купить


Озон.ru

All DVD
  фильмы | имена | статьи | библиотека | главная
 
 


 

 

Апокалипсис сегодня
Apocalypse Now
 
США, 1979, 153 мин.
драма / военный

   
Режиссер: Фрэнсис Форд Коппола
Продюсеры: Фрэнсис Форд Коппола, Ким Обри (новая версия 2001 года)
Сценаристы: Джон Милиус, Фрэнсис Форд Коппола, Майкл Херр
По мотивам романа Джозефа Конрада Сердце тьмы
Оператор: Витторио Сторраро
Композиторы: Кармине Коппола, Фрэнсис Форд Коппола; музыка Рихарда Вагнера и группы The Doors
   
В ролях: Марлон Брандо, Мартин Шин, Роберт Дювалл, Фредерик Форрест, Сэм Боттомс, Альберт Холл, Лоуренс Фишберн, Деннис Хоппер, Харрисон Форд, Дж. Д. Спрэдлин, Джерри Зисмер, Скотт Гленн, Бо Байерс, Джеймс Кин, Керри Россалл, Рон МакКуин, Том Мэйсон, Синтия Вуд, Коллин Кэмп, Линда Карпентер, Джек Тибо, Гленн Уокен, Джордж Кантеро, Дэмиэн Лек, Херб Райс, Уильям Аптон, Ларри Карни, Марк Коппола, Дэниэл Кивит, отец Элиас, Билл Грэм, Хэтти Джеймс, Джерри Росс, Дик Уайт, Кристиан Марканд, Аврора Клемент, Р. Ли Эрми, Витторио Сторраро
 
синопсис

Дезертир полковник Кертц поселяется в Камбодже и объявляет себя богом джунглей. Остановить безумца посылают капитана Уилларда, который должен пройти вдоль развороченный войной джунглей и проникнуть в самое сердце тьмы…

