купить

Озон.ru

All DVD
  фильмы | имена | статьи | библиотека | главная
 
 


 

 

На последнем дыхании
A bout de souffle
 
Франция, 1960, 87 мин.
драма / криминальный
   
Режиссер: Жан-Люк Годар
Продюсер: Жорж де Бурегар
Сценарист: Жан-Люк Годар
По сюжету Франсуа Трюффо
Оператор: Рауль Кутар
Композитор: Мартиаль Солаль
   
В ролях: Жан-Поль Бельмондо, Джин Сиберг, Даниэль Буланжер, Жан-Пьер Мельвиль, Анри-Жак Юэ, Ван Дауд, Клод Мансар, Жан-Люк Годар, Ричард Балдуччи, Роже Анен, Жан-Луи Ришар, Лилиан Давид, Жан Домарши, Жан Душе, Рэймонд Хантли, Андре С. Лабарт, Франсуа Мореуль, Лилиан Робен, Филипп де Брока, Мишель Фабр
 
синопсис

Мишель Пуакар убивает полицейского, скрывается от закона, крутит роман с очаровательной американкой, оказывается предан ею и погибает под градом пуль – в общем, легко и непринужденно проживает последний день своей жизни…

 
IMDb | AllMovie | Roger Ebert | Фотогалерея
 
контекст
  • Премьера во Франции – 16 марта 1960.
  • Премьера в Америке – 7 февраля 1961.
  • Фестивальные премьеры – Берлин (июнь 1960).
  • Бюджет фильма – 400 тысяч франков.
  • Съемочный период: 17 августа – 15 сентября 1959.
  • Полнометражный дебют Жан-Люка Годара.
  • Жан-Поль Бельмондо еще трижды снимался у Годара – в Женщина есть женщина (1961), Безумном Пьеро (1965) и короткометражке Шарлотта и Жюль (1960).
  • Автор сюжета Франсуа Трюффо однажды сказал: «Есть кино до Годара и после Годара».
  • Хотя зачастую говорится, что свой фильм Годар снимал без сценария, это не совсем так. Готового сценария у него не было к началу съемок, однако каждое утро съемок он начинал с того, что расписывал новую сцену.
  • Чтобы добиться спонтанности и непринужденности реакций актеров, Годар сообщал им все их реплики незадолго до съемок.
  • Мишель Пуакар упоминает некоего Боба Монтанье; его собеседник отвечает: «Боб сейчас в тюрьме». Боб Монтанье – главный герой фильма Жан-Пьера Мельвиля Боб-игрок (1955), который очень любили Годар, Трюффо и их соратники и называли его в качестве предтечи «новой волны».
  • Сам Мельвиль появляется камео в роли писателя Парвулеску, у которого берет интервью Патриция. Свои ответы на ее вопросы и стиль поведения Мельвиль заимствовал у Набокова – все это он подсмотрел в одном из телевизионных интервью с русским писателем.
  • Мельвиль также гордился, что помогал советами Годару на стадии монтажа. Фильм получился довольно длинным; Мельвиль советовал не выбросывать «лишние» сцены, а просто порезать их – немного здесь, немного там. Потом говорили, что Годар изобрел новую монтажную технику jump cut, которую позднее в кино стали применять очень хорошо.
  • Из книги Михаила Ямпольского Память Тиресия: "На последнем дыхании" нашпигован всевозможными цитатами, о которых Годар охотно рассказывал. Наиболее объемный слой цитирования приходился на американский "черный фильм". Годар признавался: во время съемок он считал, что делает фильм того же жанра. В одном из эпизодов героиня фильма Патриция пытается повесить в комнате героя Мишеля принесенную ей афишу-репродукцию картины Ренуара. Она примеряет ее то на одну, то на другую стену, в конце концов сворачивает в трубку и смотрит сквозь нее на Мишеля. Затем Патриция и Мишель целуются, и девушка отправляется в ванную комнату, где и прикрепляет афишу к стене. В этом эпизоде нет ничего такого, что нарушало бы линейное развертывание рассказа. Между тем сам Годар указывал, что в данном эпизоде скрыта цитата. В тот момент, когда Патриция смотрит в свернутую трубкой афишу, режиссер цитирует сцену из Сорока ружей Сэмюэля Фуллера, где один из героев смотрит на своего антагониста сквозь прицел ружья (Эндрью, 1988:18). Эта цитата выполняет двойную функцию. С одной стороны, она отсылает через фильм Фуллера к жанру "черного фильма" и устанавливает, используя выражение Жерара Женетта, архитекстуальную связь (Женетт, 1979:88), так как жанр в качестве совокупности однотипных текстов может пониматься как архитекст. Иными словами, эта цитата подтверждает принадлежность фильма Годара определенному жанру и задает соответствующие этому жанру коды чтения. С другой стороны, через фильм Фуллера вводится более глубокое понимание отношений между Патрицией и Мишелем, отношений, в которых Мишель выступает как жертва, мишень. Этот эпизод как бы предвосхищает трагическую смерть героя, погибающего из-за предательства Патриции".
  • В 1983 году режиссер Джим МакБрайд снял ремейк фильма; главные роли сыграли Ричард Гир и Валери Каприски. Действие было перенесено в Америку, герой получил имя Джесси Ладжэк, а девушка стала француженкой.
 
награды

Берлин-1960

  • лучший режиссер - Жан-Люк Годар

БАФТА-1962

  • лучшая иностранная актриса - Джин Сиберг (номинация)
 

пятерочка


О, где же ты, брат? (2000)


Беглец (1993)


Вниз по закону (1986)


На последнем дыхании (1983)


39 ступеней (1935)
 
SpyLOG

Rambler's Top100

Яндекс цитирования

Рассылка 'Дневник кино - новости и все обновления сайта'
 
 
 © Алексей Дубинский. Все права защищены. 2003-2007 пишите мне