и права. Сама Фрида Кало не любила сюрреалистов, считала их напыщенными и фальшивыми, а про себя говорила, что рисует не свои сны, но свою реальность.



  КОНТЕКСТ
  • Премьера в Америке – 25 октября 2002 (ограниченный прокат).
  • Премьера в России – 3 марта 2003.
  • Фестивальные премьеры – Венеция (29 августа 2002), Торонто (7 сентября 2002), Чикаго (17 октября 2002), Осло (16 ноября 2002), Палм Спрингс (11 января 2003), Бангкок (17 января 2003), Валенсия (март 2003).
  • Бюджет - $12 млн.
  • Сборы в прокате - $25,7 млн.
  • Мадонна, давняя поклонница Фриды и обладательница нескольких ее работ, хотела сыграть главную роль.
  • Эдвард Нортон участвовал в переделке сценария; в титрах его имени нет.
  • Специально для фильма Салма Хайек сама написала несколько картин.
  • На роль Фриды приглашали Лауру Сан Джакомо, но когда поклонники художницы устроили протест, продюсеры вынуждены были пойти на уступки и взять на главную роль настоящую мексиканку.
  • Альфред Молина набрал 50 фунтов веса для роли Диего Риверы.
  • Племянница Фриды была настолько впечатлена фильмом, что подарила Салме Хайек одно из ожерелий Фриды.
  • На русский язык переведена другая книга о Кало – «Диего и Фрида» Жана-Мари Леклезио (см. «Иностранную литературу», 2000, №9).

  НАГРАДЫ

Оскар-2003

  • лучший грим - Джон И. Джексон, Беатрис Де Альба
  • лучшая музыка - Эллиот Голдентал
  • лучшая женская роль - Салма Хайек (номинация)
  • лучший художник -
    Фелипе Фернандес дель Пасо, Ханниа Робледо (номинация)
  • лучшие костюмы - Джули Уэйсс (номинация)
  • лучшая песня - Эллиот Голдентал, Джули Тэймор

БАФТА-2003

  • лучший грим - Джон И. Джексон и др.
  • лучшие костюмы - Джули Уэйсс (номинация)
  • лучшая мужская роль второго плана -
    Альфред Молина (номинация)
  • лучшая женская роль - Салма Хайек (номинация)

Золотой глобус-2003

  • лучшая музыка - Эллиот Голдентал
  • лучшая женская роль в драме - Салма Хайек (номинация)

Венеция-2002

  • приз общества Миммо Ротеллы - Джули Тэймор

  

  ЖАНР
драма


  ССЫЛКИ


  ПЯТЕРОЧКА
Еще пять фильмов о великих художниках:

Поллок (2000)
Прекрасная спорщица (1991)
Винсент и Тео (1990)
Агония и экстаз (1965)
Жажда жизни (1956)


  НАЗАД
Предыдущий фильм режиссера:

Титус (1999)


  ВПЕРЕД
Следующий фильм режиссера:

Все что тебе нужно - любовь (2006)



 

 © Алексей Дубинский. Все права защищены. 2003-2005 пишите мне