купить


Озон.ru

All DVD
  фильмы | имена | статьи | библиотека | главная
 
 


 

 

Доктор Стрейнджлав,
или Как я научился не беспокоиться и полюбил бомбу
Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb
 
Великобритания, 1964, 93 мин.
комедия
   
Режиссер: Стэнли Кубрик
Продюсер: Стэнли Кубрик
Сценаристы: Стэнли Кубрик, Терри Саутерн, Питер Джордж
По роману Питера Джорджа Красный сигнал и два роковых часа
Оператор: Гилберт Тэйлор
Композитор: Лори Джонсон
   
В ролях: Питер Селлерс, Джордж С. Скотт, Стерлинг Хэйден, Кинан Уинн, Слим Пикенс, Питер Балл, Джеймс Эрл Джонс, Трэйси Рид, Джек Крели, Фрэнк Берри, Роберт О'Нил, Гленн Бек, Рой Стивенс, Шэйн Риммер, Хэл Гэлили, Пол Тамарин, Лоуренс Хердер, Гордон Тэннер, Джон МакКарти
 
синопсис

Мир на грани ядерной войны. Кто в кого первым запустит бомбу – западные державы или зловещий Советский Союз. Американцы собирают консилиум из полковников и генералов. Русские занимают стратегическую оборону. Третьей силой становится безумный вояка, запершийся в ядерном отсеке и готовый в любую минуту начать атаку. А еще есть доктор Стрейнджлав – немецкий ученый, калека в кресле, редкий циник и, похоже, такой же безумец, как и все – только ему плевать, выживет мир или полетит к черту…

