купить


Озон.ru

All DVD
  фильмы | имена | статьи | библиотека | главная
 
 


 

 

Бен-Гур
Ben-Hur
 
США, 1959, 212 мин.
драма / исторический / приключенческий
   
Режиссер: Уильям Уайлер
Продюсеры: Сэм Цимбалист, Уильям Уайлер
Сценарист: Карл Танберг
По роману Лью Уолласа Бен-Гур: история Христа
Оператор: Роберт Л. Сартис
Композитор: Миклош Рожа
   
В ролях: Чарлтон Хестон, Джек Хоукинс, Хайа Харарет, Стивен Бойд, Хью Гриффит, Марта Скотт, Кэти О'Доннелл, Сэм Джаффе, Финлэй Карри, Фрэнк Тринг, Теренс Лонгдон, Джордж Релф, Андре Морелл
 
синопсис

Палестина начала первого столетия.. Два друга детства, Иуда Бен-Гур и Мессала, встречаются после долгих лет разлуки. Расхождение взглядов на жизнь делает невозможной их дальнейшую дружбу. Бен-Гур испытывает на себе предательство близкого человека, в результате которого на его судьбу выпадает множество испытаний и приключений...

 
IMDb | AllMovie | Фотогалерея | Фотогалерея
 
контекст
  • Премьера в Америке – 18 ноября 1959 (Нью-Йорк), 24 ноября 1959 (Лос-Анджелес).
  • Бюджет фильма – $15 млн.
  • Сборы в прокате – $70 млн.
  • Производственный период: май 1958 – март 1959.
  • Фильм снят по роману Лью Уолласа (в титрах он указан как генерал Лью Уоллас). Помимо этого произведения Уоллас (1827-1905) знаменит тем, что в конце 1870-х занимал пост губернатора Нью-Мехико. В период своего правления он успел помиловать пойманного бандита по имени Уильям Х. Банни, более известного как Билли Кид, а затем забрал свое слово и устроил облаву на знаменитого грабителя.
  • Первая «немая» экранизация романа вышла в 1925 году; название фильма Фрэда Нибло полностью совпадало с названием книги – Бен-Гур: история Христа.
  • Главную роль предлагали Берту Ланкастеру. Актер отказался, так как ему не понравилась подобная излишне нравоучительная история.
  • После Берта Ланкастера от роли Бен-Гура отказался Рок Хадсон.
  • Также Пол Ньюман отказался от главной роли, так как посчитал свои ноги не слишком красивыми, чтобы щеголять на экране в тунике.
  • Руководству MGM непременно хотелось выстроить как можно более аутентичное римское судно. Был приглашен специалист по древнеримской военно-морской флотилии, который предоставил инженерам студии свои чертежи. Один из инженеров, Мауро Замбуто, воскликнул: «Но это судно слишком тяжелое! Оно же утонет!» Тем не менее, корабль был выстроен по чертежам, спущен на воду и действительно пошел ко дну после первой же волны. От съемок в океане пришлось отказаться; для корабля построили специальный водоем, а в качестве неба пришлось использовать огромную декорацию небесного цвета.
  • Другая проблема заключалась в цвете воды. В водоеме она казалась бурой и мрачной. Тогда пригласили химика, чтобы он изобрел состав и окрасил воду под цвет Средиземного моря. Химик засыпал какой-то порошок, после чего вода действительно приобрела нужный колор, однако при этом поверхность покрылась странной коркой. Когда же от воды добились нужного эффекта, использованная голубая краска сумела раскрасить всех, кто имел неосторожность упасть в воду.
  • Специалисты из разных областей, которые толпились на съемках фильма, только вносили путаницу и неразбериху. Когда MGM спросила у одного из археологов, на что больше всего был похож иерусалимский стадион, тот ответил – на римский. Второй заявил, что такой стадион наверняка должен был быть выполнен в стиле финикийцев. А третий и вовсе удивился вопросу: «Стадион? Я не знаю, был ли в Иерусалиме хоть один стадион».
  • Поскольку съемки фильма прошли на знаменитой итальянской студии «Чинечитта», дешевле всего было бы использовать итальянских белых лошадей Тем не менее, на съемочную площадку были доставлены белые лошади из местечка Липица, Словения.
  • Дрессурой животных занимался Гленн Х. Рэндалл; в его ведении было 78 лошадей.
  • Руководство MGM так боялось, что итальянские ловкачи используют их декорации для своих «пеплумов», что после съемок уничтожило весь реквизит.
  • Страсть Чарлтона Хестона к трюкам едва не стоила ему жизни. Во время съемок знаменитой гонки на колесницах лошади так резко взяли старт, что Бен-Гур едва не улетел под колесницы. После этого его дублировал каскадер Джо Канутт, сын постановщика гонок Якима Канутта. В один момент он действительно сорвался и вылетел из колесницы, однако успел вскочить и вновь запрыгнуть на нее. Невольный этот трюк смотрелся так здорово, что решено было оставить его в фильме; на помощь пришел монтаж – после трюка нам вовремя показывают лицо Хестона, якобы забирающегося на колесницу. Сам Джо Канутт отделался легким ушибом на подбородке. Позже он дублировал Хестона в фильме Джека Смайта Аэропорт-75 (1974).
  • В некоторых моментах гонки на колесницах можно рассмотреть, что в упряжке только три лошади, вместо требуемых четырех. Это ухищрение помогло оператору снимать гонки с более близкого расстояния.
  • На съемки гонок ушло пять недель.
  • Уильям Уайлер решил, что у римлян должно быть британское произношение, а четыре единственных американских актера в большой международной труппе (где были задействованы актеры из Израиля, Уэльса, Австралии, Ирландии, Англии, Австрии, Италии) сыграли евреев. Тот же прием позже использовал режиссер Борис Сэгал на съемках исторического мини-сериала Масада (1981).
  • Композитор Миклош Рожа написал музыку к фильму за восемь недель.
  • Стивен Бойд, сыгравший Мессалу, специально для фильма изменил цвет глаз с помощью темных контактных линз.
  • После выхода фильма пошли слухи, что дублер Стивена Бойда погиб на съемках гонки на колесницах. Слух оказался ложным.
  • На роль Мессалы пробовался 32-летний Лесли Нильсен, будущая звезда пародийных комедий. Фрагменты его проб можно увидеть в документальном фильме Бен-Гур: съемки эпоса (1993).
  • Бен-Гур первый в истории «Оскара» фильм, собравший рекордное количество наград – 11 статуэток. Позже подобного успеха добились лишь фильмы Титаник (1997) Джеймса Кэмерона и Властелин колец. Возвращение короля (2003) Питера Джексона.
  • Фильм был номинирован на 12 «Оскаров». 12-ю статуэтку – за лучший адаптированный сценарий – он потерял из-за разразившегося скандала. Дело в том, что над сценарием фильма работал писатель Гор Видал. Продюсер Сэм Цимбалист обещал ему, а также Кристоферу Фраю, который правил сценарий независимо от Видала, что обязательно включит их имена в титры. Увы, Цимбалист скончался в Риме во время съемок фильма, и руководство MGM решило сэкономить, включив в титры только сценариста Карла Танберга; именно ему и досталась номинация на «Оскар». Однако большой скандал, устроенный Видалом, заставил Киноакадемию на всякий случай обойти Танберга стороной.
  • Для фильм было написано 40 вариантов сценария.
  • Фильм открывается изображением купола Сикстинской капеллы. Спустя шесть лет Чарлтон Хестон в фильме Агония и экстаз (1965) сыграет Микеланджело Буонаротти, расписавшего купол Сикстинской капеллы.
  • Съемки гонок на колеснице посетила Одри Хепберн, которая в тот момент жила в Риме и снималась в фильме Фреда Циннеманна История монахини (1959). Это привело к ложному слуху, будто Хепберн появилась в фильме камео, из уважения к режиссеру Уильяму Уайлеру.
  • Невероятный успех фильма в прокате спас MGM от банкротства.
  • Успех фильма породил огромное количество сопутствующей продукции, включая сотни игрушек и полотенца для мальчиков и девочек с надписями «Бен-Он» и «Бен-Она».
  • В течение 18 дней в мае 1970 года MGM распродавала свои фонды – костюмы, декорации, реквизит и т.д. Инициативу проявил новый акционер MGM Керк Керкорян, считающийся самым богатым армянином в мире. Его стараниями с лотка за $4000 ушли колесницы из Бен-Гура.
  • В 2003-м на телевидении вышел анимационный фильм Билла Ковальчука Бен-Гур.
 
