купить

Озон.ru
  фильмы | имена | статьи | библиотека | главная
 
 


 

 

Соучастник
Collateral
 
США, 2004, 120 мин.
триллер / драма

   
Режиссер: Майкл Мэнн
Продюсеры: Майкл Мэнн, Джули Ричардсон, Фрэнк Дарабонт
Сценарист: Стюарт Битти
Оператор: Дион Биби, Пол Кэмерон
Композитор: Джеймс Ньютон Ховард
   
В ролях: Том Круз, Джейми Фокс, Джада Пинкетт Смит, Марк Руффало, Питер Берг, Брюс МакГилл, Ирма П. Холл, Хавьер Бардем, Барри Шабака Хенли, Эмилио Ривера, Томас Розалес-мл., Инмо, Анджело Тифф, Ричард Т. Джонс, Клеа Скотт, Боди Элфман, Деби Мазар, Джейми МакБрайд, Кен ВерКаммен, Чарли Б. Шмидт-мл., Майкл Э. Беннт, Йан Хэннин, Роберт Димер, Дэвид Мерсо, Энтони Очоа, Омар Орозко, Эдгар Санчес, Косме Уркиола, Уэйд Эндрю Уильямс, Пол Эделстейн, Джессика Феррарон, Трой Бленделл, Ховард Бачрах, Чик Дэниэл, Коринн Чуи, Джонелл Кеннеди, Стивен Козловски, Роджер Стоунбернер, Родни Сэндберг, Джордж Петрина, Доналд Дин, Эллиот Ньюман, Тревор Уэйр, Бобби Инглиш, Огги Кэвано, Роналд Малдроу, Питер МакКернан-мл., Ивор Шиер, Дэниэл Луйан, Эдди Диас, Джой Бернс, Джон Конвертино, Джош Круз, Мартин Флорес, Рик Гарсиа, Лоуренс Голдман, Маурильо Пинеда, Дэн Систос, Джейкоб Валенцуэла, Луис Виллегас, Юсси Венгер, Джейсон Стэтэм, Исмеал Видрио, Рон Эккерт, Мануэль Уррего, Джесси Бернард, Луис Монкада, Дина Тил, Сэнди Шредер, Майкл-Джон Волф, Эдди Юнгми, Дж. Д. МакЭлрой, Меган Хирацка, Кэйт Гопакко, Кристи Йи, Лайза Мария Басада, Уилсон Вонг, Марк Стэйнбрук, Брэндон Молал, Марианн М. Арреага, Спайк Силвер, Бен Мим, Нильс Рот
 
синопсис

У таксиста Макса рабочий вечер начинается приятным знакомством с красоткой, а заканчивается настоящим кошмаром. К нему подсаживается загадочный человек, который просит за 700 долларов доставить его по пяти адресам. Когда же Макс узнает, что хмурый Винсент - киллер, и становится свидетелем убийств, он на свой страх и риск пытается спасти последнюю жертву, вступая с Винсентом в опасную игру…

 
IMDb | AllMovie | Roger Ebert | Фотогалерея | Официальный сайт
 
рецензия

Алексей Дубинский
27 сентября 2004

"Если к тебе садится мужик с мечом, ясно - это самурай", - заявляет Макс своей новой знакомой. В машину следом садится Том Круз - и зритель радуется удачной хохме. Шутка работает, правда, на русском, потому что в оригинале Макс ведет речь о "sushi chef". Это не отменяет главного - фильм от начала до конца прошит мягким юмором, который скрашивает по обыкновению медлительную, монотонную режиссерскую манеру Майкла Манна, обычно к юмору не склонного.

Соучастник - история сближения двух жизненных координат, двух разных миров, в котором действует добропорядочный неудачник и убийца-везунчик, придумавший уникальный способ пользования такси. При всей динамичности сюжета, притом, что Манн наконец-то уложился в нужные два часа, здесь хватает излюбленных режиссерских приемов, когда напряжение растет не благодаря стремительно несущемуся действию, а размеренным, как бы незначительным диалогам. Великолепна в этом отношении сцена с хозяином джазового кафе, где до самого конца не ясно, станет она лишь проходным эпизодом в одиссее киллера и его невольного соучастника или же закончится самым печальным образом.

Но постепенно за более или менее удачно придуманными сценами экшн, вовлекающим в события все больше героев, проступает второй, не менее интересный план фильма. Приходит понимание, что для Манна история таксиста и убийцы стала еще и поводом написать собственную поэму города - чувственную, окрашенную мягкими, пастельными тонами картину ночного Лос-Анджелеса, разобщенного гигантского полиса, в котором никому нет дела друг до друга, но который обладает своей притягательной силой. В таком городе, полном пустынных улиц и темных безлюдных подворотен, по логике вещей, нелегко приходится маленьким, скромным человечкам, и он же - идеальное поле деятельности таких одиночек, как Винсент. Но традиционную ситуацию Манн переворачивает с ног на голову - в неуютном пространстве так некомфортно хладнокровному, уверенному в себе Винсенту, и так хорошо и привычно застенчивому, закомплексованному Максу.

