ФИЛЬМЫ | ИМЕНА | НОВОСТИ | СТАТЬИ | БИБЛИОТЕКА | ГЛАВНАЯ

 

 

 

 

 

 

Фантомас  
Fantomas 
   Франция-Италия, 1964, 105 мин.


  ТИТРЫ
  Режиссер: Андре Юнебель
Продюсер: Сирил Гриз
Сценаристы: Жан Ален, Пьер Фуко
По мотивам романа Пьера Сувестра и Марселя Алена
Оператор: Марсель Гриньон
Композитор: Мишель Мань
     
  В ролях:
Жан Марэ, Луи де Фюнес, Милен Демонжо, Робер Дальбан, Жак Динам, Мишель Дюплекс, Кристиан Тома, Эллен-Мари Арно, Анри Атталь, Пьер Коллет, Анри Геган, Юг Ваннер, Андрэ Тайнси, Руди Ленуар, Жак де Ланойе, Жан Минисини, Бернар Мюссон, Доминик Зарди


  МАГАЗИН
Ozon
DVD
All DVD
  Озон


  СИНОПСИС

Фандор – талантливый репортер столичной газеты "Рассвет" не верит
в существование Фантомаса –  неуловимого и могущественнейшего из преступников. Бойкий журналист дает на первую полосу текст, в котором высмеивает "нелепые" страхи и легковерие французов. Уязвленный Фантомас похищает дерзкого Фандора и приказывает ему написать новую, серьезную статью. Жюв – вздорный комиссар полиции,  почуявший некую связь между злодеем и журналистом, со своими помошниками следит за Фандором и его невестой Эллен, надеясь выйти на след Фантомаса. Все  вовлекаются в череду невероятных мистификаций  и  приключений, приправленных трюками и неповторимым юмором… – Александр Минаев



  СТАТЬЯ О ФИЛЬМЕ

ЗЕЛЕНЕНЬКИЙ ОН БЫЛ

Александр Минаев
1 сентября 2005

ВСЕГДА БЫТЬ В МАСКЕ
Такую судьбу с опереточным мистером Икс-ом вполне разделил герой популярной в начале прошлого века во Франции серии криминальных романов о похождениях хитроумного злодея по прозвищу Фантомас. Преступление и тайна соединились в этом сюжете столь органично, что литературный первоисточник послужил основой для нескольких экранизаций.  Главное действующее лицо неизменно оставалось в маске, физиономию Фантомаса никто не видел, да и то правда – "с лица не воду пить".

СМОТРИМ В КНИГУ
Журналист Пьер Сувестр и начинающий репортер Марсель Аллен познакомились и подружились в 1909 году. Вскоре Пьеру предложили контракт на 24 небольших романа с героем-преступником, который уходит от преследователей в конце каждой книжки, что обещает неугасающий интерес читателя. Первая часть творения Сувестра и Аллена увидела свет в феврале 1911 года. Поэт Гийом Аполлинер посвятил книге о неуловимом чудовище восторженную рецензию и основал "Общество друзей Фантомаса".Успех был феноменальным и конвейер заработал- новая книжка выходила из под пера поденщиков от литературы 15 числа каждого месяца. "Из-под пера" – чистая условность. Авторы поочередно диктовали текст стенографисткам. За два года "наговорили" 32 романа о Фантомасе. Кроме этого авторский тандем выдал серию шпионских книжек не прекращая при этом  ни редакторскую, ни журналистскую работу.

ОТ СТРАШНОГО К СМЕШНОМУ
Уже в 1913 году режиссер Луи Фейад начал снимать немое кино про Фантомаса. Черное облегающее трико и черная же маска – вот образ вора и убийцы, способного после самых дерзких деяний раствориться в подземельях Парижа или взмыть в облака на воздушном шаре.

В 30-е годы Поль Фейо сделал еще одну версию на популярную тему. После ужасов, которые видел мир, едва не разрушенный нашествием уголовников в нацистских мундирах, третья экранизация "Фантомаса", предпринятая Жаном Саша и Робером Вернеем, успеха иметь не могла. Уже не было страшно.

ГРУСТНЫЙ ПРИНЦ И МАЭСТРО ВЕСЕЛЬЯ
Режиссера Андре Юнебеля (1896-1985) часто обвиняли в том, что он много внимания уделял коммерческой стороне своей профессии. До 1948 года Юнебель был продюсером и счет денежкам знал. Став у кинокамеры он делал только успешные картины – комедии, авантюрно-костюмные и шпионские ленты. В конце 50-х годов задумал серию псевдоисторических фильмов в жанре "плаща и шпаги". Подбирая идеального исполнителя главной роли, Юнебель остановил свой взгляд на Жане Маре. Кумир зрителей военного времени, прославившийся в поэтических мелодрамах Жана Кокто, фильмах с грустным концом, Маре почти перестал сниматься – работал в театре и увлекся живописью. Юнебель уговорил спортивного и невероятно пластичного красавца вернуться на экран в образе благородного шевалье. Вместе они сделали несколько фильмов, удостоенных наград , как образцовое кино для юношества ("Горбун" - 1959, "Капитан" - 1960, "Чудо волков" - 1961, "Парижские тайны" - 1962).

