ФИЛЬМЫ | ИМЕНА | НОВОСТИ | СТАТЬИ | БИБЛИОТЕКА | ГЛАВНАЯ

этот фильм на
Озон
на DVD
на видео
на CD

этот фильм на

 

 

 

Бригада 
   Россия, 2002, 15 серий


  ТИТРЫ
  Режиссер: Алексей Сидоров
Продюсеры: Анатолий Сивушов, Александр Иншаков, Валерий Тодоровский, Александр Акопов
Сценаристы: Игорь Порублев, Алексей Сидоров, Александр Велединский
Оператор: Юрий Райский
Композитор: Алексей Шелыгин
     
  В ролях:
Сергей Безруков, Павел Майков, Дмитрий Дюжев, Владимир Вдовиченков, Екатерина Гусева, Андрей Панин, Алексей Кравченко, Елена Панова, Валентина Теличкина, Сергей Апрельский, Фархад Махмудов, Александр Иншаков, Николай Еременко, Дарья Повереннова, Ян Цапник, Светлана Чуйкина, Владимир Довжик, Александр Фастовский, Петр Меркурьев, Валерий Трошин, Мария Аронова, Мария Порошина, Анатолий Белый, Александра Назарова, Леонид Куравлев, Анатолий Вайзман, Даниил Страхов, Александр Высоковский, Али Мухаммад, Констанин Спасский, Николай Лещуков, Сергей Рубеко, Александр Белявский, Михаил Жигалов, Ходжа Дурди Нарлиев, Яна Николаева, Алла Мещерякова, Игорь Виноградов, Александра Буданова, Филипп Феоктистов, Виктор Павлов, Дмитрий Гуменецкий, Сергей Гармаш


  СИНОПСИС

1989 год. Саша Белый возвращается из армии домой, а попадает совершенно в другую страну. Россия изменилась, как изменился и весь мир, а с ним - и главные принципы человеческого жизнеустройства. Теперь, если судьба отнимает шанс вести нормальную жизнь, ее можно обмануть, выстроив собственную криминальную империю. Проходят годы. Саша Белый и его друзья Фил, Пчёла и Космос из небольшой бандисткой группы постепенно вырастают в мощный преступный синдикат, чьими услугами не прочь воспользоваться даже государство Российское...



  РЕЦЕНЗИЯ

Алексей Дубинский
1 апреля 2003

Феноменальный успех "Бригады" на ТВ (за полгода - четыре показа подряд) - заслуга, прежде всего, не режиссерская, актерская или продюсерская, а сценарная. В подобных проектах, конечно, самое главное поймать сюжетную формулу, тот стержень (научно выражаясь, архетип), на который обычно нанизываются "новые платья" - оригинальные имена, место действия, отдельные более-менее незашоренные коллизии. В этом отношении прямым предшественником "Бригады" я бы назвал бесконечных гардемаринов; придумали же там привить "Трех мушкетеров" к российской истории - получилось в высшей степени удачно.

В случае с "Бригадой" таким стержнем обычно называют самые известные гангстерские саги - "Однажды в Америке" и "Крестного отца". Авторы нисколько не скрывали, что лавры Копполы и Леоне и на них смотрелись бы неплохо. По чуть-чуть "Бригада" откусывает то от одного пирога, то от другого. Но это еще не все.

Как не хотелось бы нам в пику бесконечным (и надоевшим до зубного скрежета) сериалам о благородных ментах получить свой криминальный эпос, в России невозможно таковой создать в принципе. Белый, Космос, Пчёла и Фил, конечно, организованная преступность, и свои люди в милиции у них, и с политиками на одной ноге, и командой своей могут похвастаться - от рядовых пехотинцев до киллеров-одиночек. Но, как ни крути, не чувствуется в этом эпического размаха клана Корлеоне или мощного дыхания разветвленных мафиозных кланов 30-40-х. Что же получается, бандита на экране мы показать можем, а большую мафию - нет? Видимо, так. И проблема здесь не в авторском просчете, неумении сценариста показать настоящий масштаб наших "братков", а, в том, что любой рассказ о мафии у нас неотделим от рассказа о самой стране.

