купить


Озон.ru

All DVD
  фильмы | имена | статьи | библиотека | главная
 
 


 

 

Чикаго
Chicago
 
США-Германия, 2002, 113 мин.
мюзикл / комедия / драма
   
Режиссер: Роб Маршалл
Продюсеры: Марти Ричардс, Дон Кармоди
Сценарист: Билл Кондон
По пьесе Морин Даллас Уоткинс "Чикаго" и мюзиклу Боба Фосси и Фреда Эбба
Оператор: Дион Биби
Композитор: Джон Кэндер, Дэнни Элфман
   
В ролях: Ричард Гир, Рене Зельвегер, Кэтрин Зета-Джонс, Куин Латифа, Джон С. Рейлли, Тэй Диггс, Люси Лиу, Кристин Барански, Колм Феоре, Дейдре Гудвин, Доминик Уэст, Джейн Иствуд, Брюс Битон, Романо Прада, Роб Смит, Шоун Уэйн Дойл, Стив Беал, Дениз Фэй, Екатерина Щелканова, Миа, Робби Фокс, Сюзан Миснер, Чита Ривера, Шоун Эймьот, Кэрен Эндрю, Кен Ард, Клев Эсбери, Стэйси Кларк Бэйсли, Тед Банфалви, Роксан Барлоу, Харрисон Бил, Пол Беккер, Билл Бритт, Марк Каламиа, Бретт Карузо, Келси Чейс, Кэтрин Чиарелли, Джефф Кларк, Тереза Кумб, Билл Корсэр, Жан Люк Коут, Ева Кроуфорд, Конрад Данн, Меган Фелберг, Лайза Фергюсон, Джерри Фиорини, Мелисса Флегрангайл
 
синопсис

Чикаго, 20-е годы. Мечтающая о карьере певицы простушка Рокси Харт стреляет в обманувшего ее любовника и оказывается тюрьме. Там Рокси знакомится с настоящей эстрадной певичкой, Велмой Келли, также осужденной за двойное убийство сестры и дружка. Дело Велмы ведет популярный адвокат Билли Флинн (Гир), который никогда не проигрывает. Пресса выжимает из дела Велмы самый максимум, до тех пор, пока не появляется Рокси. Ее случай отдает новизной, журналисты переключаются на него, вслед за ними делом начинается интересоваться Флинн, - и вот уже Рокси и Велма становятся соперницами...

 
IMDb | AllMovie | Roger Ebert | Официальный сайт
 
рецензия

Алексей Дубинский
2 апреля 2003

Случилось то, что и требовалось доказать, - реанимация классического мюзикла, о чем Голливуд мечтал практически полвека, прошло не просто безболезненно, но и крайне успешно. У База Лурманна, прорвавшего своим Мулен Ружем паутину времени, которой жанр уже было покрылся, эстафету перехватил новичок Роб Маршалл - и результаты Чикаго в шесть "Оскаров", в том числе, за лучший фильм года, есть отличное доказательство, что голливудские мейджоры до сих пор умело чувствуют конъюнктуру и от своего отступать не собираются.

В сонме современных музыкальных жанров мюзикл всегда считался бедным родственником, этаким бастардом, случившимся у двух благородных и высоколобых родителей, не скреплённых узами браками, — оперы и балета. Успех шумных бродвейских постановок с песнями и танцами или рок-опер Эндрю Ллойда Уэббера тонкими ценителями наследия классической музыки всегда воспринимался чем-то сродни многомиллионным сборам голливудских блокбастеров. Однако не будет большим преувеличением сказать, что именно кинематографу удавалось зачастую примирять утончённых меломанов с жанром-выскочкой. Американец в Париже, Вестсайдская история или Жижи были не только пышными и красочными постановками, но и сумели поднять мюзикл до уровня большого искусства.

Между тем, понадобились многие годы, чтобы жанр, благополучно ушедший в прошлое вместе с "золотым" Голливудом, вновь сумел обратить на себя внимание. Не удивительно, впрочем, что тем мюзиклом, которому удалось прорваться на вершину, стал именно Чикаго, ведь это мюзикл самого Боба Фосси. А в 70-е Фосси был едва ли не единичным случаем, когда его музыкальные творения не только на сцене, но и в кино имели невероятный успех; до сих пор его блистательное Кабаре сохраняет за собой своеобразный рекорд - оно умудрилось получить самое большое количество "Оскаров" (семь!) и при этом не стать лучшим фильмом года. Фосси, к тому же, оказался тем новатором, который принципиально пересмотрел каноны жанра, перевернув все эти многочисленные "розовые" сентиментальные песенки с любовными сказками с ног на голову, усложнив жанр как по части психологических мотивировок происходящего, так и по части хореографии. В Кабаре любовь героев разворачивается на фоне зарождающегося в Германии фашизма, во Всем этом джазе о любви и вовсе ни слова - есть лишь рассказ об одержимом своим творчеством художнике.