 
IMDb | AllMovie | Roger Ebert | Фотогалерея | Официальный сайт
 
контекст
  • Премьера в Америке – 15 августа 1979.
  • Фестивальные премьеры – Канны (май 1979).
  • В Америке фильм повторно был выпущен 28 августа 1987. А 3 августа 2001-го в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе состоялась премьера обновленной версии фильма хронометражем в 202 минуты.
  • Бюджет фильма - $ 31,5 млн.
  • Фильм использует лишь сюжетный зачин классического романа Джозефа Конрода Сердце тьмы, действие в котором разворачивается на один век раньше. Прямую экранизацию романа в 1994 году снял для телевидения британский режиссер Николас Роуг.
  • Еще в начале 70-х фильм по сценарию Джона Милиуса собирался снимать Джордж Лукас, а Коппола должен был выступить исполнительным продюсером. Однако сделка с Warner Bros. сорвалась, и результатами того, что проект был реализован почти через десять лет, стало то, что Коппола снял Крестного отца (1972), а Лукас – Звездные войны (1977). К моменту, когда война во Вьетнаме закончилась, Коппола вновь заинтересовался проектом. Джон Милиус отказался снимать фильм, и Коппола сам взялся за режиссуру.
  • Свой сценарий Джон Милиус написал в 1969-м году. Сценарий назывался Психоделический солдат. По его же версии, мятежный полковник не только провозгласил себя богом, но и вступил в непосредственную войну с американской армией.
  • На роль капитана Уилларда приглашали Стива МакКуина.
  • Роль Уилларда уже начал играть Харви Кейтел, но спустя две недели Коппола заменил его на Мартина Шина.
  • Полное имя героя Шина – Бенджамин Уиллард. Старших сыновей Харрисона Форда зовут Бенджамин и Уиллард.
  • В момент, когда исполнителем главной роли хотели сделать МакКуина, сценарий назывался Апокалипсис Три, в нем было три главных героя, и всех их, по замыслу Копполы, должны были сыграть крупнейшие звезды, в частности, Джин Хэкман.
  • Это второе появление в кино актера Р. Ли Эрми, который предстает здесь в небольшой роли пилота геликоптера; его имени даже нет в титрах. Спустя семь лет Эрми прославится в другой «вьетнамской» саге, Цельнометаллическом жилете (1987) Стэнли Кубрика, в своей главной и до сих пор лучшей роли военного инструктора сержанта Хартмана.
  • Художник фильма Дин Тавуларис и режиссер Коппола появляются камео как военные документалисты.
  • Имя другого художника фильма, Денниса Гэсснера, было использовано, как имя автора одной из статей в деле полковника Куртца.
  • Во время съемок Коппола сбросил 100 фунтов веса.
  • Хуже всех вел себя на съемках Марлон Брандо. Ему заранее заплатили миллион долларов, но всякий раз он угрожал уйти из фильма. Тогда Коппола заявил своему агенту, что ему все равно, и взамен Брандо он желает получить Джека Николсона, Роберта Редфорда или Аль Пачино. В конце концов, Брандо остался, набрал во время съемок 40 килограммов веса, отказался читать оригинальный сценарий и даже роман Конрада, отклонил режиссерский сценарий Копполы, согласился только на импровизацию своей роли и запрещал снимать себя на свету – лишь в темноте.
  • Первоначально по сценарию Куртца звали полковник Леви.
  • Коппола шутил, что если бы Аль Пачино согласился на роль Куртца, ему пришлось бы снимать свой фильм в нью-йоркской квартире Пачино.
  • На съемках у Мартина Шина случится инфаркт, и в нескольких сценах его заменили дублеры, включая родного брата Шина. Коппола так боялся, что студия запретит Шину сниматься, что решил скрыть этот факт.
  • Рабочий съемочный материал имеет хронометраж в 200 часов.
  • В некоторых сценах звук взлетающих геликоптеров был изобретен на синтезаторе, чтобы лучше синхронизировать его с музыкой.
  • Съемки шли на Филиппинах, и по контракту местный правитель Фердинанд Маркос должен был предоставить съемочной группе геликоптеры и пилотов. Однако время от времени Маркос забирал свою воздушную технику, чтобы вести сражения с местными мятежниками.
  • По графику съемки фильма должны были длится чуть больше шести недель. Они затянулись до 16 месяцев.
  • На несколько месяцев съемки прервал случившийся тайфун.
  • В фильме по-настоящему убивают корову.
  • До сих пор Апокалипсис окутывают легенды, что Коппола и многие из съемочной труппы снимали фильм, находясь под действием марихуаны и ЛСД. По крайней мере, в подобном точно уличили актера Сэма Боттомса.
  • Коппола отчаянно искал удовлетворившую бы его финальную сцену, пока его жена Элеанор не рассказала, что была свидетельницей жертвоприношения животного в местном племени ифугао.
  • Позже документальные съемки Элеанор Копполы стали основой документальной ленты Факса Бара и Джорджа Хикенлупера Сердце тьмы: как снимали «Апокалипсис» (1991).
  • У фильма нет начальных титров. Его название появляется лишь в самом конце.
  • Один из звукорежиссеров Рэнди Том рассказывал, что понадобилось девять месяцев, чтобы свести звук так, как того хотел Коппола.
  • Многие диалоги фильма были уже записаны на стадии пост-продакшна, так как записанные ранее шумы (например, звук геликоптеров) испортили большинство сцен с диалогами.
  • Монтажер Уолтер Марч в своей книге Отражения в глазу рассказал, что монтаж фильма длился около двух лет, причем, в среднем в день делалась всего одна монтажная склейка.
  • Ряд фотографий полковника Куртца из его досье были кадрами из фильма Отражения в золотом глазу (1967) Джона Хьюстона, где Брандо сыграл военного офицера.
  • Сценарист Майкл Херр, выступивший как автор закадрового текста, позднее ту же работу сделал для фильма Копполы Творец дождя (1997).
  • Херр, написавший закадровые монологи Уилларда, основывался на собственных впечатлениях, когда он работал военным журналистом.
  • Героя Харрисона Форда зовут полковник Лукас. Это очевидный намек на Джорджа Лукаса, который сначала снял Форда в Американских граффити (1973), а затем прославил в Звездных войнах (1977). Между тем, имя Форда и Лукаса совпало лишь тогда, когда от этой роли отказался Джеймс Каан, запросивший слишком много денег.
  • Героя Дж. Д. Спрэдлина зовут генерал Корман. Это намек на легендарного продюсера Роджера Кормана, у которого начинал свою работу Фрэнсис Форд Коппола.
  • Это первый фильм в истории Каннского МКФ, который получил «Золотую Пальмовую ветвь» еще до того, как был полностью закончен. Жюри Каннов-79 не сумело прийти к единому мнению, и потому фильм разделил главный приз с Жестяным бараном (1979) Фолькера Шлендорффа.
  • Чтобы попасть в фильм Лоуренс Фишберн соврал о своем возрасте (съемки начались в 76-м, ему было на тот момент 14 лет).
  • Фотожурналист цитирует два стихотворения Т. С. Элиота (в частности, из поэмы Любовная песнь Альфреда Прафрока). А в финале в комнате Куртца можно заметить книгу Джесси Уэстона От ритуала до романа, на которую автора вдохновила поэма Элиота Пустыня.
  • Сам Куртц цитирует поэму Элиота Полые люди. На эту поэму Элиота вдохновил роман Конрада Сердце тьмы.
  • В комнате Куртца также можно увидеть знаменитую книгу Джеймса Фрэйзера Золотая ветвь. Книга является антропологическим исследованием обрядов и ритуалов некоторых культур, в частности тех, где молодой узурпатор убивает старого вождя и занимает его место.
  • Фотожурналиста играет Деннис Хоппер. По его словам, он вдохновлялся образом легендарного фотографа Тома Пэйджа.
  • Едва фильм вышел за рамки отведенного ему бюджета, Коппола вложил в съемки несколько собственных миллионов долларов.
  • Во время съемок Коппола несколько раз угрожал окружающим, что покончит с собой.
  • Оригинальную музыку к фильму написал Кармине Коппола, отец режиссера. Первоначально композитором фильма должен был стать Дэвид Шайр, который до этого работал с Копполой на Разговоре (1974).
  • Это первый фильм, использовавший 70-мм Долби Стерео систему.
  • В декабре 2002 года голландский журнал Экран назвал Апокалипсис сегодня величайшим фильмом за последние 25 лет.
 