И оператор фильма намеренно окутывает изображение легким муаром, предлагая вместо отчетливого пестрого глянца как бы смазанную, шероховатую поверхность, где при укрупненном приближении перестают различаться детали, смазанные в единое соцветие красок.

Все это ладно выглядит во время просмотра, но после фильма остается странный привкус. С одной стороны, Манн наконец-то сработал в стиле своей блестящей Схватки, поступившись большими претензиями, от которых неприятно отдавало в Своем человеке и Али. С другой, режиссерской фантазии и актерской игры - Круз и Фокс составляют неплохую пару в этом своеобразном анти-бадди-муви - здесь намного больше, чем сценарной выдумки, которая грешит массой логических проколов. Так, неясно, зачем понадобилось Винсенту прятать первый труп в багажник, и не покидает сомнение, что помимо свидетелей мексиканскому наркобарону Феликсу надо было убить и прокурора. Это особенно плохо, если учесть, что в разной степени эти неувязки являются катализатором основных событий, ставя под сомнение весь сюжет полностью. Точно так же, заставляет усомниться и внешне благостный финал - после кошмарной ночи, может, и кончившейся благополучно, проблемы Макса только начинаются.

 
контекст
  • Премьера в Америке – 6 августа 2004.
  • Бюджет фильма - $65 млн.
  • Сборы в первый уик-энд - $24,4 млн.
  • Роль убийцы Винсента мог сыграть Расселл Кроу.
  • Роль Макса должен был сыграть Адам Сэндлер, но, к счастью, она перешла к Джейми Фоксу. Благодаря появлению чернокожего Фокса свои роли получили Джада Пинкетт Смит и Ирма П. Холл.
  • Вэл Килмер также должен был сняться в роли детектива Фэннинга, но не смог совместить график работы со съемками в Александре Оливера Стоуна.
  • Первоначально музыку к фильму должен написать Ханс Циммер, но из-за конфликтов со студией он был заменен на Джеймса Ньютона Ховарда.
  • Сценарист Стюарт Битти писал роль таксиста Макса с расчетом на Роберта Де Ниро.
  • Над сценарием также работал режиссер Фрэнк Дарабонт (Зеленая миля, Побег из Шоушенка).
  • О проекте стало известно еще в 2001 году. Тогда режиссером фильма могла стать Мими Ледер. В 2003-м также оператор Януш Камински планировал дебютировать этим фильмом в режиссуре, сразу после работы над лентой Спилберга Поймай меня, если сможешь, но он выбыл из проекта.
  • Джейсон Стэтэм появляется в самой первой фильме на несколько секунд: в аэропорту он передает деньги и документы Винсенту. В своем следующем фильме , Сотовый (2004), Стэтэм уже сам сыграл главного злодея.
  • "Если к тебе в машину садится мужик с мечом, значит, это самурай", - рассуждает Макс. Шутка в том, что через минуту к нему подсядет герой Тома Круза, который годом ранее сыграл в фильме Последний самурай (2003).
  • Хавьер Бардем появляется в одной лишь сцене - он играет наркобарона Феликса, который нанял Винсента для убийств.
 
награды

Оскар-2005

  • лучший монтаж -
    Джим Миллер, Пол Рубелл (номинация)
  • лучшая мужская роль второго плана -
    Джейми Фокс (номинация)

БАФТА-2005

  • лучший оператор - Дион Биби, Пол Кэмерон
  • лучший монтаж -
    Джим Миллер, Пол Рубелл (номинация)
  • лучшая мужская роль второго плана -
    Джейми Фокс (номинация)
  • лучший оригинальный сценарий -
    Стюарт Битти (номинация)
  • лучший звук - Эллиот Коретц и др. (номинация)
  • приз им. Дэвида Лина за режиссуру -
    Майк Мэнн (номинация)

Золотой глобус-2005

  • лучшая мужская роль второго плана -
    Джейми Фокс (номинация)

MTV Movie Award-2005

  • лучший злодей - Том Круз (номинация)

Венеция-2004

  • Future Film Festival Digital Award - Майкл Мэнн
 

пятерочка


Адское такси (1998)


Такси (1996)


Ночь на Земле (1991)


Такси-блюз (1990)


Таксист (1976)
 
SpyLOG

Rambler's Top100

Яндекс цитирования

Рассылка 'Дневник кино - новости и все обновления сайта'
 
 
 © Алексей Дубинский. Все права защищены. 2003-2007 пишите мне