 
IMDb | AllMovie | Roger Ebert | Фотогалерея
 
контекст
  • Премьера в Америке – 29 января 1964.
  • Бюджет фильма - $1,8 млн.
  • Сборы в прокате - $9,1 млн.
  • Съемочный период: 28 января – 26 мая 1963.
  • Фильм первоначально задумывался как серьезный политический триллер об опасностях ядерной войны. Однако во время работы над сценарием Кубрик включил в него массу забавных сцен, а потом и вовсе пригласил писателя Терри Саутерн, чтобы вместе переработать сценарий в сатирическую комедию.
  • Для Терри Саутерна это был сценарный дебют в кино. В проект Кубрика он попал благодаря Питеру Селлерсу, который был огромным поклонником его романа Волшебник-христианин, а спустя пять лет сыграл главную роль в одноименной экранизации (1969).
  • Писатель Питер Джордж поначалу не хотел, чтобы по его роману делали сатиру. Позже согласился и даже присоединился к написанию сценария.
  • По одной из версий сценария за всеми происходящими событиями из космоса наблюдали инопланетяне.
  • Вначале по сценарию доктора Стрейнджалава звали фон Клутц.
  • Образ Стрейнджлава – это карикатурная компиляция сразу трех исторических фигур: политика и историка Генри Киссинджера, нацистского изобретателя атомной бомбы Вернера фон Брауна и ядерного теоретика Германа Кана, чью книгу Во время ядерной войны Кубрик прочел не один раз.
  • Некоторое время также считалось (неверно), что прообразом доктора послужил отец водородной бомбы Эдвард Теллер.
  • Питер Селлерс играет в фильме сразу четыре роли (включая доктора Стрейнджлава). Однако по задумке Кубрика, Селлерс должен был сыграть и исполнительного майора Т. Дж. Кинг-Конга. Однако для этой роли у Селлерса не очень получался техасский акцент, а когда он и вовсе повредил ногу, Кубрик решил взять другого актера. Он вспомнил, что в вестерне Марлона Брандон Одноглазые валеты (1961) ему понравился Слим Пикенс, и пригласил того для роли Конга. При этом, он не показал Пикенсу сценарий и не сказал, что снимает сатирическую комедию. Пикенс отыграл свою роль на полном серьезе – получился великолепный комический эффект.
  • Выбор Пикенса на роль Кинг-Конга вызвал задержку в съемках. Дело в том, что ранее Пикенс никуда не выбирался за пределы Штатов, и ему пришлось оформлять паспорт, чтобы выехать в Англию.
  • Сцена, где Кинг-Конг седлает ядерную бомбу, цитирует сцену из одной серии в популярном сериале 50-х Том Корбетт, космический кадет. В этой серии кадет Астро (Эл Марким) проехался верхом на атомной торпеде.
  • Для роли Стрейнджлава Селлерс позаимствовал скрипучий голос с акцентом у легендарного немецкого фотографа Виги, который в 50-е годы сводил с ума полицию Нью-Йорка тем, что обладал феноменальной способностью раньше нее появляться на месте преступления.
  • Перчатка Стрейнджлава на самом деле принадлежала самому Кубрику. Селлерс увидел, какие странные перчатки носит режиссер, и позаимствовал одну из них, добавив к образу доктора еще больше «сумасшедшинки».
  • В сценарии не было сцены, где генерал Тарджидсон (Джордж С. Скотт) переворачивает комнату вверх дном. Тем не менее, Кубрик посчитал, что это было бы вполне в характере генерала – и включил эту сцену.
  • Научно-военный комплекс в Лапуте – намек на сатиру Джонатана Свифта о Гулливере; в одной из повестей Гулливер оказывается в некоей Лапуте, населенной карикатурными учеными.
  • В романе Питера Джорджа две бомбы носили названия «Привет вам!» и «Лолита». В фильме у второй бомбы другое имя – «Дорогой Джон». Возможно, Кубрику не нужна была лишняя (и случайная) самоцитата – его предыдущая лента была экранизацией Лолиты Набокова.
  • Бомбу по сценарию вначале собирались сбросить на Даллас. Однако после убийства Кеннеди Даллас решено было заменить на Лас-Вегас.
  • Убийство Кеннеди повлияло и на выход фильма. Премьера была запланирована на 12 декабря 1963, однако президент был убит 22 ноября, и выход перенесли на начало следующего года.
  • Кубрик подумывал сначала завершить фильм глобальной битвой кремовыми тортами в военной комнате. Затем, однако, посчитал, что это слишком эксцентричный вариант, не сочетающийся с сатирической интонацией фильма.
  • Настоящее имя немца Стрейнджлава – Мерквурдиглибе (что тоже переводится как «странная любовь»).
  • Джордж С. Скотт называл роль генерала Тарджидсона своей лучшей ролью.
  • Образ генерала Тарджидсона основан на характере реального генерала Кертиса ЛеМэя.
  • У Стрейнджлава одна рука живет как бы сама по себе, не слушаясь своего хозяина. Это следствие нервного расстройства, кстати, вполне реального. Так, доктора университета Абердин решили назвать это расстройство «синдромом доктора Стрейнджлава». Как рассказывал профессор Серджио Делла, Селлерс идеально имитировал его пациентов, которые точно также хлопали по своей руке и кричали «Она делает то, что я не хочу!»
  • Актерский дебют Джеймса Эрла Джонса.
  • Рабочие названия фильма – На краю судьбы и Деликатный террор.
  • Фильм с самым длинным названием, который когда-либо номинировался на «Оскар».
  • Кубрик буквально уговорил Стерлинга Хэйдена сыграть генерала Джека Риппера. Хэйден вернулся в кино после пятилетнего перерыва. Ранее он сыграл у Кубрика в Убийстве (1956).
  • В фильме всего одна женщина – мисс Скотт; ее сыграла Трэйси Рид.
  • В последний раз Кубрик сотрудничал со своим коммерческим партнером Джеймсом Б. Харрисом. После этого фильма Харрис ушел в самостоятельное плавание – стал продюсером и режиссером.
  • Журнал Entertainment Weekly поставил фильм на 14-е место в списке величайших кинолент в истории.
  • Американский киноинститут поставил фильма на 3-е место в списке 100 лучших комедий.
 
награды
Оскар-1965
  • лучшая мужская роль - Питер Селлерс (номинация)
  • лучший режиссер - Стэнли Кубрик (номинация)
  • лучший фильм - Стэнли Кубрик (номинация)
  • лучший адаптированный сценарий - Стэнли Кубрик, Питер Джордж, Терри Саутерн (номинация)
БАФТА-1965
  • лучший художник в британском фильме - Кен Адам
  • лучший британский фильм
  • лучший фильм
  • UN Award
  • лучший британский актер - Питер Селлерс (номинация)
  • лучший сценарий к британскому фильму - Стэнли Кубрик, Питер Джордж, Терри Саутерн (номинация)
  • лучший иностранный актер -
    Стерлинг Хэйден (номинация)
 

пятерочка


Плутовство (1997)


Кандидат
(1972
)


Наш человек в Гаване (1959)


Вся королевская рать (1949)


Великий диктатор (1940)
 
SpyLOG

Rambler's Top100

Яндекс цитирования

Рассылка 'Дневник кино - новости и все обновления сайта'
 
 
 © Алексей Дубинский. Все права защищены. 2003-2007 пишите мне