награды
Оскар-1980
  • лучший оператор - Витторио Сторраро
  • лучший звук - Уолтер Марч и др.
  • лучшая мужская роль второго плана -
    Роберт Дювалл (номинация)
  • лучший художник - Дин Тавуларис (номинация)
  • лучший режиссер - Фрэнсис Форд Коппола (номинация)
  • лучший монтаж - Ричард Маркс (номинация)
  • лучший фильм (номинация)
  • лучший адаптированный сценарий - Джон Милиус, Фрэнсис Форд Коппола (номинация)
БАФТА-1980
  • лучший режиссер - Фрэнсис Форд Коппола
  • лучшая мужская роль второго плана - Роберт Дювалл
  • приз им. Энтони Аскуита за лучшую музыку -
    Кармине Коппола, Фрэнсис Форд Коппола (номинация)
  • лучший оператор - Витторио Сторраро (номинация)
  • лучший монтаж - Ричард Маркс и др. (номинация)
  • лучший фильм (номинация)
  • лучшая мужская роль - Мартин Шин (номинация)
  • лучший художник - Дин Тавуларис (номинация)
  • лучший саундтрек - Нэтан Боксер и др. (номинация)
Канны-1979
  • Золотая Пальмовая ветвь - Фрэнсис Форд Коппола
    (с фильмом Фолькера Шлёндорффа Жестяной барабан)
  • ФИПРЕССИ - Фрэнсис Форд Коппола
Сезар-1980
  • лучший иноязычный фильм -
    Фрэнсис Форд Коппола (номинация)
Давид ди Донателло-1980
  • лучший режиссер иностранного фильма -
    Фрэнсис Форд Коппола
Золотой глобус-1980
  • лучший режиссер - Фрэнсис Форд Коппола
  • лучшая мужская роль второго плана - Роберт Дювалл
  • лучшая музыка -
    Кармине Коппола, Фрэнсис Форд Коппола
  • лучшая драма (номинация)
 

пятерочка


Тонкая красная линия (1998)


Спасение рядового Райана (1998)


Взвод (1986)


Лодка (1981)


Тропы славы (1957)
 
SpyLOG

Rambler's Top100

Яндекс цитирования

Рассылка 'Дневник кино - новости и все обновления сайта'
 
 
 © Алексей Дубинский. Все права защищены. 2003-2007 пишите мне