ФИЛЬМЫ | ИМЕНА | НОВОСТИ | СТАТЬИ | БИБЛИОТЕКА | ГЛАВНАЯ

этот фильм на
Озон
на видео

 

 

 

Ложное движение  
Falsche Bewegung 
  Германия, 1975, 103 мин.


  ТИТРЫ
  Режиссер: Вим Вендерс
Продюсеры: Бернд Айхингер, Питер Гини
Сценарист: Петер Хандке
По роману Иогана Вольфганга Гёте "Годы учений Вильгельма Мейстера"
Оператор: Робби Мюллер
Композитор: Юргер Нипер
     
  В ролях:
Рюдигер Фоглер, Ханна Шигула, Иван Десни, Марианна Хоппе, Ханс Кристиан Блех, Настасья Накшински (Кински), Лайза Крюзер, Питер Керн, Адольф Хансен


  СИНОПСИС

Мать продает квартиру и на вырученные деньги отправляет в дорогу своего взрослого сына Вильгельма. Вильгельм, мечтающий стать писателем, эту поездку принимает, как возможность набраться впечатлений и опыта. Случайные его попутчики - актриса, бродячие певец и молчаливая циркачка, поэт-любитель - почти становятся его друзьями, пока трагический случай не вносит раскол в их мирную компанию...



  РЕЦЕНЗИЯ

Алексей Дубинский
18 декабря 2003

Актер Рудигер Фоглер во второй - но не последний - раз в фильме Вима Вендерса отправился путешествовать по Германии. Первый путь Вендерс проложил для него в "Алисе в городах", искреннем, тончайшем шедевре печальной созерцательности. В "Алисе" герой Фоглера был фотографом, создателем визуального искусства, в "Ложном движении" он стал писателем, демиургом вербальности, и на этом различии выстроены и все прочие оппозиции двух лент. От попыток заставить героя запечатлеть внешнюю действительность режиссер перешел к попыткам убедить его начать фиксировать свой внутренний мир. Однако "Ложное движение" в фильмографии Вендереса порождает вовсе не мотив осознания реальности в себе, сколько открывает тему творческой фрустрации художника. То, что затем Вендерс так или иначе продолжит в блестящем "Положении вещей", в неудавшемся "Хэммете" и половинчатой "Лиссабонской истории", здесь уже явлено с обескураживающей прямотой. Это для классического героя Гёте дорога могла превратиться в годы учений, но для современного Вильгельма движение - лишь фальшь, заезженная пластинка, скольжение на холостом ходу, кружение по закольцованной местности. Очевидно, снятый после "Алисы", первый ослепительно цветной фильм Вендерса отметил и начало его собственной фрустрации, повторение одних и тех же мелодий, порой, с блеском, но все чаще - с нудной заунывной протяжностью, без истинного движения вперед.

Впервые, пожалуй, Вендерс выстраивает свой фильм как диалогический набор сентенций, то, что потом так резко будет контрастировать с его операторским взглядом, и словесный мусор начнет превалировать над изображением. В "Ложном движении" все герои торопятся высказаться - поэт Ландау навязывает случайным знакомым свои стихи, бывший нацистский атлет Лаэртс всякий раз порывается рассказать некую историю, об одиночестве не переставая рассуждает одинокий промышленник, в чей дом герои забредают по ошибке, донести до Вильгельма свое внутреннее страдание жаждет актриса Тереза Фарнер; молчит лишь циркачка Миньон. Интересно отметить, что каждый раз излияния их обрываются внезапно и бесповоротно: промышленник кончает с собой, Тереза переживает приступ ярости, Лаэртс сбегает от распалившегося Вильгельма, Ландау покидает новую компанию молча, без объяснений. Сам Вильгельм в конце обрывает свою мысль на полуслове. Вендерс остро чувствует невозможность человека вовлечь в свое словесное поле другого, словами выразить ту мучительную боль, которую причиняют ему окружающие и пространство. Странно, что отметив этот очевидный диагноз, сам он не смог остановиться и в дальнейшем заговорил все больше. Кстати, на следующий год он отправил Фоглера в третье путешествие, в фильме с симптоматичным названием "С течением времени".



  КОНТЕКСТ
  • Премьера в Германии - 14 марта 1975.
  • Бюджет фильма - 620 тысяч марок.
  • Рудигер Фоглер снялся в 10 фильмах Вима Вендерса.

  НАГРАДЫ

German Film Awards-1975

  • лучший актерский состав (мужчины) - Рюдигер Фоглер и др.
  • лучший актерский состав (женщины) - Ханна Шигула и др.
  • лучший оператор - Робби Мюллер
  • лучший сценарий - Питер Хандке
  • лучший режиссер - Вим Вендерс
  • лучший монтаж - Петер Пшигода
  • лучшая музыка - Юрген Книпер

  

  ЖАНР
драма


  ССЫЛКИ


  НАЗАД
Предыдущий фильм режиссера:

Алиса в городах (1974)


  ВПЕРЕД
Следующий фильм режиссера:

С течением времени (1976)



 

 © Алексей Дубинский. Все права защищены. 2003-2005 пишите мне