В течение первых серий долгое время задаешься неудобным вопросом - а как, собственно говоря, Саше Белому и его друзьям вообще удалось взлететь так высоко от простой криминальной шелупони до весьма респектабельных и авторитетных бандитов, ни в тюрьме при этом не посидев, ни очков не заработав большим количеством трудовых лет? Ответ приходит очень скоро. Появляется он вместе с героем Алексея Кравченко, весьма странного ФСБ-шника, явно не замыкающего на себе начальственную пирамиду, но и обладающего при этом весьма обширными полномочиями. Этот государственный человек ловко ставит действия Белого на колеса правительственного интереса, двигая Сашей как пешкой, заставляя поступать в соответствии с нуждами Верховного совета. Отсюда и вывод делаешь весьма нелестный - вот откуда у сравнительно молодого Белого и независимость, и богатство, и необходимый масштаб. Пешка очень скоро откажется сотрудничать, но для этого ей придется перейти от черных к белым - и вот уже другой член правительства (Александр Белявский) вступает в игру. Под конец пешке надоест быть пешкой, и она полезет в короли. Не удивительно, что депутатом Госдумы Саше довелось побывать всего одну серию - сразу встык идет трагическая развязка.

Тут напрашивается прямая параллель с не шибко удачным фильмом Павла Лунгина "Олигарх" - там тоже хорошо было показано, как способно государство обломать рога людям куда более значительным и могущественным, чем мафиозник Белый.

Вот и сформировалась основная идея сериала, постоянно идущая вторым планом, но, по сути, являющаяся главным его двигателем. Маленькие девочки и мальчики могут, конечно, видеть в фильме одного лишь Сергея Безрукова. Зрители постарше наверняка поймут, что за лихим приключенческим действом нам вновь рассказали о нашем времени.

Временные приметы просачиваются в кадр как бы фоном, походя, ненавязчиво, но при этом создавая необходимый исторический колорит. И становится очевидным, что судьба Сашиной бригады разворачивается в полном соответствии с новейшей историей государства Российского. Это дон Корлеоне мог десятилетиями существовать вне времени и политической ситуации Америки; в России такое невозможно. Не бригада развивается - это сами История и Государство движут судьбами маленьких людей, даже если они возомнили себя королями.



  КОНТЕКСТ
  • Телевизионная премьера в России - 23 сентября 2002.
  • "Бригада" самый дорогой российский телефильм. Фильм снят на кинопленку. Бюджет одной серии состовил почти 200 тысяч долларов.
  • Съемки велись на 350 (!) съемочных объектах, в том числе в Доме Правительства и в Бутырской тюрьме.
  • Уникальная по сложности подготовки сцена - съемки взрыва "Мерседеса-600" на набережной Тараса Шевченко (практически под окнами "Белого Дома").
  • В фильме 110 (!) ролевых персонажей.
  • Использовано почти 900 комплектов костюмов.
  • Не имеет аналогов в отечественном кино сцена с обстрелом квартиры Опера, где в одной комнате площадью около 30 квадратных метров было установлено 500 "посадок" (имитаторы пулевых попаданий).
  • Информация для автолюбителей. Автопарк, задействованный на картине, составил более 100 автомобилей, в том числе: "Москвич 2140", "Волги", "Жигули", 4 "Шевроле Сабурбан", 6 "Мерседесов 600", "Мерседес С-230", 3 "Мерседеса 124", 4 "Вольво", 5 "БМВ", "Джип Чероки", "Джип Ламборджини", "Даймлер", 3 "Митсубиси Паджеро", "Линкольн Континенталь", 2 "Линкольн Лимузин", джип "Мерседес МЛ", "Хёндай Галлопер", "Крайслер", 4 "Тайоты Лендкрузер", "СААБ", "Исузу Трупер", "Альфа Ромео", "Мерседес Гелентваген", 3 "Ауди", 3 катафалка "Шевроле", эксклюзивный "Мерседес Брабус".
  • За месяц до начала съемок продюсер фильма Анатолий Сивушов поселил четырех главных героев в Доме отдыха, чтобы они по-настоящему сдружились.
  • В этом фильме сыграл свою последнюю роль Николай Еременко.
  • В сцене игры в нарды Сергей Безруков в кадре с третьей попытки выбросил "шесть-шесть", что по теории вероятности почти нереально.
  • Для съемок необходимо было найти телефонную будку образца 80-х годов. Нужная будка была найдена в Люберцах. Там и была проведена съемка необходимой сцены. Через неделю после съемок будку заменили, и больше таких будок в Люберцах не осталось.
  • При составлении "Контекста" использована информация на сайте "Аватар Фильм".

  

  ЖАНР
драма
триллер
боевик


  ССЫЛКИ


  ВПЕРЕД
Следующий фильм режиссера:

Бой с тенью (2005)



 

 © Алексей Дубинский. Все права защищены. 2003-2005 пишите мне