купить


Озон.ru

All DVD
  фильмы | имена | статьи | библиотека | главная
 
 


 

 

Вечное сияние чистого разума
Eternal Sunshine of the Spotless Mind
 
США, 2004, 108 мин.
фантастика / комедия / мелодрама
   
Режиссер: Мишель Гондри
Продюсеры: Энтони Брегман, Стив Голин
Сценарист: Чарли Кауфман
По сюжету Чарли Кауфмана, Мишеля Гондри и Пьера Бисмута
Оператор: Эллен Курас
Композитор: Джон Брайон
   
В ролях: Джим Кэрри, Кейт Уинслет, Марк Руффало, Кирстен Данст,Том Уилкинсон, Илайджа Вуд, Джейн Адамс, Томас Джэй Райан, Дэвид Кросс, Райан Уитни, Деббон Эйер, Лола Дэлер, Дейдра О'Коннелл, Амир Али Саид, Брайан Прайс, Пол Литовски, Джо Флиттер, Джерри Роберт Бирн, Лорен Адлер, Эллен Помпео
 
синопсис

После того, как Джоэл Бэриш расстался со своей подругой Клементиной, он с удивлением узнал, что девушка обратилась к ученому, который с помощью нового изобретения стер у нее из памяти все воспоминания о неудачном романе. Расстроенный Джоэл решает подвергнуть себя той же процедуре, но чем дальше, тем больше понимает, что все еще любит Клементину. А раз так, во что бы то ни стало ему нужно вернуть память о прошлом...

 
IMDb | AllMovie | Roger Ebert | Фотогалерея | Официальный сайт
 
рецензия

Алексей Дубинский
12 мая 2004

Романтическая комедия Вечное сияние чистого разума - очевидный и замечательный пример того, как самобытную творческую манеру, порой, безболезненно можно применить к традиционному жанровому кино – без особых потерь для творца и жанра. Пока что сценарные заслуги Чарли Кауфмана выливались в интересные, но не более того безделицы, разбавленные терпким вкусом абсурда, как в Быть Джоном Малковичем», или дурноватой сатиры, как в Звериной натуре (того же Мишеля Гондри). А в излишне перехваленной Адаптации Кауфман довел свой прием ковыряния в человеческих мозгах до предела, выбрав в качестве подопытного кролика самого себя. Тем удивительней, как доведенный до радикализма прием неожиданно подвергся шлифовке и огранке и превратился в нежную лирическую историю.

В первоначальном варианте сценария фантастическая история с чудаковатым романтиком Джоэлом Бэришем доходила вовсе до вселенской бессмыслицы, скакала по временам и эпохам, дробилась на многочисленные осколки подобий самой себя. Не раскрывая главной тайны фильма, ловко припрятанной в его сюжетной конструкции, скажу лишь, что путешествие Клементины и Джоэла по закоулкам памяти и подсознания последнего повторялось и повторялось с одурманивающей периодичностью, закольцовывалось в один и тот же цикл, нечто вроде «вечного возвращения» процитированного в фильме Ницще. Так что вдвойне приятно, что Кауфман нашел в себе силы не поддаться в очередной раз буйству фантазии и очистил историю от лишнего, тяжелого, надоедливого. И вот поклонники мелодраматических переживаний получают свою порцию чувств, а влюбленные в кино как вид искусства с его специфическими особенностями получают еще один образец отточенной формы. Отдавшись на волю сюжета, режиссер Мишель Гондри творит свою монтажную внутрикадровую феерию. Не исключено, что зрителей, подуставших следить за путаными, нелегкими взаимоотношениями героев (причем, всех подряд – здесь все как в типичном постмодернистском тексте-«матрешке»: один рассказ вложен в другой и взаимодействует с ним на своем внешне незаметном уровне), больше всего увлечет как раз лихорадочная погоня героя за своими воспоминаниями, во время которой режиссер вытворяет с пространством такое, что и не снилось нам в комедии с Джимом Кэрри.