Чикаго было основано на статье Морин Даллас Уоткинс из Chicago Tribune, которая описала реально происшедшие события 1926 года. На основе этой криминальной зарисовки Фосси создал мюзикл спустя полвека, но, несмотря на огромную популярность, при жизни постановщика высшая театральная награда "Тони" обошла его стороной. Лишь после смерти гения, спустя десятилетие, в 1997 году, Чикаго заработал целых шесть статуэток "Тони".

В фильме Роб Маршалл не собирается ни на йоту отступать от стиля своего великого предшественника, и дань почести Фосси отдано едва ли не с первых кадров, когда Велма Келли поет на сцене All That Jazz. Так же логично, что в фильм перешел и типично "фоссиевский" усложненный монтаж, который сегодня вряд ли вызовет напряжение у зрителя, избалованного "клиповым" мышлением современного кинематографа. Однако совершенно все здесь отрепетировано, отшлифовано и доведено до соответствующего блеска. Чикаго" успели уже объявить обычным гламуром, однако, если вдуматься, именно гламур здесь его неотъемлемая идейная составляющая.

В отличие от традиционного мюзикла, где герои вдруг разрывали повествовательную ткань и пускались в пляс, а затем возвращались в исходное состояние, здесь повествование и музыка четко разведены по разным углам, а затем, как в хорошем поединке, они старательно переплетаются меж собой. Тюрьма, суд, виселица - вот те "прекрасные" места, которые внезапно оборачиваются сценическими подмостками или роскошными залами кабаре. Понятно, что все, что поют Билли, Велма, Рокси и прочие герои, не существует в действительности, это даже не их мечты, а фантазии самого постановщика. Такова была концепция Фосси, а затем и повторившего его Маршалла, что вся жизнь сегодня уже даже не театр, а увеселительное шоу, где песни и танцы организуются если не наяву, то слишком явственно - в подтексте. Ловкий манипулятор Билли Флинн, увлеченный своим амплуа вечного победителя и кукловода, устраивает из судебных заседаний настоящий балаган с интригами, с намеренно театральными эффектами, подтасовками и фабрикацией фактов. Судопроизводство напрямую равняется с шоу-бизнесом, становится частью его, где каждый участник должен играть строго определенную ему роль, а еще лучше - быть послушной марионеткой в руках профессионального шоумена. Между судом и шоу-бизнесом удачно расположились масс-медиа - газеты и радио (не существовавшее еще в 20-х телевидение также незримо здесь присутствует), радостно оборачивающие человеческие трагедии в сенсационные фантики (примечательно, что в фильме нет иных преступлений помимо бытовых - на почве ревности). Гламур - не только этот фильм, настоящим гламуром стала сама жизнь.

В этой грамотной и неглупой ленте на идею работают не только сценарий и режиссура, но правильно подобранные актеры. Очевидно, что в блокбастере должны играть звезды, но вновь это тот случай, когда только большие знаменитости и должны играть двух рвущихся к популярности актрисулек (Зета-Джонс и Зеллвегер) и одного лощеного адвоката (Гир), уже ощущающего себя звездой. Помимо всего, Ричард Гир едва ли не впервые в своей карьере получил адекватную для самого себя роль. Долгие годы этот зрительский любимчик разрывался между ролями мерзавцев и положительных героев, при этом слишком явственно не справляясь со своей неспособностью изобразить хотя бы на одно чувство больше, чем безграничное наслаждение собственной сладкой внешностью. Неожиданно именно Билли Флинн оказывается адекватным воплощением этой вечной реакции Гира на самого себя, примиряя с ним тех немногих, которым только и удавалось это замечать. А значит, Чикаго удалось добиться даже большего, что от него ожидалось.