К 1964 году у Юнебеля созрела идея возродить "Фантомаса", но поломать традицию. Одного из преследователей Фантомаса – храброго комиссара Жюва превратить в откровенно комедийный персонаж, а роли журналиста Фандора и самого всесильного Фантомаса отдать Маре. Тому не привыкать раздваиваться и даже того больше (вспомним "Красавицу и чудовище", где у Жана Маре три роли). Сказано – сделано, в 1964 году на экраны выходит первый из трех фильмов Юнебеля о Фантомасе.

ФЮ-ФЮ  ПРОТИВ ФА-ФА
Мастер развлечений снова попал в "десятку". В эпоху Джеймса Бонда после трех "серьезных" экранизаций снова делать черный детектив было бы затеей, обреченной на провал. И Юнебель снимает комедию о Фантомасе. Комедию с явным оттенком галльской насмешки над суперпреступниками и суперполицейскими. Попутно авторы иронизируют и над тем зрителем-простаком, который примет все эти невероятности всерьез. Не случайно центр внимания переместился с мрачного злодея на ищейку – комиссара полиции Жюва в блистательном исполнении Луи де Фюнеса, одного из лучших комиков мирового экрана. Стоило ненадолго забыться, увлечься криминальной интригой таинственной атмосферой  и трюками, тут как тут непоседа Жюв с его "ужимками и прыжками", гонором, суетливой глупостью и запоздалой смекалкой. Снова зрительный зал неудержимо хохочет. И тут же – очередной каскад похищений, переодеваний и потасовок, на которые так щедры Юнебель, Маре и де Фюнес. Зрители едва успевали следить за кознями Фантомаса, принимающего облик очередной жертвы, провалами неуклюжего шефа французской полиции, нюансами остроумных диалогов, сменой технических средств погони – из шикарного "Ситроэна" на мотоцикл, с мотоцикла на поезд, с поезда – снова на мотоцикл, затем на моторную лодку, на вертолет, на субмарину. И все это в интерьерах художника Макса Дуи, под завораживающую музыку композитора Мишеля Маня. Первая серия – действие разворачивается во французской столице, вторая – в Риме, третья – в шотландском замке, где неутомимый Жюв охотится за привидениями и беседует с лошадью. Словом скучать было некогда.

Затем кто-то решил, что это слишком, даже для Луи де Фюнеса и проект закрыли (планировалось снять 12 серий). Говорили, что один из авторов романа подал иск на киношников, существенно изменивших сюжетную канву и характеры героев. По другой версии – режиссер сам поняли, что шуток и эскапад надолго не хватит.

Пожалуй не было еще экранного злодея с которым было бы так жалко расставаться. Фантомас сказал нам  свое последнее "прощай", но тут косяком пошли комедии с участием Луи де Фюнеса. Почти все последние картины с феноменальным актером вышли на советский экран, и каждая была подарком. А Фантомаса, кстати, экранизировали еще дважды. Вот оно, притяжение Зла.



  КОНТЕКСТ
  • Премьера во Франции – 4 ноября 1964.
  • Премьера в Америке – 5 апреля 1966.
  • Первая в трилогии Андре Юнебеля лента о Фантомасе; она же – четвертая по счету французская попытка перенести на экраны похождения легендарного преступника в маске. По всеобщему мнению, самая успешная. Это и первая постановка, превратившая мрачные триллеры Сувестра и Алена в искрометную комедию.
  • Первую экранизацию в 1913 году сделал режиссер Луи Фейад. Это была серия немых часовых фильмов – «Человек для гильотины», «Жюв против Фантомаса», «Человек, который убивает» и т.д.
  • Второй по счету Фантомас появился в 1932-м; постановщиком выступил Поль Фейо (точнее, Пал Фейош; венгр по происхождению, этот режиссер работал во Франции и принял францкоязычную версию произношения своего имени).
  • Третью экранизацию в 1947 году сделал Жан Саша.
  • Американцы погрелись на славе Фантомаса в 1920 году, когда Эдвард Седжвик по мотивам произведений Алена и Сувестра снял 20 эпизодов.
  • В 1980-м, уже после трилогии Юнебеля, Хуан Луис Бунюэль и Клод Шаброль сделали для французского телевидения 4-серийный фильм «Фантомас».
  • Успех фильма был настолько впечатляющим, что у знаменитого мультгероя Дональда Дака появился немецкий альтер-эго – супермен по имени Фантомиас.
  • В Италии фильмы вышел под названием «Фантомас-70».

  

  ЖАНР
комедия
приключенческий


  ССЫЛКИ


  НАЗАД
Предыдущий фильм режиссера:

Паника в Бангкоке (1964)


  ВПЕРЕД
Следующий фильм режиссера:

Ва-банк в Бангкоке для агента ОСС-117 (1965)



 

 © Алексей Дубинский. Все права защищены. 2003-2005 пишите мне