Видимо, получив на откуп визуальную часть фильма, насыщенную прекрасными, запоминающимися образами (уверен, кадр с проснувшимися на льду Джоэлом и Клементиной эмблематичен настолько, что со временем обязательно станет классическим), режиссер и сценарист должны были пойти на уступки продюсерам в финале. Это, в какой-то степени, соответствовало замыслу (как его можно понять), где внятную историю любви не должно было забить буйству разума, но и не кажется при этом драматургически цельным, законченным творением. Так, линия с героем Илайджи Вуда скомкана, оборвана и не доведена до логического завершения; понятно, что именно это сюжетное ответвление, добавляющее всей истории объемности и неожиданности в середине фильма, могло завести создателей просто в тупик; однако такая осторожность не оправдывает несовершенства. Тем не менее, главное получилось. Благодаря талантливому, незаемному воображению и творческой смелости современный Голливуд выдал на-гора еще один фильм, который уверенно избегает ярлыка «однодневка». Трогательное, искреннее кино, сегодня воспринятое иными поклонниками Джима Кэрри, возможно, как излишне путаное и непонятное (а потому раздражающее), даже ими спустя десять-пятнадцать лет будет пересматриваться с теплой ностальгией и светлой радостью.

 
контекст
  • Премьера в России - 29 апреля 2004.
  • Премьера в Америке - 19 марта 2004.
  • Бюджет фильма - $20 млн.
    Сборы в первый уик-энд (19-21 марта 2004) - $8.1 млн.
  • Это второе творческое сотрудничество режиссера Мишеля Гондри и сценариста Чарли Кауфмана. В 2000 году Гондри снял по сценарию Кауфмана комедию Звериная натура.
  • До Джима Кэрри на главную роль претендовал Николас Кейдж, сыгравший в фильме Спайка Джонза Адаптация, также по сценарию Кауфмана.
  • Название фильма Eternal Sunshine of the Spotless Mind - это строчка из поэмы Александра Поупа Элоиза к Абеляру. Кауфман уже использовал эту поэму для фильма Быть Джоном Малковичем (1999).
  • Идею фильма режиссеру Мишелю Гондри подал его друг-художник Пьер Бисмут. Он сказал: "Представь, что ты получил по почте карточку со словами "Вас стерли из чьей-то памяти". Гондри передал эту идею Кауфману с тем, чтобы тот написал сценарий.
  • Съемочный процесс занял четыре месяца - с 8 января по 2 апреля 2003 года.
 
награды
Оскар-2005
  • лучшая женская роль - Кэйт Уинслет (номинация)
  • лучший оригинальный сценарий - Чарли Кауфман, Мишель Гондри, Пьер Бисмут (номинация)
Australian Film Institute-2004
  • лучший иностранный фильм (номинация)
БАФТА-2005
  • лучший монтаж - Валдис Оскарсдоттир
  • лучший оригинальный сценарий - Чарли Кауфман
  • лучший фильм (номинация)
  • лучшая мужская роль - Джим Кэрри (номинация)
  • лучшая женская роль - Кэйт Уинслет (номинация)
  • приз им. Дэвида Лина за режиссуру -
    Мишель Гондри (номинация)
Чешские Львы-2005
  • лучший иноязычный фильм -
    Мишель Гондри (номинация)
Сезар-2005
  • лучший иностранный фильм -
    Мишель Гондри (номинация)
European Film Award-2004
  • Screen International Award - Мишель Гондри (номинация)
Золотой глобус-2005
  • лучшая комедия или мюзикле (номинация)
  • лучшая мужская роль в комедии или мюзикле -
    Джим Кэрри (номинация)
  • лучшая женская роль в комедии или мюзикле -
    Кэйт Уинслет (номинация)
  • лучший сценарий - Чарли Кауфман (номинация)
 

пятерочка


Наука сна (2006)


Я, снова я и опять я (1999)


Осторожно, двери закрываются (1998)


Защищая свою жизнь (1991)


Эта прекрасная жизнь (1946)
 
SpyLOG

Rambler's Top100

Яндекс цитирования

Рассылка 'Дневник кино - новости и все обновления сайта'
 
 
 © Алексей Дубинский. Все права защищены. 2003-2007 пишите мне