ФИЛЬМЫ | ИМЕНА | НОВОСТИ | СТАТЬИ | БИБЛИОТЕКА | ГЛАВНАЯ

 

 

 

Уловка-22  
Catch-22 
  США, 1970, 122 мин.


  ТИТРЫ
  Режиссер: Майк Николс
Продюсеры: Джон Кэлли, Мартин Рэнсохофф
Сценарист: Бак Хенри
По роману Джозефа Хеллера "Уловка-22"
Оператор: Дэвид Уоткин
Композитор: использована музыка Рихарда Штрауса
     
  В ролях:
Алан Аркин, Мартин Болсам, Ричард Бенджамин, Арт Гарфункель, Джек Гилфорд, Бак Хенри, Боб Ньюхарт, Энтони Перкинс, Паула Прентисс, Мартин Шин, Джон Войт, Орсон Уэллс, Боб Бэлабан, Сюзанн Бентон, Норман Фелл, Чарлз Гродин, Остин Пендлтон, Питер Бонерц, Джон Коркс, Джон Брент, Колин Уилкокс Пэкстон, Филип Рот, Брюс Кирби, Джек Райли, Олимпия Карлизи, Джина Ровере, Фернанда Витобелло, Ричард Либертини, Сет Аллен


  МАГАЗИН
Ozon
DVD
DVD
All DVD
  Озон Озон


  СИНОПСИС

Американская военная база, расположившаяся в Италии, действует исключительно по своим внутренним законам. Бомбардир капитан Джон Йоссариан пытается разобраться в этом механизме, но всякий раз наталкивается на противостояние высших чинов. К тому же, он, подобно своим коллегам, мечтает вернуться домой после трех лет войны, однако полковник Каткарт постоянно увеличивает количество боевых вылетов, раз за разом откладывая вожделенный "дембель" и прикрываясь мифической "уловкой-22"...



  РЕЦЕНЗИЯ

Алексей Дубинский
4 сентября 2003

Уловка-22, как пытается объяснить Йоссариану доктор капитан Нэйтли, своеобразный маневр, навсегда увязывающий солдата с войной. Можно отстранить человека от полетов, только если он сам об этом заявит и если при этом его признают сумасшедшим. Однако любой, кто обращается с такой просьбой, уже не сумасшедший, а каждый, кто с готовностью продолжает летать, безумец по определению, но отстранить его нельзя - он не сделал заявления. Впоследствии действие уловки-22 разрастается до фантастических размеров, ее границы размываются и уже неясно, кто и по какому поводу попадает под ее влияние. Лишь первая половина фильма выглядит сатирической антивоенной драмой, а дальше сатира перерастает в подлинный сюрреалистический кошмар, в котором чуть ранее карикатурные полковники и генералы вдруг превращаются в зловещие, раскрашенные мрачнейшими красками фигуры. В фильме события разворачиваются во Вторую мировую, однако по тому, как показана эта героическая война, очевидно становится, что Майк Николс, а еще раньше - автор одноименного романа Джозеф Хеллер в виду имели войну совсем другую. На языке Эзопа в 1970-м нам рассказали о позорной вьетнамской кампании; в тот же год Роберт Олтман в "МЭШе" говорил то же самое, вместо фантасмагории используя эксцентрику. Понадобилось почти десятилетие, чтобы появились "Охотник на оленей" и "Апокалипсис сегодня".



  КОНТЕКСТ
  • Премьера в Америке - 24 июня 1970.
  • Бюджет фильма - $18 млн.
  • Съемочный период: 13 января - август 1969.
  • Джордж С. Скотт отказался от роли полковника Каткарта, мотивировав тем, что и так уже сыграл подобную эффектную роль в "Докторе Стрейнджлаве" (1964) Стэнли Кубрика.
  • После Скотта на роль Каткарта приглашали Стэйси Кича. Однако Майк Николс посчитал, что актер слишком молод для Каткарта, и отдал роль Мартину Болсаму.
  • В офисе майора Майора что-то странное творится с фотографией - то перед нами Франклин Рузвелт, то Уинстон Черчиль, а то и вовсе Иосиф Сталин.
  • В фильме должен был сыграть Пол Саймон, но его роль, в конечном итоге, вырезали из сценария.
  • Майк Николс хотел получить в свое распоряжение летный плацдарм 36 В-25, чтобы создать полноценное ощущение гигантских военно-воздушных сил, но бюджета на это не хватило.
  • Во время съемок фильма погиб ассистент режиссера Джон Джордан. Он отказался пристегиваться в самолете, его выбросило через дверь, и он упал с высоты в 2000 футов.
  • Считается, что это первый американский фильм, где герой показан в туалете. В этой сцене появляются Мартин Болсам и Энтони Перкинс. А первым американским фильмом, где вообще был показан туалет, считают "Психоз" (1960) Альфреда Хичкока, и там главные роли также играли Мартин Болсам и Энтони Перкинс.
  • Спустя три года появилась телевизионная экранизация романа Хеллера. Режиссер - Ричард Куин, в главной роли - Ричард Дрейфусс.

  НАГРАДЫ

БАФТА-1971

  • лучший оператор - Дэвид Уоткин (номинация)
  • UN Award (номинация)

  

  ЖАНР
комедия
драма
военный


  ССЫЛКИ


  ПЯТЕРОЧКА


  НАЗАД
Предыдущий фильм режиссера:

Научи меня! (1970)


  ВПЕРЕД
Следующий фильм режиссера:

Плотские познания (1971)



 

 © Алексей Дубинский. Все права защищены. 2003-2005 пишите мне