 
контекст
  • Премьера в Америке – 27 декабря 2002 (ограниченный прокат), 24 января 2003.
  • Премьера в Германии – 27 февраля 2003.
  • Премьера в России – 12 марта 2003.
  • Фестивальные премьеры – Берлин (6 февраля 2003), НатФилм (29 марта 2003).
  • Бюджет фильма - $45 млн.
  • Сборы в первый уик-энд - $2 млн.
  • Сборы в прокате - $170,6 млн .
  • Съемочный период: 10 декабря 2001 – май 2002.
  • На роль Билли Флинна приглашали Джона Траволту, Хью Джекмана и Кевина Спэйси.
  • Небольшую роль в фильме сыграла Чита Ривера. В бродвейском мюзикле 1975 года она играет Велму, а в 90-х на подмостках Лондона – Рокси.
  • В современной версии мюзикла Чикаго играли Дейдра Гудвин, Дениз Фэй, Тэй Диггс и Себастьян Лакос; все они попали в фильм.
  • В разное время на главные женские роли приглашали Мадонну, Голди Хоун, Кэти Бэйтс, Рози О'Доннелл, Николь Кидман, Гвинет Пэлтроу, Кэмерон Диас и Бритни Спирс. В свзяи с этим по Голливуду даже ходила шутка – «Узнайте, не поет ли Джулия Робертс?»
  • Роб Маршалл видел Велму Келли с длинными волосами. Однако Зета-Джонс настояла на короткой стрижке. Она не хотела, чтобы волосы время от времени закрывали ее лицо, и зрители бы сомневались, что она сама она исполняет все танцы.
  • Продюсер фильма Мартис Ричардс пригласил в фильме Кэтрин Зету-Джонс после того, как был восхищен ее танцами на рождественских вечеринках.
  • Это четвертый фильм, от которого отказался Джон Траволта, и его заменил Ричард Гир. Первые три ленты – Американский жиголо (1980), Дни жатвы (1978), Офицер и джентльмен (1982).
  • Ричард Гир три месяца брал уроки чечетки. Сцену чечетки Билли Флинна снимали полдня.
  • Мартин Ричардс купил права на мюзикл еще в 70-х. Тогда же считалось, что фильм снимет Боб Фосси, режиссер бродвейской постановки Чикаго. Назывались и исполнители главных ролей – Лайза Миннелли, Голди Хоун и Фрэнк Синатра. Проект дотянули до 1987 году, Фосси скончался, и производство было свернуто.
  • В 1994-м интерес к проекту вновь разгорелся. Тогда назывались имена режиссеров Милоша Формана, Херберта Росса и База Лурманна.
  • В 1996-м с проекта едва не запустился режиссер Николас Хитнер. У него Рокси должна была сыграть Шарлиз Терон. Она пробовалась на роль и тогда, когда проект перешел к Робу Маршаллу, но не получила ее.
  • Роб Маршалл – бродвейский хореограф, который также работал на телевидении. Успех телевизионной «Энни» надоумил продюсеров пригласить его в качестве режиссера.
  • Продюсер Харви Вайнстайн очень хотел получить на роль Китти Бритни Спирс. Однако были против другие продюсеры, которые считали, что Люси Лиу походит намного больше.
  • Маму Мортон могла сыграть Вупи Голдберг.
 
награды

Оскар-2003

  • лучший фильм
  • лучшая женская роль второго плана - Кэтрин Зета-Джонс
  • лучший художник - Джон Мир, Гордон Сим
  • лучшие костюмы - Коллин Этвуд
  • лучший монтаж - Мартин Уолш
  • лучший звук - Майкл Минклер и др.
  • лучшая женская роль - Рене Зельвегер (номинация)
  • лучшая мужская роль второго плана -
    Джон С. Рейли (номинация)
  • лучшая женская роль второго плана -
    Куин Латифа (номинация)
  • лучший оператор - Дион Биб (номинация)
  • лучший режиссер - Роб Маршалл (номинация)
  • лучшая песня - Джон Кэндер, Фред Эбб (номинация)
  • лучший адаптированный сценарий -
    Билл Кондон (номинация)

БАФТА-2003

  • лучшая женская роль второго плана - Кэтрин Зета-Джонс
  • лучший звук - Майкл Минклер и др.
  • приз им. Энтони Аскуита за лучшую музыку -
    Дэнни Элфман и др. (номинация)
  • лучший оператор - Дион Биб (номинация)
  • лучшие костюмы - Коллин Этвуд (номинация)
  • лучший монтаж - Мартин Уолш (номинация)
  • лучший фильм (номинация)
  • лучший грим -
    Джордан Сэмюэл, Джуди Купер-Сили (номинация)
  • лучшая женская роль - Рене Зельвегер (номинация)
  • лучшая женская роль второго плана -
    Куин Латифа (номинация)
  • лучший художник - Джон Мир (номинация)
  • приз им. Дэвида Лина лучшему режиссеру -
    Роб Маршалл (номинация)

Давид ди Донателло-2003

  • лучший иностранный фильм (номинация)

Золотой глобус-2003

  • лучшая комедия или мюзикл
  • лучшая мужская роль в комедии или мюзикле -
    Ричард Гир
  • лучшая женская роль в комедии или мюзикле -
    Рене Зельвегер
  • лучший режиссер - Роб Маршалл (номинация)
  • лучшая мужская роль второго плана -
    Джон С. Рейли (номинация)
  • лучшая женская роль второго плана -
    Кэтрин Зета-Джонс (номинация)
  • лучшая женская роль второго плана -
    Куин Латифа (номинация)
  • лучший сценарий - Билл Кондон (номинация)
 

пятерочка


Призрак оперы (2004)


Мулен Руж (2001)


Эвита (1996)


Иисус Христос - суперзвезда (1973)


Кабаре (1972)
 
SpyLOG

Rambler's Top100

Яндекс цитирования

Рассылка 'Дневник кино - новости и все обновления сайта'
 
 
 © Алексей Дубинский. Все права защищены. 2003-2007 пишите мне