награды
Оскар-1960
  • лучший фильм
  • лучший режиссер - Уильям Уайлер
  • лучший оператор цветного фильма - Роберт Сартис
  • лучший звук - Фрэнклин Милтон
  • лучшие костюмы - Элизабет Хэффенден
  • лучшая мужская роль - Чарлтон Хестон
  • лучшая мужская роль второго плана - Хью Гриффит
  • лучший художник - Уильям Э. Хорнинг и др.
  • лучший спецэффекты - Э. Арнольд Жиллеспи и др.
  • лучший монтаж - Ральф И. Уинтерс, Джон Д. Даннинг
  • лучшая музыка - Миклош Рожа
  • лучший адаптированный сценарий -
    Карл Танберг (номинация)
БАФТА-1960
  • лучший фильм - Уильям Уайлер
Давид ди Донателло-1961
  • лучший иностранный фильм
Золотой глобус-1960
  • лучшая драма
  • лучший режиссер - Уильям Уайлер
  • лучшая мужская роль второго плана - Стивен Бойд
  • Специальный приз за сцену "гонки на колесницах" -
    Эндрю Мэртон
  • лучшая мужская роль в драме - Чарлтон Хестон
 

пятерочка


Гладиатор (2000)


Храброе сердце (1995)


Царь царей (1995)


Спартак (1960)


Фабиола (1975)
 
SpyLOG

Rambler's Top100

Яндекс цитирования

Рассылка 'Дневник кино - новости и все обновления сайта'
 
 
 © Алексей Дубинский. Все права защищены. 2003-2007 пишите мне